«Социально- значимая акция», как одна из эффективных форм работы с семьёй
учебно-методический материал по окружающему миру

Головченко Татьяна Геннадьевна

«Социально- значимая акция», как одна из эффективных форм работы с семьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.aktsiya.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Социально- значимая акция», как одна из эффективных форм работы с семьёй

                                                                  Выполнила: Головченко Т.Г

                                                                                  Воспитатель высшей квалификационной категории

Введение

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОО или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй.

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду. Первая, когда современные родители в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают.

Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, то там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги.

В этой связи перед коллективом ДОО стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Таким образом, из выше изложенного мы определили цель взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФОП ДО: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями

и педагогами.

2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.

3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и

воспитания детей.

4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в

собственных педагогических возможностях.

5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности

интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.

6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности

образовательной организации через организацию эффективных форм

взаимодействия.

7. Создать условия для творческой самореализации родителей и

детей.

8. Способствовать формированию педагогической компетентности

родителей.

Для решения поставленных задач мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей. Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В качестве обязательного направления взаимодействия можно выделить педагогическое партнерство.

Реализация педагогического партнерства осуществляется с помощью:

 - Разработки и проведение социально - значимых акций.

 - Привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов.

 - Организации дней самоуправления.

 - Проведения родительских конференций.

 - Организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.

ФОП ДО предполагает, что одним из условий, для создания социальной ситуации развития, является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Сегодня наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые

позволят учесть актуальные потребности родителей и будут способствовать активизации родительской позиции.

Таким образом, нетрадиционные, креативные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «cемья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом реализации ФОП дошкольного образования.

Представленные формы взаимодействия с родителями, наработанные эффективной практикой, представляют возможность любому детскому саду составить свой вариант сотрудничества с семьей.

Роль социально-значимых акций в педагогическом процессе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости. В числе разнообразных задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни ребенка.

Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, изложенной в его книге «История развития высших психических функций» (1930-1931), на развитие психики оказывает влияние культурный контекст, результат исторического развития общества. Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. Л.С. Выготский утверждал, что индивидуальные психологические процессы обусловлены

коллективными социальными процессами, процессами активного преобразования воспринимаемого внешнего мира. Его теорию также называют социокультурной. Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.

Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина.

Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса.

Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции.

Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребенка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.

Участники образовательных отношений:

Дети - формирование нравственных ценностей: милосердие, доброта, великодушие, справедливость; - обогащение социального опыта; - формирование активной жизненной позиции.

Родители – формирование доброжелательного отношения к ДОО; - становление родителя активным участником образовательного процесса; -формирование командного духа

Педагоги – формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями; - формирование комфортной среды пребывания; -повышение привлекательности ДОО

Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.

Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию.

Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер).

Особенности организации акций в ДОО

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Алгоритм проведения акций:

- цель (каждая акция имеет свою цель);

- задачи (выполняются общие и конкретные);

- объект (на что направлено – птицы, деревья…);

- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

этапы:

1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.

Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.

Принципы проведения социальных акций:

- Системность, последовательность - обязательная черта акций.

- Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно, вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.

- Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.

- Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.

- Содействия и сотрудничества. Является конкретным выражением социо-конструктивного подхода в образовательном процессе.

 В ДОО акции могут, проходит в течение всего учебного года.

ВИДЫ АКЦИЙ

Название акции

Планируемые действия

Осень

«Семечко и зёрнышко про запас!»

Сбор семян цветов, семян для подкормки птиц зимой

Зима

«Берегите елочку»

Изготовление плакатов в защиту елочки, проведение

выставки-конкурса «Елочка – зеленая иголочка.»

«Витамины на подоконнике»

Выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдений.

Весна

«Каждому певцу по дворцу!»

Изготовление и прикрепление скворечников.

Лето

«Добро по кругу»

Провести исследование: где

какая дорожка, веранда, постройка

ждет украшение; украсить объекты.

«Берегите лес и его жителей от пожара»                    

Изготовление и распространение листовок и плакатов.

Социально-значимые акции в образовательной работе

детского сада

Акция «Украсим планету цветами»

Потребность в акции возникла в связи с рядом объективных причин – приближение летне-оздоровительного сезона, сезонная необходимость в озеленении территории детского сада и недостаточное участие родителей в жизни детского сада.

Цель: создание качественной внешней среды для воспитанников, их семей и педагогического коллектива, наполненной экологически полноценными и эстетически выразительными объектами, реализация творческого потенциала всех участников образовательных отношений.

Задачи:

- Разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению участка детского сада.

- Формирование командного духа среди родителей детей разных групп.

- Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.

- Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями

Этапы реализации акции:

I этап (Подготовительный)

1. Творческая деятельность: генерирование идей, составление планов-чертежей ландшафтных фотокомпозиций, определение партнеров, расчет бюджетной сметы;

2. Сбор информации о рынках сбыта семенной продукции, выбор видов цветов с учетом климатических условий.

3. Принятие решения о приобретении семян, грунта, ящиков для рассады;

4. Приобретение удобрения;

Была создана творческая группа, деятельность которой была направлена на организацию предварительной работы, выявление и активизацию педагогов и родителей, владеющих некоторыми приемами озеленения территории и ориентированных на дальнейшее совершенствование своей практики. Для повышения уровня знаний воспитателей и родителей воспитанников в области ландшафтного дизайна использовались активные методы обучения: консультативные пункты, мастер-класс, практические занятия, средства

самообразования. Приобретенные навыки закреплялись на практике: подбирались цветочно-декоративные растения, разрабатывались эскизы.

