Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; расширить знания детей о коренном населении- малочисленных народах Севера; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей; чтобы сохранить природу и животных  мы должны их охранять; приобщить детей к процессам познания о Крайнем Севере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Программное содержание: дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; расширить знания детей о коренном населении- малочисленных народах Севера; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей; чтобы сохранить природу и животных  мы должны их охранять; приобщить детей к процессам познания о Крайнем Севере.

Оборудование: карта; картинки Северного сияния и рисунки детей; картинки северных растений; иллюстрации животных Севера; кроссворд ; настольные игры «Собери животных» и «Помоги маме добраться к детёнышу»; магнитная доска ; посылка-песцовый воротник, шапка из нерпы, костяная брошь, деревянный гребешок , клюква.

Для опыта: две лепёшки из теста, две крышечки, два грузика.

Музыкальное сопровождение: шумовой эффект «пурга» («  Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова ) ; Е.Крылатов «Колыбельная Медведицы» из  м/ф  «Умка».

Ход занятия

I. Вступительная беседа о Севере и о Северно-Ледовитом океане.

Воспитатель:

-  Сегодня мы продолжим знакомиться с нашей Родиной. С нашей страной.

-  А как называется наша страна? (Россия) Я вам рассказывала, какая большая и необъятная наша страна. Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озёр, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир.

-  Ребята, а куда недавно мы летали на самолёте? (На Север)

-  Вам понравилось наше путешествие?

-  Давайте вспомним, всё, что мы видели на Крайнем Севере, в этом суровом крае. Чем он нас удивил, заинтересовал, что нового мы открыли для себя.

-  Покажите, где находится Север России? Покажите на карте.

-  (Север омывается Северно-Ледовитым океаном  и множеством северных морей).

-  Кто может перечислить северные моря? (Берингово, Лаптевых, Карское, Восточно- Сибирское и др.)

-  Чем дальше едешь на Север, тем становится всё холоднее и холоднее. Северно-Ледовитый океан раскинулся на самом крайнем Севере.

-  Дети, расскажите чем понравился Северно-Ледовитый океан и покажите свои рисунки.

-  Почему океан назван Северно-Ледовитым?

II. Беседа о тундре.

    1  -  Ребята, а как называется суша, которая тянется вдоль Северно-Ледовитого океана и северных морей. (Тундрой) (показать на карте)

-  Как вы думаете, близость океанов и северных морей сказывается на погоде в тундре? (да)

-  Так какая погода на Севере, в Тундре? (слова признаки: морозная, холодная, студёная, суровая, лютая, вьюжная)

    2. Я хочу вам предложить послушать фрагмент шумового эффекта

-  Что он вам напоминает? (Пургу)

-  Как пурга проявляет себя? (слова действия: летит, завывает, засыпает, заносит, воет, бушует, метёт)

-  Расскажите, какая на севере зима?

    3. Беседа о Северном сиянии

Северное сияние (показ картинок)

        Юрий Шестопалов

Что за чудо- чудеса,

Загорелись небеса!

И горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба

Это- свет

Холодный свет

,,Северного неба”

-  Что вы можете рассказать о Северном сиянии?

-  Покажите свои рисунки. (3 шт. Никита, Кирилл, Настя)

Северное сияние- это свечение верхних слоёв атмосферы. Столкновение газов, которые выходят из земли, с солнечной энергией вызывает эффект свечения, т.е. северное сияние.

-  Что делает Северное сияние? (слова действия: блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится)

Значит зима очень холодная до (-50о)

4.   -   Ребята, а какое же лето на крайнем Севере? (короткое, холодное, t- 0о-12о)

Может ли быть богатой растительность в тундре, если лето холодное?

-  В тундре вечномёрзлая почва, поэтому здесь живут только те растения, которые выносят холод, сильные ветра, вечную мерзлоту. Здесь растут: кустарники, невысокие травы, лишайники и мох. Из деревьев встречается лишь карликовая берёза. Осенью в тундре много ягод: морошки, брусники, клюквы, голубики.

Дети делятся на две команды. Проводится дидактическая игра ,,Выбери картинки”. (растения Севера)

III.  Беседа о животных.

  1.  Ребята, а теперь давайте поговорим о животных Севера.

