Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности " История жилищ человека" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Немерова Оксана Станиславовна

Ребёнок по своему характеру является неутомимым исследователем всего того, что находится с ним рядом, что окружает его. Такое исследовательское поведение являетя естественным, природным состоянием.

И задача взрослых состоит в том, чтобы обучить детей процессу самостоятельного приобретения знаний путём собственной исследовательской деятельности.  Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в центре вниимания педагога является ориентация  образовательного процесса на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию в поседневной жизни. Чем больше ребёнок познаёт , исследует окружающий его мир, тем богаче становится его внутренний мир, тем легче он вступает коммуникации. в своей педагогической работеиспользую такой метод познавательно - исследовательской деятельности, как "Путешествие по реке времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности

Тема: История жилищ человека

Фамилия, имя, отчество: Немерова Оксана Станиславовна

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Технология: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма: путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемый результат:

Дети проявляют потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

Дети проявляют познавательный интерес; умеют работать в группе.

Дети демонстрируют умение логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.

Дети знакомы с историей жилищ человека

Цель:        Создание условий для формирования представления о временных отношениях на примере жилищ людей.  

Задачи

совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи

с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: Углублять представление ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. Воспитывать заботливое отношение к своему дому.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище. Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Обучающие задачи: Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

Оборудование: Cтарые фотографии, панно "Река времени", картинки демонстрационные и раздаточные жилища человека.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Задача:

сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности

-Ребята, посмотрите, что это?

-Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, в каких домах раньше жили люди.

Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей исследования

Задача:

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую

Речь в процессе участия в беседе.

- Как вы думаете, чем отличается дом на фотографии от домов, в которых живёте вы? Совершенно верно. А вы хотите больше узнать об истории жилища человека?

-Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далёкое - далёкое прошлое и посмотреть в каких домах, жили наши предки. Да, именно по реке, потому что течёт не только вода, но и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам!

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Побуждает к постановке цели исследования.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Дети добровольно присоединяются к деятельности.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

- (вношу). А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? (дети перечисляют транспортные средства)

-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, лодке. А теперь, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем - много нового узнаем»

-Вот наша первая остановка и называется она древность. Пройдите, пожалуйста, к экрану.

-Наши предки не сразу научились строить дома. А как вы думаете, где они жили в древности?

 Первым домом, который человеку дала природа, была пещера, ведь у них не было инструментов, они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрыться от холода и зверей. Ведь, в отличие от животных и птиц, они не имели ни тёплой меховой шкуры, ни оперения и со всех сторон ему угрожали опасности.

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах?

-Почему?

- Для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере давайте рассмотрим камень. Ведь пещеры все состоят из камней. (Попросить детей выйти из-за стульев и взять по камню).

-Камень тёплый или холодный на ощупь?

-Тепло было в пещере или холодно?

 Удобно ли было стоять на такой поверхности?

А спать?

А почему?

 Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека?

 В пещере было удобно жить?

 Почему?

 Вывод: Холодно, неудобно ходить и стоять на камнях. Вот так жили древние люди в пещере.

Приглашает к экрану.

- Древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки, хижины, шалаши из веток, костей мамонта, брёвен, листвы. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур.

Как вы думаете, в шалаше было ли удобно первобытным людям?

Прочным ли было такое жилище?

- Хотите проверить, прочным ли было оно или нет?

 -Вот макет шалаша.  Давайте посмотрим воздействие сильного ветра на шалаш.

-Что с ним произошло?

-Почему?

А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя?

Проверим воздействие дождя на шалаш?

 Польём водой наш шалаш. Что произошло?  Какой делаем вывод?  Шалаш был непрочным жилищем для человека.

- Замечательно ребята, вы правильно ответили на вопросы.

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- И вот наша вторая остановка "Старина".

- Шли годы. Со временем, люди стали строить дома из того, что их окружало. Из глины строили мазанки, из снега - иглу, из дерева - избы. Мы поговорим об избе.

- Чем отличается изба от жилищ древних людей?

Что есть у избы?

 Сколько этажей? А сколько могло жить в таком деревянном доме?

Из чего строили избы?

Этот материал был прочным? Почему?

А какой предмет в избе был самый главный, вы как думаете?