Организация цветника

Необходимо разработать проект цветочных композиций. Для этого нужно перенести размеры цветника в масштабе 1:10 на лист бумаги, очертить границы посадочных культур, раскрасить цветным карандашом участки соответствующих растений, затем рассчитать количество посадочного материала на 1м2.

II этап (Практический)

1. Посадка семян для рассады

2. Уход за рассадой

3. Высадка на клумбы

Дети сеют семена в ящики для рассады, выращивают рассаду. Рассада высаживается на клумбы, дети ухаживают за ней, наблюдают, делают открытия.

III этап (Завершающий)

1. Подведение итогов акции организационным комитетом.

Итоги акции: в результате нашей акции мы получили целую аллею цветущих клумб, сформировали командный дух среди родителей, детей и добились продуктивного развития взаимоотношений между педагогическим и родительским составами.

Акция «Наш дом – Земля»

Цель: формирование дружного коллектива родителей и педагогов и детей, воспитание уважения к труду и трудолюбия у воспитанников через организацию общего субботника.

Эта акция проходит традиционно, мы активно подключаем родителей, детей и сотрудников, убираем территорию ДОУ.

В день субботний утром ранним

Не дремать,

Каждый получил заданье

Подметать.

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом на землю все ложатся,

Но работает тут наша бригада,

Листья желтые не будет вам пощады.

Результатом акции явилось углубление представления детей о том, что планета Земля – это наш дом, который нужно беречь, путем посильных «добрых дел». В рамках акции прошел конкурс «Из мусорной кучки – нужные штучки».  Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.

Бутылки, коробки из–под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Наши ребята со своими родителями проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь, за что были награждены благодарностями и дипломами.

Акция «Птичья столовая»

Цель: воспитание экологической культуры, накопление социального опыта детей, развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, укрепление семейных традиций, расширение возможностей родителей в участии жизни детского сада.

Традиционная забота о зимующих птицах проходит в рамках акции «Птичья столовая». Акция проходит со своим девизом: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Дети наблюдают за птицами, ведут записи «Какие птицы у нас зимуют?», проводят обсуждение, что разным птицам нужны разные кормушки и корм. Вместе с папами изготавливают кормушки.

Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом.

В результате акции у детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Акция «Театр и дети»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала детей, родителей и педагогов в совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к искусству театра, обогащение семейных традиций.

Театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщиться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза наших детей и родителей во время спектакля, убедительно свидетельствуют о том, как увлекательна театрализованная деятельность в ДОО.

В результате акции повысился уровень речевого, художественно – эстетического, эмоционального развития детей, что позволяет говорить о повышении качества образования. Также обогатилась развивающая предметно-пространственная среда атрибутами, костюмами и декорациями.

Акция «Наш новогодний детский сад»

Цель: создание новогоднего интерьера в группах и помещениях ДОО с привлечением родителей, праздничного настроения у всех участников образовательных отношений через реализацию их творческого потенциала, через эмоционально-эстетический отклик на прекрасное.

В ходе акции «Наш новогодний детский сад» расширилось жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок.

Важной особенностью этой акции была необычность оформления среды. Она окрасила в новые яркие краски жизнь тех, кто готов был в нее включиться. Акция на время своей жизни создала в ДОО определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; детский сад стал единым целым, а находящиеся в нем люди - близкими и интересными собеседниками.

Акция «Развеселое лето»

Цель: создание условий формирования нравственного сознания и поведения через придание эстетичного вида летним участкам, путем консолидации усилий работников детского сада и родителей,

Оформление участков своими руками является трудоёмкой задачей, но при этом данный процесс - увлекателен и интересен, так как каждый педагог совместно с родителями проявляет своё творчество и фантазию и добивается таких результатов, которые придают уникальность и добавляют изюминку в оформление интерьера участка. При оформлении героев сказок использовали такой материал, как речные камни. Камни были доставлены родителями, а для детей и педагогов тоже нашлась работа – раскраска камней. И вот, посмотрите, что у нас получилось: в траве выросла спелая клубника, рядом на солнышке греются божьи коровки, на участке приветливо встречают родителей и детей цыплята и пингвины.

Детям очень понравилось такое оформление, и теперь они с большей радостью идут в детский сад.

Заключение

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, а использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации.

Родители, становясь активными участниками «общественной» жизни и образовательного процесса своих детей, чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в их развитие и приобретают новые педагогические умения и знания, становясь главными воспитателями своих детей.

Так наблюдение за детьми на фоне их сверстников, дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка. У родителей формируется адекватная оценка достижений своих детей, формируется правильная их трактовка в следствие чего происходит принятие ребенка, укрепление детско- родительских отношений, внутрисемейных связей. Возможность погружения в профессиональную педагогическую среду развивает более глубокое понимание образовательного процесса, обеспечивающего самоценность периода дошкольного детства. Возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада, понимание того, что педагоги не по другую сторону баррикад, а вместе с родителями заинтересованы в благополучии, успешном развитии каждого ребенка.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования взаимодействия в ДОО с семьями важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована партнерская совместная деятельность педагогов, детей и родителей на основе доверия. Новый, неформальный, творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее. Практика работы нашего ДОУ показала, что представленные нами формы взаимодействия с семьями воспитанников обеспечивают эффективную реализацию ФОП дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Мастер-класс- как одна из эффективных форм работы с родителями.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Рос...

Социальные акции как одна из эффективных форм работы с семьями в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. 26.02.2020 г.

Война и память…. Чем дальше уходят события Великой Отечественной, тем всё теснее срастаются эти два понятия. Великой Победе почти 75 лет. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Сегодня мо...

Web-квест- эффективная форма работа с семьёй в современном детском саду.

—Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее...

Социально-значимая акция, как одна из эффективных форм работы с семьёй.

Социально-значимые акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей ра...