Презентация опыта работы «Экологическое волонтерство»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности.

Тема: «Умные туристы»

Цель: Формирование  у детей дошкольного возраста экологической культуры

и культуры природолюбия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokofeva_rabota.docx335.36 КБ

Предварительный просмотр:

;n=13

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Бийский филиал им. В.М. Шукшина

Межрегиональный конкурс методических разработок

«Дошкольное воспитание. Новые ориентиры»

План-конспект занятия

по познавательному развитию

в старшей группе

«Умные туристы»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

Picture background

Выполнил

Прокофьева Елена Николаевна

Должность

Воспитатель

Бийск, 2024

Тема: «Умные туристы»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры

и культуры природолюбия.

Программные задачи:

Образовательные:

- закрепить знания у детей об экологическом волонтерском движении,

- закрепить знания о правилах поведения на природе,

- формировать знания о свойствах различных материалов и их использовании и применении.

Развивающие:

- развить у воспитанников навыки и знания по экологическим основам,

- развить познавательно-исследовательскую, творческую деятельность,

- развить умения соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе,

- развить любознательность, сообразительность, познавательные способности.

Воспитательные:

- воспитание ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними,

- развить сопереживание к бедам природы, желание бороться за её сохранение,

- развить понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе

- способствовать появлению желания узнавать новое о природе.

Методы и приёмы:

  • Словесный - отгадывание загадок, вопросы педагога и ответы детей, напоминание, словесное поощрение детей.
  • Практический – опыты, экспериментально-исследовательская деятельность, трудовая деятельность детей.
  • Игровой – дидактическая игра «Экологические знаки», подвижная музыкальная игра «Ходят капельки по кругу», пальчиковая игра «Лодочка».
  • Наглядный – показ взрослого, демонстрация, наблюдение.

Материалы:

План -карта, картинка с изображением ребуса «лес», снаряжение туриста(картинки с изображением предметов),рюкзак, аудиозапись звуков воды, емкости с водой и набор материалов (дерево, металл, камни, пенопласт), две коробки с предметами для посылок (камень, рогатка, палка, игрушечный пистолет), пакеты для мусора контейнер с надписью вторичная переработка и бумага эмитирующая мусор, колбы с загрязненной водой, воронки, материал для создания различных фильтров( ткань, бумага, вата, древесный уголь), аудиозапись песенки «Ходят капельки по кругу», шапочка тучки и капелек по количеству детей, изображение солнца.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Растения и деревья Алтайского края», «Животный мир Алтайского края», «Правила поведения в лесу», «Пожар в лесу», «Правила поведения при проведении экспериментов». Дидактические игры: «Что берем с собой в поход?», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Экологические знаки».

Работа на экологической тропе детского сада.

Индивидуальная работа: индивидуальная помощь при проведении экспериментов.

Ход занятия

Этапы

работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Поощрение детей

педагогом, руководство деятельностью.

Цель:

  1. часть – организационная.

#1057;оздание образовательной ситуации, мотивация детей

- Здравствуйте ребята.

- Давайте поздороваемся:

-Станем рядышком, по кругу,

-Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

-Нам здороваться не лень:

-Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

-Если каждый улыбнётся –

-Утро доброе начнётся.

-Ребята, а какие добрые дела вы совершали в течение недели? Кому помогли? О ком позаботились……

Вот и сегодня нас ожидает увлекательное путешествие, в котором будет необходима ваша помощь!

Разгадайте ребус и мы узнаем куда отправимся в путешествие?

Да, ребята, это лес.

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в лес!

Воспитатель: Воспитатель: Ребята, а кто такие туристы?.

Дети встают в круг, берутся за руки, и здороваются друг с другом.

Дети стоят в кругу и по очереди рассказывают о добрых делах, которые они совершали.

Отгадывают загадку:

- Лес.

Ответы детей.

Воспитатель произносит текст, побуждает детей произносить приветствия.

Воспитатель следит за тем, чтобы рассказывали по очереди и не перебивали рассказывающего. Молодцы, вы помогали и заботились.

Обращает внимание детей на доску с изображением ребуса.

Правильно, вы верно разгадали, мы отправляемся в лес.

Все верно, как вы много знаете молодцы!

#1060;ормулирование цели

Расскажите мне как люди должны вести себя в лесу?

Вы все правильно сказали, но это не все правила поведения в лесу, отправляясь в путешествие мы с вами познакомимся с ними.

Мы с вами будем умными туристами, которые грамотно ведут себя в лесу, берегут природу, любуются ее красотами.

Дети перечисляют правила поведения в лесу, с которыми уже успели познакомиться.

Дает возможность ответит всем желающим. Поощряет ответы детей.

Цель:

  1. часть – основная

Закрепление у детей знаний о грамотном поведении в лесу

-А что является главным атрибутом туриста? Конечно рюкзак, давайте соберем его.

- Очень быстро выбирайте,

Будьте внимательны, не зевайте:

Перед вами предметы –выбирайте по одному предмету и кладите в рюкзак.

Все готовы? РАЗ, ДВА, ТРИ!

(Вот и собран наш рюкзак!

-Все необходимое мы собрали, а что еще необходимо для путешествия?