Опасно или нет было жить в деревянном доме?

Как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

Вывод: Деревянные дома прочны, в них тепло, в дом не попадает дождь, не продувает ветер, есть двери и окна, он светлый, но они могут загореться. Ведь во всех домах были печи.

Сейчас, я предлагаю на реке времени обозначить остановки. Итак, первая наша остановка «Древность», и в ней два жилища: пещеры и шалаши. Пещеры обозначены цифрой 1, шалаши цифрой 2; следующая остановка «Старина», её обозначим цифрой 3, и здесь люди жили в избах.

Разворачивает ленту.

Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения.

Актуализирует цель деятельности.

Предоставляет возможность высказать версии детям.

Педагог организует обследовательскую деятельность детей

Мотивирует детей к размышлению

Делится информацией.

 

Предлагает детям сделать вывод.

Использует технические средства

Поддерживает познавательный интерес

Использует наглядные средства

Предлагает  детям сделать вывод.

Принимают совместное решение.

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение

Участвуют в диалоге.

Слушают

Выражают собственные мысли.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные чувства.

Проявляет интерес к истории жилищ.

 Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Для того, чтобы на реке времени разместить жилища человека, нам нужно поделиться на три команды: первая команда – размещает пещеры, вторая – шалаши, третья – избы.

- Ребята вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (берут по фишке) а теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.  

-  Задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, это пещеры. Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к древности, это шалаши.

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Давайте, теперь проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

Что делали, вы? (спросить каждую группу и проверить). Вам было легко? Вам было интересно? Сложности возникали? Вы работали дружно? Поэтому вам было легко справиться с заданиями?

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения мотивирует детей поделиться на группы.

задания.

Дети сортируют предметы на реке времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

- Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени? (да)

А я, думаю, что ещё нет. Нет остановки «нашего времени», современного времени, в котором мы с вами сейчас живём. Эту остановку, мы обозначим цифрой 4.

А современные дома, какие? (многоэтажные, кирпичные, панельные).

Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?

Предлагаю, вам разложить современные дома на остановке «Современность». Возьмите по одному дому и наклейте их на реку времени. (дети приклеивают)

Кто справится с заданием, убирает рабочее место и может идти играть.  

 

Дети убирают рабочее место.

.

        Литература

1.Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка - Пресс, 2007

2. «Что было до…» Дыбина О.В.  игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,



Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности

Тема: История жилищ человека

Фамилия, имя, отчество: Немерова Оксана Станиславовна

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Технология: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма: путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемый результат:

Дети проявляют потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

Дети проявляют познавательный интерес; умеют работать в группе.

Дети демонстрируют умение логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.

Дети знакомы с историей жилищ человека

Цель:        Создание условий для формирования представления о временных отношениях на примере жилищ людей.  

Задачи

совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи

с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: Углублять представление ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. Воспитывать заботливое отношение к своему дому.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище. Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Обучающие задачи: Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

Оборудование: Cтарые фотографии, панно "Река времени", картинки демонстрационные и раздаточные жилища человека.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Задача:

сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности

-Ребята, посмотрите, что это?

-Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, в каких домах раньше жили люди.

Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей исследования

Задача:

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую

Речь в процессе участия в беседе.

- Как вы думаете, чем отличается дом на фотографии от домов, в которых живёте вы? Совершенно верно. А вы хотите больше узнать об истории жилища человека?

-Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далёкое - далёкое прошлое и посмотреть в каких домах, жили наши предки. Да, именно по реке, потому что течёт не только вода, но и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам!

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Побуждает к постановке цели исследования.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Дети добровольно присоединяются к деятельности.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

- (вношу). А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? (дети перечисляют транспортные средства)

-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, лодке. А теперь, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем - много нового узнаем»

-Вот наша первая остановка и называется она древность. Пройдите, пожалуйста, к экрану.

-Наши предки не сразу научились строить дома. А как вы думаете, где они жили в древности?

 Первым домом, который человеку дала природа, была пещера, ведь у них не было инструментов, они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрыться от холода и зверей. Ведь, в отличие от животных и птиц, они не имели ни тёплой меховой шкуры, ни оперения и со всех сторон ему угрожали опасности.

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах?

-Почему?

