Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия  "Весной в гостях у зверят"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей  группе компенсирующей направленности (ЗПР)

Тема «Весной в гостях у зверят»

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Цели:

     Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Закрепление  знаний о признаках весны, представлений об изменениях в жизни диких животных весной;

      Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, умения отвечать на вопросы полными ответами, составлять  рассказ по мнемотаблице, логического мышления – умения отгадывать загадки, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики, интонационной  выразительности речи;

     Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении походку и характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

     Оборудование. Мнемотаблица «Весна в лесу»; указка; предметные картинки и игрушки «Дикие животные»; «Детеныши диких животных»; демонстрационная картинка «Где чьи следы?», звуковой домик.

Предварительная работа.  Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики — надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

Рассказ детям, что весной у всех диких животных появляются детеныши. Показ  малышам картинки с изображенными детенышами этих животных и называние их: у зайца — зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок. Рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня мы побываем в весеннем лесу. Путешествовать мы будем по следам, которые оставили дикие животные.

- Каких диких животных ты знаешь? (Я знаю лису, волка, белку, зайца, медведя…)

- В лесу мы будем вести себя тихо, чтобы не испугать зверят. А ещё весной у диких животных появляется кто? (Весной у диких животных появляются детёныши).

- Посмотри, это следы, которые оставили дикие животные, пойдём по ним.

2. Упражнение «Заюшкина избушка». [Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания. Автоматизация звука [с] в словах].

- Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил заяц).

- Чьи это следы?  (Это заячьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как зайка прыгает.

- Это зайкина избушка. У неё непростые окна, нужно подуть правильно (открыть окошко), запомнить картинку и назвать её правильно.

Выполняется работа по автоматизации свистящего звука.

- Зайчик доволен, ему понравилось, как ты выполнила задание. Молодец! Отправляемся дальше.

 3. Упражнение «Отгадаем и расскажем».

- Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил медведь).

- Чьи это следы?  (Это медвежьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как ходит мишка-косолапый.

- Медведь приготовил загадки, а отгадать их тебе помогут картинки, на которых изображены дикие животные.

Загадывая загадки, иллюстрируем их соответствующими артикуляционным движениями или звукоподражаниями.

Этот зверь живет в бору,         (поднимите верхнюю губу, обнажив зубы; покажите

У стволов грызет кору.            движения, имитирующие, как заяц грызет кору)

Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой.  (Заяц)

- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.    (Медведь)

Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э… есть хочу!»

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом.    (Белка)

«Цик-цик-цик»,— говорит белочка.

— «Это я! Пуста кладовочка моя.

Надо из дупла выбираться

— За едой отправляться».

- Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф.ф — хватит спать,

Пора вставать!»    (Еж)

- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.

Воет в день ненастный:

«У-у-у.,.»    (Волк)

- Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.    (Лиса)

- Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

4. Упражнение «Где же мои детки?». [Развитие речевого слуха, памяти, интонационной выразительности речи, мимики.]

- Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил волк).

- Чьи это следы?  (Это волчьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как рыщет серый волк.

Говорит медведь: «Где мой медвежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит волк: «Где мой волчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего волчонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит лиса: «Где мой лисенок? (Вопросительная интонация.) Нет моего лисенка. (С печалью в голосе.)»

Говорит заяц: «Где мой зайчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего зайчонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит белка: «Где мой бельчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего бельчонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит еж: «Где мой ежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего ежонка. (С печалью в голосе.)»

5. Дидактическая игра «Мамы и дети».

 - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставила лиса).

- Чьи это следы?  (Это лисьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как крадётся хитрая лиса.

- Посмотри, где здесь мама, а где детёныши7

- Как ты догадалась? (Мама большая, а детёныши маленькие).

«У лисы нос, а у лисенка носик.

У лисы рот, а у лисенка ротик.

У лисы уши, а у лисенка ушки.

У лисы усы, а у лисенка усики.

У лисы лапы, а у лисенка лапки.

У лисы хвост, а у лисенка хвостик.

У лисы спина, а у лисенка спинка.

У лисы живот, а у лисенка животик».

6. Рассказ «Весна в лесу». [Составление  рассказа по мнемотаблице.]

 - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставила белка).

- Чьи это следы?  (Это беличьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как прыгает шустрая белочка.

- Белочка приготовила для нас вот такие картинки, которые помогут тебе рассказать о весне в лесу.

Рассказ: «Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и еж. Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши ».

Молодец! Ты справилась со всеми заданиями, которые приготовили для тебя зверята. Они очень тебе благодарны и приготовили угощение.

(Сюрпризный момент).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.

Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Проект «Весна пришла» по ознакомлению с окружающими миром в группе компенсирующей направленности № 1

Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: март 2020.Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.Образовательные области: «Познавательное развит...

Технологическая карта занятия («Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности) "Кто на помощь к нам спешит?"

Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.Возрастная адресованность: 5-6 летЦель: д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  № 37 г. Новочеркасска        Конспект занятия по ознакомлению ...