Конспект занятия по окружающему миру "Давайте дружить с книгой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карнаухова Елена Владимировна

Конспект занятия по окружающему миру "Давайте дружить с книгой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_davayte_druzhit_s_knigoy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»

Цель: Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой. Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем городе.

        задачи:

Познакомить детей с историей создания книги: «Из прошлого в настоящее».

Развивать познавательный интерес к книге как источнику знаний.

Расширять представления детей: о многообразии книг, о роли книг в жизни людей, о книжном издательстве, о свойствах и качествах, о бумаге как материале для издательства книг.

Воспитывать у детей эмоционально – ценностное отношение к книге.

Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, развивать интерес у детей к печатному слову.

Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности при изготовлении «Книжек – малышек» и «Книжек – самоделок».

          Материалы: подборка книг разного формата и содержания, наглядный материал о книгах и библиотеке,  клеящий карандаш, скотч, ножницы.

Ход НОД.

          Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да!)

Тогда слушайте внимательно!

         Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают.

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Правильно ребята, папы, мамы читают детям перед сном их любимые сказки. Теперь послушайте и отгадайте другие загадки:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает,

Тот многое узнает. (Книга)

Дети отгадывают загадки (если ответить будет сложно, воспитатель помогает наводящими вопросами).

Воспитатель: - Молодцы ребятки, отгадали вы загадки! И сегодня у нас с вами пойдёт речь о книгах. Посмотрите какие интересные книги я вам сегодня принесла (показываю книги разного формата, идёт беседа об их содержании и назначении). Как вы видите, книги бывают разного вида и разного содержания в зависимости от того, для кого и для чего предназначена книга. Есть книги: детские, учебные, энциклопедии, словари, книги для взрослых, книжки- раскраски, книжки- малышки, книжки- игрушки. Словом, книг бывает очень, очень много и очень разных. Все люди любят читать книги. У каждого есть своя любимая сказка. Расскажите какие сказки вы любите больше всего? (Ответы детей)

А как вы думаете, где должны храниться книги?

(Дети дают свои ответы).

Воспитатель: - Правильно ребята, книги должны храниться на полочке для книг, она так и называется – книжная полка. У нас в группе есть книжный шкаф, где хранятся книги для чтения детям и есть полочка для хранения учебной литературы. Приглашаю детей посмотреть, где хранятся книги в группе. Возвращаемся в группу, подходим с детьми к уголку детской книги. В «Книжном уголке» нашей группы мы всегда подбираем и выставляем для вас книги, которые могут быть полезными и интересными для вас, из которых вы можете узнать что-то новое для себя, рассмотреть книжные картинки, иллюстрации.

Ребята, скажите, а у вас дома есть книги? (Ответы детей)

А как вы думаете, откуда появляются книги у нас?

Дети: - Из книжного магазина!

Воспитатель: - Правильно мы приобретаем книги в книжном магазине. А вот изготавливают книги на книжной фабрике в типографическом издательстве книг. Там книги издают, а затем они поступают в книжный магазин для того чтобы люди могли их приобрести. У каждой книги есть свой автор, давайте вспомним вместе каких авторов вы знаете: А.С. Пушкин «Сказки»; К.И. Чуковский «Сказки для детей»; «Русские народные сказки» автором является народ; А. Барто «Стихи для детей»; Хрестоматия для детей дошкольного возраста (в ней собраны лучшие произведения для детей, разных знаменитых писателей, авторов детской литературы).

Ребята, автор пишет текст (стихотворения, сказки, рассказа), а затем несёт свой текст (своё сочинение) в книжное издательство, где его рукописный текст превратят в книгу, там могут напечатать столько много книг, чтобы их хватило всем желающим купить книгу. Скажите пожалуйста, а как называют людей, которые читают книги? (Ответы детей) Правильно, их называют читателями.

          Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу ты прочёл,

Значит ты … (Читатель).

Ребята, создать книгу – это целое искусство. Над книгой трудится огромное число людей. Изготовление книги включает в себя множество технологических процессов, каждый из которых – воплощение ума, труда мастеров и достижений науки и техники.

