"В гостях у бабушки Агафьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Судина Наталья Викторовна

В конспекте все о растениях лекартсвенных .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_k_babushke_agafe_rasteniya.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки Агафьи. Лекарственные растения»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формировать представления детей о народной медицине через знакомство с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи:

Образовательные: - Формировать представления детей о разнообразии лекарственных растений (ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик), их внешнем виде, целебных свойствах, месте произрастания.

- Закреплять знания детей о строении растений, уточнить какие части растений используют в лекарственных целях, распознавать целебное растение по внешнему виду, по запаху, называть его.

Развивающие: - Развивать обоняние, зрительную память, внимание, способствовать активизации словаря.

- Познакомить детей с правилами сбора лекарственных растений, с правилами безопасного использования растений для организма.

Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе, эстетическое восприятие красоты родного края.

Предварительная работа: наблюдения в природе за растениями в разное время года, зарисовки в дневниках наблюдений за растениями, просмотр презентации «Природа родного края», «Чаепитие на Руси», Д/и «Береги живое», «В лесу, в поле, в саду», «Собери цветок», разучивание стихов о цветах, отгадывание загадок, рассматривание фотографий растений, инсценировка сказки «Лесная аптека».

Действующие лица: дети, воспитатель, домовенок Кузя (кукла)

Материалы и оборудование: Фотографии растений – ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик, кукла домовенка Кузи, засушенные сборы растений, изображение бабушки Агафьи на фоне пучков с травами и книг, разрезные картинки «Состав цветка» (корни, стебель, листья, бутон, цветок, плод, семена), схема для составления рассказа о растении, листы бумаги, цветные карандаши.

Этапы НОД и их характеристика (время)

Методы и формы, приемы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Время

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный

  • Эмоционально-психологический настрой, формирование начального интереса и познавательной мотивации. (2- 3 мин.)
  • Постановка проблемной ситуации
  • Постановка задачи      (5 мин.)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами недавно разучивали сценку «Лесная аптека». Помните, звери в лесу приходили к барсуку за лекарством? Кто же приходил в лесную аптеку? (Повторить с детьми 1 – 2 диалога из сказки).

- Молодцы, помните эту сказку. Но на самом деле так не бывает. Подумайте и скажите, как же лечатся звери в лесу, если заболеют?

- Ребята, а если мы с вами заболеем, то как мы лечимся?

- Хорошо, вы знаете, что надо делать, чтобы не болеть?

- Но, если мы все- таки заболели, можно самому лечиться?

Правильно, если мы заболели, то нужно обязательно обратиться к врачу, который назначит правильное лечение, выпишет нужное лекарство. А самолечением заниматься опасно.

(Предположения детей. Если дети затрудняются, то воспитатель подводит их к выводу о том, что в лесу много различных растений, и больное животное со своим чутким нюхом всегда найдет среди них лекарство, полезные свойства).

(Предполагаемые ответы детей: пьем таблетки, делаем уколы, вызываем врача и др.)

(заниматься спортом, соблюдать режим, правильно питаться и т. д.)

(Ответы детей).

5

Этап 2. Практический

  • Выборинструмента и способов его использования.
  • Уточнение правил безопасности
  • Получение новой информации, по заданной теме, применение на практике        (10 -13 мин)
  • Воспроизведение  

движений под музыку  (1 мин)

  • Уточнение последовательности работы.
  • Применение на практике.   (5 -6 мин.)

- Давным-давно в нашей стране жили люди. Не придумали еще тогда ни телефонов, ни телевизоров, никаких машин не было. Не было еще заводов, фабрик, магазинов, аптек и многого другого. Но наши предки жили, работали, учились разным ремеслам. Но, случалось, и болели. Как же лечились люди в давние времена? (Предположения детей).

- В давние времена люди стали наблюдать за животными, и обнаружили, что животные лечатся с помощью растений. Некоторые наши предки стали изучать растения, даже пробовать на себе их свойства. Так появились первые знания о лечебных свойствах растений. А людей, которые изучали эти свойства, записывали их в свои древние книги, стали называть травниками, целителями, знахарями.

(Звучит стук в дверь, появляется домовенок Кузя)

Кузя: - Ой, ой. Как болит животик. Я съел недавно много жареной картошки, запил ее «Кока-колой». Помогите мне, мне больно.

Воспитатель: - Ребята, может, дадим Кузе таблетку? Но мы не знаем, какую надо, мы же не врачи. Давайте вызовем врача.

Кузя: - Нет, только не врача! Отведите меня к бабуле. К моей травнице бабушке Агафье, она мне поможет. Один я не дойду через лес.

Воспитатель: - Ребята, поможем Кузе, пойдем к бабушке Агафье.

Воспитатель: - Ребята, поможем Кузе, пойдем к бабушке Агафье.

Физминутка:

(Демонстрируется изображение бабушки Агафьи в окружении пучков трав)

Воспитатель: - Здравствуйте, бабушка Агафья. Помогите, пожалуйста, Кузе, у него болит животик.

- Бабушка рекомендует Кузе попить целебного отвара и отправиться спать. (Воспитатель «поит» Кузю и уносит куклу).

- Ребята, посмотрите, сколько здесь разных сушеных травок, и все они помогают при разных болезнях. А вот и фотографии растений, они все вам знакомы. Вспомните их названия, угадав загадки.

    Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 

 Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

 

 

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

 (Демонстрируются фотографии растений - ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик).

- Молодцы, вы угадали загадки о растениях, которые растут рядом с нами, мы часто их видим. А теперь попробуйте узнать по запаху всем нам знакомые растения, но они уже собраны и засушены.

- Хорошо, вы угадали по запаху все растения. Из этих сушеных травок готовят отвары, добавляют в чай, чтобы получить лечебный эффект. Например, листья подорожника прикладывают к ранкам, порезам. Сок этого растения останавливает кровотечение. Цветки и листья зверобоя помогают при болях в животе, отравлении. Душицу и мяту добавляют в чай, они успокаивающе действуют на организм. Отвары из ромашки или мать-и-мачехи помогают при простуде, от кашля. В листьях одуванчика очень много витамина С, который необходим для организма, особенно весной. Издавна эти растения используют при изготовлении парфюмерных средств – мыла, шампуней, духов и др.

- Ребята, а как вы думаете, если собрать растения у нас в городе, оно будет полезным? (Нет). Потому что в городских условиях растения впитывают в себя пыль, выхлопные газы от машин. И их использование даже может стать опасным, а не полезным. Попросим бабушку Агафью рассказать нам, где и когда можно собирать лекарственные травы.

- Каждое растение надо собирать вдали от города, в лесу или в поле. Некоторые растения, чтобы они имели свою лекарственную силу, надо собирать рано утром, другие, наоборот, вечером. Сушат растения не на солнце, а в хорошо проветриваемом помещении, где сухо и тепло. Не все части растений полезны, у одних пригодны только листья, у других – только цветки, у некоторых – корни. А вы знаете, из каких частей состоит растение?

Детям предлагается игра «Собери цветок»

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с бабушкой Агафьей, поблагодарим ее за интересный рассказ. Нам пора возвращаться в детский сад.

Физминутка:  «Мы шагаем друг за другом…»  

Мы шагаем друг за другом  (ходьба по кругу, руки на плечах у впереди идущего)

Мимо речки, мимо луга.

Петлять тропинка начала    (ходьба змейкой)

Среди высоких трав.

По ней шагаем мы легко,    (ходьба, высоко поднимая колени)

Головку приподняв.

Листья желтые мелькают,   (бег врассыпную)

Словно бабочки, порхают.

Лес осенний увидали,

На полянку прибежали.      (сели на ковер).

Дети отгадывают загадки

(Дети по запаху угадывают и называют растения).

(из фрагментов группы детей собирают целое изображение растения, называют части – корни, стебель, листья, бутон, цветок, плод).

Дети выполняют движения (повтор)

15

2

Этап 3. Рефлексивный

  • Анализ и обобщение полученных результатов

(2-3 мин.)

- Ребята, вам понравилось в гостях у бабушки Агафьи? Мы много узнали о лекарственных растениях, какую пользу приносят всем нам знакомые цветы. Я предлагаю вам нарисовать понравившийся вам цветок.

(Свободное творчество детей).

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В гостях у бабушки Агафьи».

                         Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях; закрепить понятия о взаимосвяз...

Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Агафьи».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности....

План – конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «В гости к бабушке Агафье»

План – конспект непосредственной образовательной деятельности. Ообразовательная область «Речевое развитие».Тема: «В гости к бабушке Агафье»...

В гости к бабушке Агафье. Спортивно-игровой досуг для дошкольников младшего возраста.

Описание материала: спортивно-игровой досуг «В гости к бабушке Агафье» предназначен для младших дошкольников. При проведении данного мероприятия используются веселые подвижные игры и развл...

Спортивное развлечение во второй младшей группе «В гости к бабушке Агафье»

Спортивное развлечение направленное на создание положительного эмоционального настроя детей, развитие физических качеств, а также обогащать сенсорный опыт детей....