Конспект открытого занятия на тему "Путешествие в весну"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Елена Владимировна

Конспект открытого занятия по окружающему миру для подготовительной группы на тему "Путешествие в весну".

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Занятие проводится в игровой форме «Путешествие», которое включает в себя 5 остановок, на каждой из которых детям предоставляется возможность выполнить определенный перечень заданий.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по окружающему миру42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

МБОУ «Моглинская средняя общеобразовательная школа

Псковского района»

Конспект открытого занятия

Тема: Путешествие в весну

Выполнила: Макарова Е.В.

ПСКОВ

2024

НОД по окружающему миру в подготовительной группе

Тема: путешествие в весну

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания детей о том, какие изменения происходят весной;

- Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной;

- Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их образе жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.

- Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, условия проживания.

- Закрепить обобщающие понятия;

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.

Развивающие.

- Развивать умение детей выделять характерные признаки весны;

- Развивать внимание, наблюдательность, память;

- Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умения отвечать на вопросы;

- Развивать интерес к жизни животных и птиц.

Воспитательные.

- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе, животным и птицам;

- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Методы и приемы:

- Наглядные;

- Словесные;

Оборудование: карточки с признаками весны (12 штук), план карта, иллюстрации по теме, разрезные картинки с изображением перелетных птиц, мольберт.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: здравствуйте

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Дети: да

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в одно маленькое, но очень увлекательное путешествие. Вам интересно узнать, куда мы отправимся? Но об этом мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: Весна

Воспитатель: Правильно, весна, и сегодня я приглашаю вас в путешествие в весну.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на автобусе, но чтобы нам не заблудиться в дороге, давайте возьмем с собой вот эту план карту, на которой изображены все остановочные пункты (показываю план карту).

II Основная часть

Воспитатель: И так отправляемся в путь и первая наша остановка «Весенняя»

  1. Остановка «Весенняя»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки весны, а в этом нам помогут лежащие на столе карточки (12 карточек).

Проводится Д/и «Приметы весны»: На столе перед детьми лежат картинки с изображением примет весны. Дети рассматривают картинки, затем по очереди выходят к доске прикрепляют ее на лучик солнышка и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной появляются первые цветы» и т. д.)

Воспитатель: Ребята, назовите мне весенние месяцы.

Дети: март, апрель, май

Воспитатель: У меня есть картинки с изображением весны, помогите расставить их по порядку. (Ранняя весна, середина и конец весны)

Воспитатель: Ребята, а почему вы решили поставить именно в этом порядке.

Дети объясняют.

Воспитатель: Молодцы, а нам пора отправляться дальше, и следующая остановка «Цветочная».

  1. Остановка «Цветочная»

Воспитатель: Какие цветы самые первые появляются весной?

Дети: подснежник

Воспитатель: Почему их назвали подснежники?

Дети: появляются из под снега

Воспитатель: Как, одним словом можно назвать первые весенние цветы?

Дети: первоцветы.

Воспитатель: Какие первоцветы вы можете еще назвать?

Дети: одуванчик, мать-и-мачеха, медуница, крокус, прострел.

Воспитатель: После ответов детей воспитатель показывает картинки с изображением первоцветов и проговаривает их название.

Воспитатель: Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?

Дети: тюльпаны

Воспитатель: Ребята весной кроме тюльпанов женщинам также часто дарят нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки? (иллюстрация мимозы)

Дети: Мимоза

Воспитатель: Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые, белые комочки? (иллюстрация вербы)

Дети: верба

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете праздники, которые справляют с весной? (8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы).

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами немножечко отдохнем и следующая наша остановка «Весенний привал».

3 Остановка «Весенний привал»

Проводится физкультминутка «Весна пришла».

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, а теперь пришла пора снова отправиться в путь, и следующая наша остановка «ЗОО-мир».

  1. Остановка «ЗОО мир»

Воспитатель: Ребята перед вами на столе лежат иллюстрации с изображением диких животных, выберите только те иллюстрации, на которых изображены животные, которые с приходом весны просыпаются от зимней спячки.

