Конспект занятия "Животные Севера России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришанова-Штанько Лилия Викторовна

конспект заняти по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия208.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20»

Конспект открытого занятия

«Животные Севера России»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0456/000ebddd-644c0452/hello_html_m3d5034d3.jpg

Подготовила воспитатель:

Гришанова-Штанько Лилия Викторовна

город Курск, 2022

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему«Животные Севера России».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде,).

- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Северсеверный полюссеверное сияниеживотное, белый медведь, морж, северный олень, рога, копыта, шерсть, ласты).

Развивающие:

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.

Словарь:

-существительные: белый медведь, морж, северный олень, морской котик, касатка, белуха, полярная сова, кит, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть, ласты, клюв, крылья.

-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, рогатый, коричневый, толстый, рогатый, пушистый.

Оборудование: глобус, карта России, картинки по теме, загадки.

Предварительная работа:

Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение энциклопедий.

Организационный момент: 

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг, и я – твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Лицом к друг другу повернулись,

Руку правую пожали,

Крепко так себя обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Ребята, вы знаете что это? Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много.  И по всей земле живут разные животные. А сейчас я вам загадаю загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

Эта самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: В каком городе мы живём?

Дети: Курске.

Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России. Океан покрылся льдом. Лёд в Арктике никогда не тает. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Но летом бывает полярный день, когда солнце светит все время и не садится за горизонт.

А теперь давайте отправимся на Северный полюс.

Мы плывем на ледоколе

Ледокол идет по льду

Ледяное поле колет

Слева льдина проплывет

Справа айсберги встают

А друзья не унывают

И по-прежнему плывут.

Воспитатель: А на Севере какая погода?

Дети: Холодно, морозно.

Звучит аудиозапись вьюги.

Появляется Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте ребята! А вы знаете кто я?

Дети: -Снеговик!

Снеговик: Я сегодня помогу вам провести экскурсию по Северному полюсу. Хотите?

Дети:- Да!

Снеговик: Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны) и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Воспитатель: И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?

(показ картинок)

Дети: Много снега.

Воспитатель: А снег какой?

Дети: Мягкий, пушистый.

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: Снежные горы, северное сияние. 

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: полярную ночь, полярный день.

Воспитатель: А как вы думаете, в таком суровом климате кто-нибудь живет? Ребята чтобы узнать какие животные живут на крайнем севере я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети(Да, мы готовы).

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, появится картинка – отгадка.

Снеговик:  Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец и заботливый отец.

Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм!

 И в любую непогоду спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

 Раскидистые ветки ношу на голове.

На Севере холодном приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку весной и летом ем. (Олень)

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут... (Песец)

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый (Морж)

Летает бесшумно

Кругом голова

Полярная, бела птица… (Сова).

Воспитатель:  Среди хищных зверей Севера самым крупным является  – белый медведь

-Давайте попробуем описать белого медведя.

- Кто это? (это белый медведь)

- Какого он цвета? (белого)

- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).

- Чем покрыто тело белого медведя (тело белого медведя покрыто густой шерстью).

- Чем питается белый медведь? (Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.) Живет на суше.

Воспитатель:  А это северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

 Давайте опишем северного оленя.

- Кто это? (это северный олень).

- Какого он цвета (серого, белого, коричневого, а хвостик белый).

- Части тела? (туловище, длинные ноги, на ногах копыта, вытянутая голова на голове есть рога).

- Чем покрыто тело северного оленя (тело северного оленя покрыто шерстью).

- Чем питается северный олень (мхом, травой, лишайником). Живет на суше.

Давайте немного отдохнем.

Снеговик проводит физ.минутку: «У оленя дом большой».

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Кто попробует  описать моржа?

- Кто это? (это морж).

- Какого он цвета (коричневого или бурого). Живет на суше и в воде.

- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело моржа (тело покрыто толстой кожей).

- Чем питается морж (молюсками, рыбой).

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется песец. Он похож на лису.

Кто попробует  описать песца?

- Кто это? (это песец).

- Какого он цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, лапы, нос, длинный хвост)

- Чем покрыто тело песца (шерстью).

- Чем питается песец (мышами). Живет на суше.

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется полярная сова.

Кто попробует  описать сову?

- Кто это? (это сова).

- Какого она цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, клюв, когти, глаза, крылья хвост)

- Чем покрыто тело совы (перьями).

- Чем питается сова (мышами). Живет на суше.

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, описали всех животных теперь мы знаем кто живет на севере.

Снеговик: А теперь  давайте немного погреемся. Встали у своих стульчиков.

Речь с движением:

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать.

Надо ручками похлопать.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем.

Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам о тех животных, про которых загадки я не загадывала. 

Воспитатель: Это животное называется кит.

- Какого он цвета (белого, серого, черного).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело кита (кожей).

- Чем питается кит (планктоном, молюски, рачки).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется касатка.

- Какого она цвета (белого, серого, черного).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело кита (кожей).

- Чем питается кит (рыбой, нападает на дельфинов).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется белуха.

- Какого она цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело белухи (кожей).

- Чем питается белуха (рыбой).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется морской котик.

Кто попробует  описать котика?

- Кто это? (это котик).

- Какого он цвета (серого, черного, коричневого). Живет на суше и в воде.

- Части тела? (у котика маленькая голова и крупное вытянутое тело. А еще у котика есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело котика (тело покрыто шерстью).

- Чем питается котик (молюсками, рыбой).

Снеговик:  Ребята предлагаю вам поиграть.  Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У морского котика короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята собрать картинки животных, которые живут на Севере нашей родины.

Дети собирают разрезные картинки.

Рифлексия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно в наш родной детский сад.

Воспитатель: Дети давайте попрощаемся со Снеговичком.

Дети прощаются. Снеговик уходит.

- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)

- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа        - Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)

- Какое животное вам больше понравилось (ответы детей)

- А в подарок вам я хочу подарить леденцы которые похожи на маленькие льдинки! Угощайтесь!

- Что нужно сказать?

Дети: Спасибо!

- На здоровье, до новых встреч

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Сообщение для педагогов « История Спартакиады народов Севера России «Заполярные игры»

История спортивного мероприятия «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»....

Конспекты НОД по позавательному развитию "Путешествие на север России"

Данный материал позволяет интересно,глубоко осветить Север, его климат, животных, людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...