Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Крюкова С.A.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

«Глаза – главные помощники человека»

Автор: Крюкова С.А.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Познавательное развитие:

  • дать детям представление об одном из органов чувств – зрение;
  • объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами;

 Речевое развитие:

  • Развивать устную речь детей;
  • Обогащать словарь детей;

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры;
  • Доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать творческое воображение;
  • Закреплять умения работы с клеем и бумагой.

Использование современных образовательных технологий: 

 Здоровьесберегающие, коллективный, интегрированный способ обучения,

Оборудование: кукла Чиполлино, иллюстрация осеннего леса, схема строения глаза, игрушки для игр (10-12 шт.), лист бумаги А-3, картинки для коллажа, клей, разноцветные листья.

Предварительная совместная деятельность: Рассматривание репродукций осенних пейзажей, чтение стихов об осени, отгадывание загадок, беседы по теме «я человек», д\и «Опасно - неопасно»

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Путешествие: Воспитатель:  Ребята! К нам сегодня в гости пришел один сказочный герой. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

                                               Сидит дед,

                                               Во сто шуб одет,

                                               Кто его раздевает,

                                              Тот слезы проливает.

  Правильно! Это лук. А в гостях у нас мальчик-луковка. Догадались, кто это? Чиполлино!

Чиполлино: Привет, ребята! Вы меня не бойтесь. Это в загадке говориться, что я слезы проливаю, а на самом деле я веселый и добрый.

Воспитатель: Чиполлино, мы собираемся отправиться в гости к королеве Осени. Она замечательно умеет раскрашивать, украшать природу – деревья, кусты, траву, листья. Мы хотим у нее поучиться и полюбоваться этой красотой. А ты знаешь, Чиполлино, что помогает увидеть красоту мира?

Чиполлино: Конечно, знаю – глаза. Возьмите меня с собой!

Воспитатель: Ребята, возьмем Чиполлино?

Дети: Конечно!

Воспитатель: Берем тебя, только обещай вести себя тихо во время путешествия. Наши дети знают, как себя вести: рот пока закрыт, глаза смотрят, уши слушают.

Воспитатель показывает иллюстрацию осеннего леса и говорит:

                    «Осень на опушке краски разводила,

                          По листве тихонько кистью проводила:

                          Пожелтел орешник, и зарделись клены,

                          В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

                         Утешает осень; «Не жалейте лета!

                          Посмотрите - роща золотом одета».     З. Федоровская

   Какой красивый лес. Как тихо вокруг. Давайте погуляем вокруг этих величавых деревьев. Слышите, как падают, шурша, листья. Пахнет прелой листвой. Осень-модница, одела всех в яркие наряды. Ой, что-то зашуршало в траве под деревом, заглянем туда! Это маленький ежик! Бегает, суетится, наверное, готовиться к зиме, делает запасы. А вот, под большим листом, спрятались два гриба – подосиновика. Они, как два человечка в красных шляпках стоят и ждут, когда их кто-нибудь найдет и положит в корзинку. А может, наш ежик заберет их себе? Золотая осень любит свой лес, свое королевство, все вокруг позолотила, раскрасила. Ребята давайте поиграем в этом лесу, присаживайтесь на полянку. Отгадайте загадку.

                               Два брата живут через дорогу,

                               А друг друга не видят.                           (Глаза)

    Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)

- Каким бывает цвет глаз?

- Какие по размеру бывают глаза?

- Как глаза расположены?

- что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

     Видите цветное колечко. Это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица в центре мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза (можно показать схему строения глаза). Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

  При ярком свете зрачок сужается, слабый расширяется.

   Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Чем защищены глаза? (веки, ресницы)

- Что еще оберегает глаза?

               Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем

               два соболька разыгрались.                                               (Брови и глаза)

  Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

- А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли).

Физкультминутка:

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

  Игра «Собери игрушки»

Воспитатель выбирает двоих детей, завязывает им глаза, предлагает собрать со стола игрушки – кто быстрее и больше соберет.

  Обращаем внимание на то, что с завязанными глазами это сделать не просто. Затем то же задание выполняет другая пара детей.

 Игра «Чего не хватает?» (игра-упражнение на внимание)

Воспитатель выкладывает на столе перед детьми игрушки: гриб, шишку, орех, зайчика, ежа, белку, медведя, яблоко.

    Затем воспитатель просит закрыть глаза, прячет один из предметов, просит отгадать, чего не стало. Игру можно усложнить, спрятав несколько предметов. Воспитатель хвалит детей, отмечает их внимательные глазки-подсказки, если они отгадывают правильно игрушку.

  Воспитатель  предлагает детям изготовить коллаж «Наши глаза». Дети приклеивают на лист бумаги (формата А-3) заранее приготовленные картинки.

 Рассматривая получившийся коллаж воспитатель обобщает, что наш глаз похож на яблоко, но это яблоко очень нежное и ранимое. Глаза нужно беречь. Нельзя к глазам  приближать опасные предметы, иначе, как с  шариком может приключиться беда. Нельзя бросаться песком и грязью - заболеют глаза. Наши братцы-глазки очень любят морковку, любят чистоту, и любят читать книжки, но не лежа, а сидя и при хорошем освещении.

   У птиц и животных тоже есть глаза, особенно они большие у ночных птиц, например у совы. Некоторые братцы носят очки, с ними надо быть аккуратными, тоже содержать в чистоте. Берегите свои глаза и глаза своих друзей.

   

  Воспитатель: Ну, а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. (Воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял, тот или иной цвет). Затем из этих листьев дети собирают осенний ковер.

Звучит мелодия «Осенний вальс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"

Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Что человек делает из глины"

Что человек делает из глиныЦель: Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Скелет человека. Сердце».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Скелет человека. Сердце»....