- Для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере давайте рассмотрим камень. Ведь пещеры все состоят из камней. (Попросить детей выйти из-за стульев и взять по камню).

-Камень тёплый или холодный на ощупь?

-Тепло было в пещере или холодно?

 Удобно ли было стоять на такой поверхности?

А спать?

А почему?

 Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека?

 В пещере было удобно жить?

 Почему?

 Вывод: Холодно, неудобно ходить и стоять на камнях. Вот так жили древние люди в пещере.

Приглашает к экрану.

- Древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки, хижины, шалаши из веток, костей мамонта, брёвен, листвы. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур.

Как вы думаете, в шалаше было ли удобно первобытным людям?

Прочным ли было такое жилище?

- Хотите проверить, прочным ли было оно или нет?

 -Вот макет шалаша.  Давайте посмотрим воздействие сильного ветра на шалаш.

-Что с ним произошло?

-Почему?

А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя?

Проверим воздействие дождя на шалаш?

 Польём водой наш шалаш. Что произошло?  Какой делаем вывод?  Шалаш был непрочным жилищем для человека.

- Замечательно ребята, вы правильно ответили на вопросы.

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- И вот наша вторая остановка "Старина".

- Шли годы. Со временем, люди стали строить дома из того, что их окружало. Из глины строили мазанки, из снега - иглу, из дерева - избы. Мы поговорим об избе.

- Чем отличается изба от жилищ древних людей?

Что есть у избы?

 Сколько этажей? А сколько могло жить в таком деревянном доме?

Из чего строили избы?

Этот материал был прочным? Почему?

А какой предмет в избе был самый главный, вы как думаете?

Опасно или нет было жить в деревянном доме?

Как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

Вывод: Деревянные дома прочны, в них тепло, в дом не попадает дождь, не продувает ветер, есть двери и окна, он светлый, но они могут загореться. Ведь во всех домах были печи.

Сейчас, я предлагаю на реке времени обозначить остановки. Итак, первая наша остановка «Древность», и в ней два жилища: пещеры и шалаши. Пещеры обозначены цифрой 1, шалаши цифрой 2; следующая остановка «Старина», её обозначим цифрой 3, и здесь люди жили в избах.

Разворачивает ленту.

Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения.

Актуализирует цель деятельности.

Предоставляет возможность высказать версии детям.

Педагог организует обследовательскую деятельность детей

Мотивирует детей к размышлению

Делится информацией.

 

Предлагает детям сделать вывод.

Использует технические средства

Поддерживает познавательный интерес

Использует наглядные средства

Предлагает  детям сделать вывод.

Принимают совместное решение.

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение

Участвуют в диалоге.

Слушают

Выражают собственные мысли.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные чувства.

Проявляет интерес к истории жилищ.

 Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Для того, чтобы на реке времени разместить жилища человека, нам нужно поделиться на три команды: первая команда – размещает пещеры, вторая – шалаши, третья – избы.

- Ребята вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (берут по фишке) а теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.  

-  Задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, это пещеры. Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к древности, это шалаши.

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Давайте, теперь проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

Что делали, вы? (спросить каждую группу и проверить). Вам было легко? Вам было интересно? Сложности возникали? Вы работали дружно? Поэтому вам было легко справиться с заданиями?

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения мотивирует детей поделиться на группы.

задания.

Дети сортируют предметы на реке времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

- Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени? (да)

А я, думаю, что ещё нет. Нет остановки «нашего времени», современного времени, в котором мы с вами сейчас живём. Эту остановку, мы обозначим цифрой 4.

А современные дома, какие? (многоэтажные, кирпичные, панельные).

Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?

Предлагаю, вам разложить современные дома на остановке «Современность». Возьмите по одному дому и наклейте их на реку времени. (дети приклеивают)

Кто справится с заданием, убирает рабочее место и может идти играть.  

 

Дети убирают рабочее место.

.

        Литература

1.Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка - Пресс, 2007

2. «Что было до…» Дыбина О.В.  игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"

Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Что человек делает из глины"

Что человек делает из глиныЦель: Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....

конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа

Конспект занятия   для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни....

Комплексное занимательное занятие на тему «Как устроен человек». Старшая группа

Цель: дать элементарные понятия о том, как устроен человек....