Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности " История жилищ человека" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Ребёнок по своему характеру является неутомимым исследователем всего того, что находится с ним рядом, что окружает его. Такое исследовательское поведение являетя естественным, природным состоянием.
И задача взрослых состоит в том, чтобы обучить детей процессу самостоятельного приобретения знаний путём собственной исследовательской деятельности. Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в центре вниимания педагога является ориентация образовательного процесса на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию в поседневной жизни. Чем больше ребёнок познаёт , исследует окружающий его мир, тем богаче становится его внутренний мир, тем легче он вступает коммуникации. в своей педагогической работеиспользую такой метод познавательно - исследовательской деятельности, как "Путешествие по реке времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_istoriya_zhilishch_cheloveka.docx | 27.34 КБ |
zanyatie_istoriya_zhilishch_cheloveka.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности
Тема: История жилищ человека
Фамилия, имя, отчество: Немерова Оксана Станиславовна
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Технология: Познавательно – исследовательская деятельность
Форма: путешествие по «реке времени».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемый результат:
Дети проявляют потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.
Дети проявляют познавательный интерес; умеют работать в группе.
Дети демонстрируют умение логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.
Дети знакомы с историей жилищ человека
Цель: Создание условий для формирования представления о временных отношениях на примере жилищ людей.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Углублять представление ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. Воспитывать заботливое отношение к своему дому. Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище. Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений. Обучающие задачи: Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей. |
Оборудование: Cтарые фотографии, панно "Река времени", картинки демонстрационные и раздаточные жилища человека.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события Задача: сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности | -Ребята, посмотрите, что это? -Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, в каких домах раньше жили люди. | Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения. | Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования Задача: - развивать связную, грамматически правильную диалогическую Речь в процессе участия в беседе. | - Как вы думаете, чем отличается дом на фотографии от домов, в которых живёте вы? Совершенно верно. А вы хотите больше узнать об истории жилища человека? -Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далёкое - далёкое прошлое и посмотреть в каких домах, жили наши предки. Да, именно по реке, потому что течёт не только вода, но и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам! | Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Побуждает к постановке цели исследования. | Озвучивают знание и жизненный опыт. Дети добровольно присоединяются к деятельности. | Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами | - (вношу). А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? (дети перечисляют транспортные средства) -Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, лодке. А теперь, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем - много нового узнаем» -Вот наша первая остановка и называется она древность. Пройдите, пожалуйста, к экрану. -Наши предки не сразу научились строить дома. А как вы думаете, где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала природа, была пещера, ведь у них не было инструментов, они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрыться от холода и зверей. Ведь, в отличие от животных и птиц, они не имели ни тёплой меховой шкуры, ни оперения и со всех сторон ему угрожали опасности. -Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? -Почему? - Для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере давайте рассмотрим камень. Ведь пещеры все состоят из камней. (Попросить детей выйти из-за стульев и взять по камню). -Камень тёплый или холодный на ощупь? -Тепло было в пещере или холодно? Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? В пещере было удобно жить? Почему? Вывод: Холодно, неудобно ходить и стоять на камнях. Вот так жили древние люди в пещере. Приглашает к экрану. - Древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки, хижины, шалаши из веток, костей мамонта, брёвен, листвы. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур. Как вы думаете, в шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочным ли было такое жилище? - Хотите проверить, прочным ли было оно или нет? -Вот макет шалаша. Давайте посмотрим воздействие сильного ветра на шалаш. -Что с ним произошло? -Почему? А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим воздействие дождя на шалаш? Польём водой наш шалаш. Что произошло? Какой делаем вывод? Шалаш был непрочным жилищем для человека. - Замечательно ребята, вы правильно ответили на вопросы. -Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем» - И вот наша вторая остановка "Старина". - Шли годы. Со временем, люди стали строить дома из того, что их окружало. Из глины строили мазанки, из снега - иглу, из дерева - избы. Мы поговорим об избе. - Чем отличается изба от жилищ древних людей? Что есть у избы? Сколько этажей? А сколько могло жить в таком деревянном доме? Из чего строили избы? Этот материал был прочным? Почему? А какой предмет в избе был самый главный, вы как думаете? Опасно или нет было жить в деревянном доме? Как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме? Вывод: Деревянные дома прочны, в них тепло, в дом не попадает дождь, не продувает ветер, есть двери и окна, он светлый, но они могут загореться. Ведь во всех домах были печи. Сейчас, я предлагаю на реке времени обозначить остановки. Итак, первая наша остановка «Древность», и в ней два жилища: пещеры и шалаши. Пещеры обозначены цифрой 1, шалаши цифрой 2; следующая остановка «Старина», её обозначим цифрой 3, и здесь люди жили в избах. | Разворачивает ленту. Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения. Актуализирует цель деятельности. Предоставляет возможность высказать версии детям. Педагог организует обследовательскую деятельность детей Мотивирует детей к размышлению Делится информацией.