-  Каких животных Севера вы знаете? (ответы сопровождаются показом иллюстраций)

-  А как вы думаете, почему животные Севера не мёрзнут в лютую стужу? (животные имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло и густая шерсть, а у птиц много перьев, они носят ,,перьевые рубашки” и им не страшен мороз.)

2. Физминутка ,,Олень”

Детям предлагается отгадать загадку, превратиться в  северных  оленей и помчаться по бескрайним просторам севера.

Он вездеход, он пароход,

И к тому же самолёт!

Везде проедет, везде пройдёт-

В любую погоду дорогу найдёт.(олень)

 

3.Отгадайте ещё загадки.

-  Кто из животных считается хозяином Севера? (белый медведь)

-  Назовите животное Севера, у которого есть бивни? (морж)

-  Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера (олень)

Воспитатель: Мы поговорим сегодня об этих удивительных животных и узнаем много интересного. Вам было дано задание: дома расспросить родителей , почитать о белом медведе, морже, оленях.

4. Описательные рассказы.

  1. Медведь
  2. Морж
  3. Олень

Дети делятся на 2 команды по 5 человек и играют в дидактические игры: «Помоги маме добраться к детёнышу», «Собери из частей белого медведя».

5. Опыт « Кто выносливее олень или лось?»

Для проведения опыта необходимо приготовить небольшие лепешки из теста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается, по два заранее заготовленных "стола" с узкими ножками и более широкими. "Стол" - это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша или четыре фломастера с колпачками. "Стол" с карандашами условно называется ЛОСЬ, "стол" с фломастерами - ОЛЕНЬ. Каждый из полученных "столов" дети ставят на лепешку - СНЕГ. Сверху на "столы" кладутся одинаковые грузы. После этого "столы" убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

В.: Дети, что вы заметили? На СНЕГУ остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ. (Описание - острые, глубокие). А у ОЛЕНЯ? (Неглубокие, почти незаметные). А как вы думаете, почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта).

Воспитатель поизносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.

Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы олень он проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).

В.: Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему коренные жители Севера приручили к себе оленя?

Предполагаемые ответы детей: олени перевозят людей; из оленьей шкуры они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы; оленье мясо и молоко употребляют в пищу.

IV.. Знакомство с коренными жителями Севера. (показ картинок)

Манси, нанайцы, ненцы, нихви, удэгейцы, ульчи, ханты, чукчи, эвены, эскимосы, кереки и др. Люди занимаются рыболовством, скотоводством, охотой, оленеводством. Многие животные и птицы Севера оказались под угрозой полного исчезновения, их осталось очень мало. Чтобы сохранить природу, люди должны животных охранять. Для этого люди создают заповедники , где нельзя охотиться. Создают зверофермы, где разводят и выращивают животных.

V. Посылка.

Звучит «Колыбельная Медведицы», вносится посылка.

-  Ребята, Умка  получил наше письмо и прислал нам посылку. Давайте откроем её.

-  воротник из песца (песцовый)

-  шапка из нерпы (нерповая)

-  тапки из оленя (оленьи)

-  брошь из бивня моржа (костяная)

-  гребешок из карликовой берёзы (деревянный)

-  ягода-северная клюква

Клюква растёт у нас в смешанном лесу на болотах .Эта ягода богата витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой. Сейчас вы подкрепитесь этим витамином. А заодно и поиграем в игру «клюквоеды» и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщиться, ведь эта ягода очень кислая.

 Дети вместе с воспитателем угощают гостей клюквой.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»

Конспект интегрированного занятия  в  подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»...

План – конспект совместной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Путешествие с Золушкой в страну электроприборов»

План – конспект   совместной образовательной   деятельности  с детьмиИнтегрированное занятие в подготовительной логопедической  группе«Путешествие с Золушкой в стра...

Интегрированное мероприятие для подготовительной логопедической группы "Путешествие на север"

Конспект будет полезен воспитателям подготовительных групп и учителям-логопедам...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Путешествие в Королевство Знаний" на методическое объединение города Минеральные Воды.

Итоговое занятие по закреплению у детей навыка формирования связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыка звукового анализа и синтеза слов. Составлять  предложения с пре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с применением средств ИКТ. Тема: Путешествие в страну знаний

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Путешествие с перелетными птицами».

Образовательная область: Познание. Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах. Интеграция образовательных областей:  коммуникация, социализация,  здоровье,...