А знаете, в древние времена люди не умели писать и читать, они не знали, что такое буквы, но им необходимо было общение, поэтому они писали (выцарапывали на камнях, стенах пещер) знаки, рисунки, которые помогали им находить своё жилище, предупреждали об опасности и мн. др. В древние времена люди писали на глиняных дощечках, на телячьей шкуре, на бересте (это слой, снятый с коры дерева берёзы, поэтому называется – береста), прошло много лет и люди изобрели папирус, а затем и бумагу.

Ещё пятьсот лет назад книги переписывали от руки. Писец сидел, склонившись над листом бумаги, и гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой, заказанной ему книги. За день самый усидчивый и опытный песец мог переписать не больше 10- 15 страниц. У каждого писца получались разные книги потому что почерк письма был разный, у одного аккуратнее, а у другого не так. И люди стали задумываться как же сделать так, чтобы книгу можно было размножить и ускорить её создание?

Несколько тысячелетий прошло с тех пор как люди изобрели первый печатный типографский станок. Сначала он был изобретён в Китае, затем в Германии учёный Иоганн Гутенберг изобрёл более совершенный станок. На Руси первый печатный дом был открыт в 1563 году на Никольской улице. Открытие состоялось по указу царя Ивана Грозного. В 1564 году в Москве Иван Фёдоров выпустил первую российскую печатную книгу «Апостол». С той поры, как появились первые книгопечатные станки пошло начало развития книжной печати.

В нашем современном мире много печатных издательств во всех больших городах и странах. Книги выпускаются на разных языках, чтобы дети могли учиться читать и узнавать из книг много нового и интересного.

Ребята, а если человеку нужна какая-либо книга, он пошёл в книжный магазин и не нашёл там нужной книги, что ему делать? Где искать нужную книгу? (Ответы детей)

Молодцы ребята, правильно, книгу можно найти в библиотеке. В нашем городе Братске тоже есть библиотеки.

Воспитатель: - Обращает внимание на старенькую, порванную книжку:

Заболела эта книжка,

Разорвал её мальчишка,

Я больную пожалею,

Я возьму её и склею.

Воспитатель вместе с детьми оказывают помощь книге.

Ребята, а вы помните правила обращения с книгой?

Не бери книги грязными руками.

Не рви и не мни книги.

Не рисуй в книгах.

Не читай книгу лёжа на полу.

Давайте поиграем, игра называется: «Да или нет!»

Отвечайте дружно!

Если «Да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой.

Если «Нет» - вы протягиваете правую руку вперёд, показываете указательный палец и машите рукой вправо, влево и качаете головой.

Всё поняли? Тогда начинается игра!

          Вы любите слушать, когда вам читают сказки?

Вы любите рассматривать картинки в порванной книге?

Книга боится дождя?

Книга любит, когда её читают во время еды?

Книга любит, когда её кладут в книжный шкаф?

Книга любит снег?

Книга боится грязных рук?

Книга любит путешествовать в библиотеку, в сумочке, в обложке?

Книга боится быть порванной?

Книга любит, когда её чинят, оберегают?

Ребята, послушайте, что говорит вот эта замечательная книга:

Я – книга! Я творец твой!

Будьте, дети, бережны со мной,

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегайте меня от пятен!

    Воспитатель: Спасибо всем за работу, теперь наши книги послужат не только нам, но вашим меньшим братикам и сестренкам. Наше занятие подошло к концу, мы сегодня с вами узнали много нового о бережном отношении к вещам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Марафон знаний. Мы дружим с книгой."

Цель досуга: закрепление знаний детей по произведениям Н.Носова, русским народным сказкам; учиться с помощью взрослых отгадывать кроссворд, развивать мышление; работать в команде, обосновывать св...

Конспект Интеллектуальной игры-соревнования "Мы дружим с книгой"

КонспектИнтеллектуальной игры-соревнования"Мы дружим с книгой"в группе компенсирующей направленностиот 5 до 6 лет...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия по окружающему миру "Книга - лучший друг"

laquo;Книга – лучший друг»Цель: Продолжать знакомить детей с историей создания книги, с отдельными ее составными частями.Задачи:1.Образовательные:Обогатить представления детей о книг...

План-конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Открывая Красную книгу»

Тема: «Открывая Красную книгу»Возраст обучающихся: 6-7 летЦель: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с нек...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...