Конспект по познавательному развитию ФЦКМ «Вода и ее обитатели» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ганзя Мария Михайловна

Познакомить детей с многообразием подводного мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_i_ee_obitateli.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию ФЦКМ  «Вода и ее обитатели» старшая группа

Цель: Познакомить детей с многообразием подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять у детей знания и представления о водных обитателях - рыбах,  земноводных, морских животных (кит, дельфин), о растениях, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.

2. Развивать умения  детей обобщать и классифицировать обитателей воды.

3. Выделять признаки различия и сходства между рыбами, растениями, земноводными.

 Развивающие:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать познавательный интерес к природе, к ее водным ресурсам.

3. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, водных растений, мнемотаблица «Части рыб», модели.

Предварительная работа: 

- беседы о водных обитателях

- знакомство с глобусом

- подбор игр, игровых упражнений для утренней гимнастики

- загадывание загадок

- рассматривание книг, картин по теме

- чтение рассказа «Нефть на море»

- коллаж «Роль воды на земле»

- коллаж «Вода нужна всем»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 Ход занятия.   

  1. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

 Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

             Блещет в речке чистой

             Спинкой серебристой.

 У родителей и деток.

Вся одежда из монеток.  - О ком эти загадки? (о рыбах).

В гости приходит Незнайка.

Н. - Ребята, посмотрите на глобус. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны. Существует  4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей очень много: Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря. Есть реки: Волга, Лена, Нева… Также озера: Байкал, Ладога… (воспитатель показывает соответствующие картинки). - Каким цветом изображены моря и океаны на глобусе? (Синим, голубым.)

Н. - Ну, не всегда море бывает голубым. Когда я плавал в Африку, наш корабль попал в бурю, и море было черным.                                                               В. - Правильно, Незнайка! Море полно чудес, оно, как волшебное, меняет свой цвет. Оно бывает голубым, зеленоватым, лиловым, красноватым, с белыми гребешками.

Н.- Для чего же нужна вода?  Кому нужна вода?  (ответы детей).

Н. – Кто живет в речке? Что мы знаем о рыбах?

В.-  Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

- Плавают в воде;

- Имеют обтекаемое тело;

- Тело покрыто чешуей;

- Есть жабры для дыхания;

- Имеют центральную кость - позвоночник;

- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;

- Появляются на свет из икринок.

(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)

Н.  - Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

- Маленькими рачками;

- Листьями и стеблями водорослей;

Н. - Хищники:

- Планктоном;

- Мелкими рыбешками;

- Икрой;

- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

В.- Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить (не может). Глаза есть, да не мигает

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не

 летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост.

 Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта

 одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде.  Где еще может жить рыба?  (в

аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские),

в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова,

рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей».

 Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

.В. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

2.  Н. - Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные.

Надо найти морских животных  (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб. (Рыбы откладывают икру, из

икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских

животных рождаются детеныши.)?

Н. - .Речные рыбы. На Земле много водоемов с пресной водой - реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.  Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Н. - Морские обитатели. Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы.  Дети узнают и называют  знакомых морских обитателей.

  • Морская звезда.
  • Морской конек.
  • Кальмар
  • Осьминог
  • Дельфин.
  • Кит
  • Акула

Н. - Аквариумные рыбки?

Первые аквариумы появились в Древнем  Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, ,который решил разводить золотых рыбок в  деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время  аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Ø Золотые рыбки.

Ø Скалярии.

Ø Гурами.

Н. – Ребята, кто знает, что означает слово «земноводные»?  Ответы детей.

(лягушки, крокодил). Дети показывают картинки.

Дидактическая игра «Назови  дом для рыбок».

Задание: Воспитатель называет водных обитателей.  Дети называют соответствующее слово.

 Н. - Ребята, кто из вас был на море? Расскажите, какое вы видели море?- А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей).- А можно морскую воду пить?

В. - Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением морских глубин -  водоросли. - Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес?

Н. -  А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. А вы знаете, что почти каждый день вы встречаетесь с водорослями в своей тарелке? Это растение необычайно богато протеинами. Паштеты, конфитюры, рыбные консервы, супы, яичный порошок... Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли содержатся также в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбас и т.д. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.) Воспитатель открывает дорожную аптечку и показывает йод.

3.  Морские чудеса. – Рассказ воспитателя.

В. - Дельфинов  издавна считают спасателями. Мореходы нередко  видят, как дельфины  спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха - мать  точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый  вдох. Дельфины спасают своих  раненых товарищей.

В. -  (Показывает акулу.) Это гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.

В. -  А это что за чудики такие? (Морские коньки.) Морские коньки – это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга. (Дети рассматривают жемчуг.) Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.- Ребята, посмотрите, какие еще жители вам нравятся в морских глубинах? (Дети рассматривают энциклопедии, рассказывают...)

В.- Чудес морских не перечесть. Многие обитатели моря - настоящие рекордсмены. Послушайте: -Китовая акула - самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн, это рыба-долгожитель, живет около 70 лет. Морские звезды умеют омолаживаться; они не только восстанавливают утраченную часть тела, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду. Синий кит - самое крупное животное в мире; длина его около 30 метров, весит он около 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона. Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние для рыб полеты; дальность такого рекордного полета - 1109 метров, высота – 11м.

В. – Вот, Незнайка,  сколько тайн хранят моря и океаны, реки и озера.  Это – наше наследие, людей  всей Земли.  Большое  богатство и красота  подводной природы, чтобы люди знали, понимали, берегли  и любили свою Землю.

Незнайка прощается и благодарит всех за полученные знания.

Для предварительного чтения детям: Рассказ «Нефть в море»

Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара - он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом - плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. От моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой. Настало страшное время и для жителей прибрежных городов, и для всех обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились на воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам - ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось всего лишь несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы. Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они также не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные уплыли подальше.

Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти, и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы.                                                                                                                     Эта катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе...

Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)

«Путешествие на северный полюс» Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1.     Формировать ...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по познавательному развитию Тема: Сказка «Солнышко и шарик» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушма

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: старшаяТема:  Сказка с показом «Солнышко и шарик» Веду...

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" для детей старшей группы

Конспект ООД по ФЭМП  в старшей группе по теме  «Цветик – семицветик»Цель: Развитие образного мышления.Задачи:1.Закреплять умение детей считать предметы, расположенных по к...

Конспект по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений в старшей группе "Порядковый счет до 10".

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС "Порядковый счет до 10"Воспитатель:Бабаева Лейла НурдиновнаВедущая образовательная область :познавательная...

Конспект по познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема: «Поздняя осень»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Поздняя осень».На моей странице вы найдете презентацию к конспекту.Цель: закрепить знания детей о характерных призн...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Загадочный космос" в старшей группе

Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.-Закреплять умение отв...