Дети: медведь, ёж (Воспитатель показывает иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, а что происходит весной с шерстью у животных?

Дети: линяют

Воспитатель: А почему животные линяют?

Дети: чтобы их не было видно (маскируются)

Воспитатель: как меняется окраска у белки?

Дети: летом рыжая, зимой серая (показ иллюстрации)

Воспитатель: Как меняется окраска у зайца?

Дети: зимой белый, а весной серый (показ иллюстрации)

Воспитатель: Молодцы ребята, а мы продолжаем свой путь дальше и следующая наша остановка «Птичий дворик»

  1. Остановка «Птичий дворик»

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые у нас зимовали?

Дети: зимующие

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетали от нас зимой?

Дети: перелетные

Воспитатель: Как мы помогали зимующим птицам (делали кормушки и ежедневно подкармливали)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц (иллюстрация).

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что птицы возвращаются по-разному.

журавли летят - клином (углом) (иллюстрация)

гуси друг за другом – гуськом (иллюстрация)

цапли - шеренгой, как вы на физкультуре строитесь. (складывают длинную шею, чтобы было удобней) (иллюстрация)

утки летят – дугой (иллюстрация)

а вот ласточки просто - стаей (иллюстрация)

Воспитатель: Ребята, а почему они так летят?

Ответы детей

Воспитатель: С древних времен люди наблюдают за тем, как птицы собираются в стаи и улетают на зиму в теплые края. При этом маленькие птички не соблюдают никакого порядка и летят хаотично. А большие соединяются в изломанную линию – клин.

Чаще всего с помощью клина перемещаются большие птицы – гуси, журавли, чайки.

Считается, что птицы летят за лидером стаи и клин получается сам собой. В начале клина летят одни из самых сильных птиц. Мах их крыльев образует воздушные потоки для тех, кто летит позади. Эти потоки подхватывают птиц и помогают им лететь вперед, экономя силы. В результате каждому последующему звену лететь легче, чем предыдущему.

Самая большая нагрузка достается птицам, летящим в начале. Замыкают клин больные или молодые. Но так происходит не весь полет: когда птица устает, она перемещается в конец клина, чтобы отдохнуть. Так пернатые поддерживают друг друга, долетая до места назначения.

Воспитатель: Ребята, с наступлением весны к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:

Ты его узнаешь сразу

Черноголовый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит

Дети: ГРАЧ

Воспитатель: Правильно, это – грач. (иллюстрация)

Прилетают грачи в наши края ранней весной. О них говорят «Если грач на горе, то весна на дворе».

- Посмотрите на грача, скажите какого он цвета?

Дети: чёрного

Воспитатель: - На какую зимующую птицу он похож?

Дети: на ворону.

Воспитатель: Подумайте, для чего грачу такой большой клюв (предположения детей)

Воспитатель: Прилетев, грачи держаться небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным полям. Зачем? (иллюстрация)

Дети: выискивают в земле жуков, червяков и личинок

Воспитатель: Когда с каждым днём становиться теплее и светлее, грач принимается за постройку своего гнезда. (иллюстрация)

Обратите внимание, где находится гнездо грача?

Дети: высоко на дереве

Воспитатель: В готовое гнездо они откладывают яйца. Когда вылупятся птенцы, чем заботливые родители их кормят?

Дети: Их кормят комарами, мухами, червячками.

Воспитатель: - Послушайте следующую загадку.

Мы в скворечнике живём

Песню звонкую поём

Дети: СКВОРЕЦ (иллюстрация)

Воспитатель: Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. У него прямой, длинный клюв у самочки и ярко- жёлтый – у самца. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв (иллюстрация). Питается жучками, мухами, комарами.

Всю зиму скворцы проводят в жаркой Африке.

Воспитатель: Где устраивают свои гнезда скворцы?

Дети: Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках (иллюстрация).

Воспитатель: ребята, а когда гнезда готовы какая следующая забота у птиц?

Дети: откладывать яйца, высиживать птенцов, кормить их.

