Программа кружковой деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог»
материал по окружающему миру

Кострикова Елена Геннадьевна

Цель. Формирование у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

-воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_ekologi.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована                                                 Утверждена

 педагогическим советом                             приказом      МДОУ «Детский сад №12

 протокол от «__»______2023 г.                  комбинированного вида»                                                                                                                                                                                                                      

 

                                                                         от «____»__________________2023г.

                                                                         №______________

       

         Программа кружковой    

        деятельности

            по экологическому воспитанию

                     для детей второй младшей группы

                                   «Юный эколог»

                            Срок реализации: 1 год

Д. Бегуницы

2022

Программа кружковой работы «Юный эколог»

во второй младшей группе

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Цель. Формирование у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

-воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Наглядные методы:

-экскурсии, целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Мониторинг по экологическому воспитанию.

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения.

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.

5.Имеет представления о правилах поведения в природе

6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении

7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства

3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От 15 до 7-средний уровень

От 7 до 0-низкий уровень

                       

 «Мониторинг по экологическому воспитанию»

                                        

  На конец года 80% (средний уровень) детей знают правила поведения в природе, название растений и их характерные признаки; знают основные признаки диких и домашних животных; виды птиц своей местности.

  Имеют представление: о перелётных птицах; о зависимости изменений в живой природе от  изменений в неживой природе; об охране природы; об наиболее характерных признаках \разных времён года и явлениях природы; о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. Могут оказать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).        

20 % (высокий уровень)детей могут самостоятельно  выполнять правила поведения на природе; обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Список литературы.

  1. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  2. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  5. Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
  6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  7. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  8. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»

Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Юный эколог» ( 4- 7 лет) 2019 - 2020 уч.год.

Рабочая образовательная программа обеспечивает познавательное и экологическое развитие детей в возрасте 4 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  В данной рабочей программе...

ПРОГРАММА кружковой деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для детей возраста (5 – 7 лет)

Эколого - биологическое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» составлена на основе одноименной парциальной программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н....