Предлагает детям сделать вывод. Использует технические средства Поддерживает познавательный интерес Использует наглядные средства Предлагает детям сделать вывод. | Принимают совместное решение. Дети рассматривают, обследуют. Сравнивают, делают вывод с помощью педагога. Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение Участвуют в диалоге. Слушают Выражают собственные мысли. Наблюдают за преобразованием. Выражают собственные чувства. | Проявляет интерес к истории жилищ. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | Для того, чтобы на реке времени разместить жилища человека, нам нужно поделиться на три команды: первая команда – размещает пещеры, вторая – шалаши, третья – избы. - Ребята вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (берут по фишке) а теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3. - Задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, это пещеры. Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к древности, это шалаши. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли. Давайте, теперь проверим, все ли картинки вы правильно приклеили. Что делали, вы? (спросить каждую группу и проверить). Вам было легко? Вам было интересно? Сложности возникали? Вы работали дружно? Поэтому вам было легко справиться с заданиями? | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения мотивирует детей поделиться на группы. задания. | Дети сортируют предметы на реке времени. | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени? (да) А я, думаю, что ещё нет. Нет остановки «нашего времени», современного времени, в котором мы с вами сейчас живём. Эту остановку, мы обозначим цифрой 4. А современные дома, какие? (многоэтажные, кирпичные, панельные). Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома? Предлагаю, вам разложить современные дома на остановке «Современность». Возьмите по одному дому и наклейте их на реку времени. (дети приклеивают) Кто справится с заданием, убирает рабочее место и может идти играть. |
| Дети убирают рабочее место. | . |
Литература
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка - Пресс, 2007
2. «Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности
Тема: История жилищ человека
Фамилия, имя, отчество: Немерова Оксана Станиславовна
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Технология: Познавательно – исследовательская деятельность
Форма: путешествие по «реке времени».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемый результат:
Дети проявляют потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.
Дети проявляют познавательный интерес; умеют работать в группе.
Дети демонстрируют умение логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.
Дети знакомы с историей жилищ человека
Цель: Создание условий для формирования представления о временных отношениях на примере жилищ людей.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Углублять представление ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. Воспитывать заботливое отношение к своему дому. Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище. Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений. Обучающие задачи: Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей. |
Оборудование: Cтарые фотографии, панно "Река времени", картинки демонстрационные и раздаточные жилища человека.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события Задача: сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности | -Ребята, посмотрите, что это? -Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, в каких домах раньше жили люди. | Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения. | Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования Задача: - развивать связную, грамматически правильную диалогическую Речь в процессе участия в беседе. | - Как вы думаете, чем отличается дом на фотографии от домов, в которых живёте вы? Совершенно верно. А вы хотите больше узнать об истории жилища человека? -Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далёкое - далёкое прошлое и посмотреть в каких домах, жили наши предки. Да, именно по реке, потому что течёт не только вода, но и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам! | Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Побуждает к постановке цели исследования. | Озвучивают знание и жизненный опыт. Дети добровольно присоединяются к деятельности. | Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами | - (вношу). А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? (дети перечисляют транспортные средства) -Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, лодке. А теперь, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем - много нового узнаем» -Вот наша первая остановка и называется она древность. Пройдите, пожалуйста, к экрану. -Наши предки не сразу научились строить дома. А как вы думаете, где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала природа, была пещера, ведь у них не было инструментов, они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрыться от холода и зверей. Ведь, в отличие от животных и птиц, они не имели ни тёплой меховой шкуры, ни оперения и со всех сторон ему угрожали опасности. -Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? -Почему? - Для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере давайте рассмотрим камень. Ведь пещеры все состоят из камней. (Попросить детей выйти из-за стульев и взять по камню). -Камень тёплый или холодный на ощупь? -Тепло было в пещере или холодно? Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? В пещере было удобно жить? Почему? Вывод: Холодно, неудобно ходить и стоять на камнях. Вот так жили древние люди в пещере. Приглашает к экрану. - Древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки, хижины, шалаши из веток, костей мамонта, брёвен, листвы. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур. Как вы думаете, в шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочным ли было такое жилище? - Хотите проверить, прочным ли было оно или нет? -Вот макет шалаша. Давайте посмотрим воздействие сильного ветра на шалаш. -Что с ним произошло? -Почему? А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим воздействие дождя на шалаш? Польём водой наш шалаш. Что произошло? Какой делаем вывод? Шалаш был непрочным жилищем для человека. - Замечательно ребята, вы правильно ответили на вопросы. -Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем» - И вот наша вторая остановка "Старина". - Шли годы. Со временем, люди стали строить дома из того, что их окружало. Из глины строили мазанки, из снега - иглу, из дерева - избы. Мы поговорим об избе. - Чем отличается изба от жилищ древних людей? Что есть у избы? Сколько этажей? А сколько могло жить в таком деревянном доме? Из чего строили избы? Этот материал был прочным? Почему? А какой предмет в избе был самый главный, вы как думаете? Опасно или нет было жить в деревянном доме? Как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме? Вывод: Деревянные дома прочны, в них тепло, в дом не попадает дождь, не продувает ветер, есть двери и окна, он светлый, но они могут загореться. Ведь во всех домах были печи. Сейчас, я предлагаю на реке времени обозначить остановки. Итак, первая наша остановка «Древность», и в ней два жилища: пещеры и шалаши. Пещеры обозначены цифрой 1, шалаши цифрой 2; следующая остановка «Старина», её обозначим цифрой 3, и здесь люди жили в избах. | Разворачивает ленту. Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения. Актуализирует цель деятельности. Предоставляет возможность высказать версии детям. Педагог организует обследовательскую деятельность детей Мотивирует детей к размышлению Делится информацией.
Предлагает детям сделать вывод. Использует технические средства Поддерживает познавательный интерес Использует наглядные средства Предлагает детям сделать вывод. | Принимают совместное решение. Дети рассматривают, обследуют. Сравнивают, делают вывод с помощью педагога. Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение Участвуют в диалоге. Слушают Выражают собственные мысли. Наблюдают за преобразованием. Выражают собственные чувства. | Проявляет интерес к истории жилищ. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | Для того, чтобы на реке времени разместить жилища человека, нам нужно поделиться на три команды: первая команда – размещает пещеры, вторая – шалаши, третья – избы. - Ребята вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (берут по фишке) а теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3. - Задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, это пещеры. Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к древности, это шалаши. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли. Давайте, теперь проверим, все ли картинки вы правильно приклеили. Что делали, вы? (спросить каждую группу и проверить). Вам было легко? Вам было интересно? Сложности возникали? Вы работали дружно? Поэтому вам было легко справиться с заданиями? | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения мотивирует детей поделиться на группы. задания. | Дети сортируют предметы на реке времени. | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени? (да) А я, думаю, что ещё нет. Нет остановки «нашего времени», современного времени, в котором мы с вами сейчас живём. Эту остановку, мы обозначим цифрой 4. А современные дома, какие? (многоэтажные, кирпичные, панельные). Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома? Предлагаю, вам разложить современные дома на остановке «Современность». Возьмите по одному дому и наклейте их на реку времени. (дети приклеивают) Кто справится с заданием, убирает рабочее место и может идти играть. |
| Дети убирают рабочее место. | . |
Литература
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка - Пресс, 2007
2. «Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"
Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....
Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»
Развить у ребят творческий потенциал самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Что человек делает из глины"
Что человек делает из глиныЦель: Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и к...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....
конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа
Конспект занятия для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни....
Комплексное занимательное занятие на тему «Как устроен человек». Старшая группа
Цель: дать элементарные понятия о том, как устроен человек....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе по теме «Стирка и глажение белья»
Конспект занятия по познавательной - исследовательской деятельноси...