Воспитатель: Следующая загадка

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины,

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

Дети: ЛАСТОЧКА (иллюстрация)

Воспитатель: Небольшая красивая перелётная птица, очень стремительная в полёте.

Воспитатель: Какого цвета у неё грудка?

Дети: Белая.

Воспитатель: Ласточка ловит комаров и различных мошек

Она сразу-же принимается за строительство гнёзд.

Как вы думаете, из чего строят свои гнёзда ласточки?

Дети: ласточке нужна глина, шерстинки животных, соломинки и травинки.

Воспитатель: Правильно. Всё это она скрепляет своей слюной. Свои гнезда ласточки прикрепляют под крышами домов и под балконами (иллюстрация).

Воспитатель:

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда

Дети: КУКУШКА (иллюстрация)

Воспитатель: Кукушка – небольшая птица. Какую она имеет окраску?

Дети: кукушка имеет пеструю окраску

Воспитатель: - какой у неё хвост (длинный хвост)

Дети: у неё длинный хвост.

Воспитатель:

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют?

Дети: ЖАВОРОНОК (иллюстрация)

Воспитатель: Жаворонок — небольшая серенькая птичка, размером чуть больше воробья. Жаворонки, как многие другие птицы, на зиму улетают в тёплые края, но возвращаются на родину первыми — ранней весной. В леса не любят залетать, так и живут на полях, в степях, да на лугах.

Воспитатель: Ребята, где жаворонок строит себе гнездо?

Дети: в траве (на земле) (иллюстрация)

Воспитатель: А как вы думаете почему?

Дети: Они серенькие, в низкой траве совершенно незаметны.

Воспитатель: Чем питается жаворонок?

Дети: питается насекомыми, хлебными зернами и семенами.

Воспитатель: Дети, а каких перелетных птиц вы знаете еще? Назовите.

Дети: (стрижи, лебедь, иволга и т.п.)

Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?

Дети. Раньше всех прилетают грачи.

Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?

Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.

Воспитатель: Ребята, все птицы питаются насекомыми: мухами, пчелами, майскими жуками, стрекозами.

Воспитатель: Если птицы питаются насекомыми, значит они какие?

Дети: насекомоядные. (если дети затрудняются, то объяснить, что слово состоит из двух частей: насекомые и есть)

Воспитатель: Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Собери и назови»

Возьмите конверты. Достаньте разрезные картинки и соберите птицу. Какую птицу собрали .Назовите.

Назовите одним словом всех собранных птиц. (Перелётные.).

Воспитатель: Ребята в настоящее время многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель: Не забывайте, что животные и птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

III Рефлексия

Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. (едим на автобусе)

Вот мы и вернулись в детский сад!

Воспитатель:

- Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (в весну)

- Как, одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (первоцветы)

- Какие животные просыпаются весной? (медведь, еж).

- Как одним словом можно назвать птиц, которые возвращаются к нам с юга? (перелетные)

В какое время года к нам возвращаются перелётные птицы? (Весной).

- Как одним словом называют птиц, которые питаются насекомыми? (насекомоядные)

- Как называется книга, в которой занесены названия очень редких видов животных, птиц и растений, о которых необходимо заботиться, что бы они ни исчезли совсем? (красная книга)

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (да)

-Ребята, а что вам особенно понравилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Рисование веточки вербы весной" 2 мл. группа

Департамент образования города МосквыВосточное окружное управление образованияГосударственное образовательное учреждениеДетский сад №2479  Конспект открытого занятияс детьми 2 младшей ...

Конспект открытого занятия в средней группе"Весна пришла".

Тема:"Весна пришла"Цель: Способствовать развитию познавательной деятельности.Обогащать представление о весенних явлениях природы.Задачи:Дать детям представление о весенних явлениях природы.Учить детей...

Конспект Открытого занятия "Путешествие в страну Весны"

Конспект открытого занятия по нетрадиционным методам рисования в старшей группе детского сада....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Весна шагает по планете»

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи «Весна шагает по планете» (экологическое воспитание)Цель: уточнение характерных признаков весны.Задачи:Обучающие: Активизировать словар...

Конспект открытого занятия по развитию речи Весна идет

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц...