Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Весной в гостях у зверят"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности (ЗПР)
Тема «Весной в гостях у зверят»
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Цели:
Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Закрепление знаний о признаках весны, представлений об изменениях в жизни диких животных весной;
Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, умения отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ по мнемотаблице, логического мышления – умения отгадывать загадки, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики, интонационной выразительности речи;
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении походку и характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мнемотаблица «Весна в лесу»; указка; предметные картинки и игрушки «Дикие животные»; «Детеныши диких животных»; демонстрационная картинка «Где чьи следы?», звуковой домик.
Предварительная работа. Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики — надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».
Рассказ детям, что весной у всех диких животных появляются детеныши. Показ малышам картинки с изображенными детенышами этих животных и называние их: у зайца — зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок. Рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы побываем в весеннем лесу. Путешествовать мы будем по следам, которые оставили дикие животные.
- Каких диких животных ты знаешь? (Я знаю лису, волка, белку, зайца, медведя…)
- В лесу мы будем вести себя тихо, чтобы не испугать зверят. А ещё весной у диких животных появляется кто? (Весной у диких животных появляются детёныши).
- Посмотри, это следы, которые оставили дикие животные, пойдём по ним.
2. Упражнение «Заюшкина избушка». [Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания. Автоматизация звука [с] в словах].
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил заяц).
- Чьи это следы? (Это заячьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как зайка прыгает.
- Это зайкина избушка. У неё непростые окна, нужно подуть правильно (открыть окошко), запомнить картинку и назвать её правильно.
Выполняется работа по автоматизации свистящего звука.
- Зайчик доволен, ему понравилось, как ты выполнила задание. Молодец! Отправляемся дальше.
3. Упражнение «Отгадаем и расскажем».
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил медведь).
- Чьи это следы? (Это медвежьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как ходит мишка-косолапый.
- Медведь приготовил загадки, а отгадать их тебе помогут картинки, на которых изображены дикие животные.
Загадывая загадки, иллюстрируем их соответствующими артикуляционным движениями или звукоподражаниями.
Этот зверь живет в бору, (поднимите верхнюю губу, обнажив зубы; покажите
У стволов грызет кору. движения, имитирующие, как заяц грызет кору)
Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой. (Заяц)
- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э… есть хочу!»
-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом. (Белка)
«Цик-цик-цик»,— говорит белочка.
— «Это я! Пуста кладовочка моя.
Надо из дупла выбираться
— За едой отправляться».
- Чем кормится белка? (шишками, орехами).
Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)
- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).
Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)
- Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
- Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).
4. Упражнение «Где же мои детки?». [Развитие речевого слуха, памяти, интонационной выразительности речи, мимики.]
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил волк).
- Чьи это следы? (Это волчьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как рыщет серый волк.
Говорит медведь: «Где мой медвежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит волк: «Где мой волчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего волчонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит лиса: «Где мой лисенок? (Вопросительная интонация.) Нет моего лисенка. (С печалью в голосе.)»
Говорит заяц: «Где мой зайчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего зайчонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит белка: «Где мой бельчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего бельчонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит еж: «Где мой ежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего ежонка. (С печалью в голосе.)»
5. Дидактическая игра «Мамы и дети».
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставила лиса).
- Чьи это следы? (Это лисьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как крадётся хитрая лиса.
- Посмотри, где здесь мама, а где детёныши7
- Как ты догадалась? (Мама большая, а детёныши маленькие).
«У лисы нос, а у лисенка носик.
У лисы рот, а у лисенка ротик.
У лисы уши, а у лисенка ушки.
У лисы усы, а у лисенка усики.
У лисы лапы, а у лисенка лапки.
У лисы хвост, а у лисенка хвостик.
У лисы спина, а у лисенка спинка.
У лисы живот, а у лисенка животик».
6. Рассказ «Весна в лесу». [Составление рассказа по мнемотаблице.]
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставила белка).
- Чьи это следы? (Это беличьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как прыгает шустрая белочка.
- Белочка приготовила для нас вот такие картинки, которые помогут тебе рассказать о весне в лесу.
Рассказ: «Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и еж. Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши ».
Молодец! Ты справилась со всеми заданиями, которые приготовили для тебя зверята. Они очень тебе благодарны и приготовили угощение.
(Сюрпризный момент).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.
Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...
Проект «Весна пришла» по ознакомлению с окружающими миром в группе компенсирующей направленности № 1
Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: март 2020.Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.Образовательные области: «Познавательное развит...
Технологическая карта занятия («Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности) "Кто на помощь к нам спешит?"
Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.Возрастная адресованность: 5-6 летЦель: д...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 г. Новочеркасска Конспект занятия по ознакомлению ...