Именно она поможет нам не заблудиться.

- Как вы думаете, на чём можно путешествовать?

- Я предлагаю отправиться в путешествие пешком, как настоящие туристы.

- Закройте глаза и повторяйте за мной: «Ты два раза повернись и в лесу волшебном очутись!»

-Возьмитесь за руки, чтобы никто не потерялся…

Идем в сторону реки

Мы к лесной полянке шли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

-Ой! Тропа обрывается на берегу реки.

Как же нам перебраться на другой берег?

-Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать?

-Давайте проверим ваши предположения с помощью опыта.

Опыт:

-Посмотрите на столе стоят прозрачные емкости с водой и набор различных материалов.

У нас есть дерево, камни, пенопласт, железо.

-Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам для постройки лодки.

Какие выводы можно сделать?

-Да, ребята, вы правы

  • Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода
  • Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды
  • Пенопласт – легкий, непрочное, не тонет, потому что, он легче, чем вода, но и ломается
  • Железо – тяжелое, прочное, тонет, потому, что оно тяжелее воды

Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды.

Осталось найти что – то деревянное и построить лодку?

Физминутка «Лодочка».

-Две ладошки я сожму

И по морю поплыву.

Две ладошки, знаю я, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим море поплыву.

- Вот мы и перебрались на другой берег. Посмотрите на нашей карте обозначены какие – то предметы. Кто-то нам оставил на пеньке посылочки от Эколят – защитников природы. Слушайте внимательно записку от Елочки.

-Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленым можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

- Ребята, разве так можно вести себя в лесу?

Объясните, пожалуйста, как надо правильно.

-А это посылочка от Тихони Ребята, Тихоня хочет проверить ваши знания о том, что можно, а что нельзя делать в природе.

-Ребята, давайте проверим правильность выполнения задания.

- Какие вы молодцы, со всеми заданиями справляетесь.

Отправляемся дальше, смотрим маршрут..

- Впереди полянка. Что-то здесь произошло?..

(На полянке много мусора, на экране Эколята рассказывают).

- Здравствуйте, ребята! На этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что - то произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой?

-Ребята, давайте дружно уберём мусор. Ведь туристы всегда должны оставлять после себя чистые полянки. -Как правильно собирать мусор?

Куда его складывать?

Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, его рассортируют и сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей и книг.

- Отправляемся дальше, по своему маршруту, смотрим карту

-Мы идем лесной дорогой,

Интересного тут много,

-По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом:

-Вот растёт под ёлкой гриб,

-Рябинка – пламенем горит,

-Белка скачет скок, поскок,

И орешки щёлк, да щёлк.

Тихо, тихо, не шумите,

По дорожке в лес идите;

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

- Ну что, ребята, где-то должен здесь быть ручеёк, он указан на карте значком. Слышите звук журчания воды. Вот и он! А почему в нем такая грязная вода! Что же случилось?

-Ребята, вы правы, промышленные предприятия используют в своем производстве большое количество воды. Такая вода сильно загрязняется вредными веществами. После ее использования, она сливается в чистые водоемы, загрязняя их. Такая вода не пригодна для использования, такую воду нельзя пить, в ней нельзя купаться и поливать растения. --Что же делать,

-Ребята, как помочь ручейку?

Опыт:

-Очистим воду! Проведем опыт по фильтрации воды различными фильтрами, через которые мы можем очистить воду.

Для проведения опыта по очистке воды мы разделимся парами.

-Смотрим, что у нас получилось!

-А что стало с нашими фильтрами? Молодцы, ребята!

-Мы с вами помогли очистить воду в ручейке.

-Ой, что это, слышите?

Дождик пошел! Тысячи маленьких капелек падают на землю и поят растения. Без воды нет жизни. Она нужна всем.

Музыкальная игра «Ходят капельки по кругу»:

-Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».

- Я буду - Тучей. А вы все моими капельками

- Вы полетели путешествовать на землю.

-Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.

-Встретились ручейки и стали большой рекой.

-Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.

-Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (). Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к – Тучке.

-Молодцы, капельки, совершили свое путешествие.

Ответы

Дети делятся на две команды и снимают карточки с изображением предметов необходимых в походе).

Ответы детей

Предположения детей, о способах путешествия.

Дети повторяют слова с закрытыми глазами и кружатся три оборота.

Дети берутся за руки и идут за воспитателем.

Перечисляют варианты и способы перебраться на другой берег.

Высказывают предположения детей.

-Дети рассматривают и называют набор предметов из различных материалов.

- Дети проводят исследование, делают выводы.

Сначала дети высказываются.

Дети предлагают использовать различную деревянную мебель, находящуюся в группе.

Дети строят лодку и рассаживаются по местам.

Выполняют с повторением движений.

.

Дети объясняют

Участники первой команды берут только разрешающие знаки и складывают на свою сторону, вторая команда выбирает запрещающие знаки на свой край стола.

Участники команд комментируют свой выбор.

Ребята комментируют свой выбор

Ответы детей

Дети подробно отвечают на вопросы.

Надевают перчатки и приступают к уборке мусора в мусорные мешки.

Дети отвечают

Обычная ходьба

Ладони приложить к щекам, покачать головой

Руки сложить над головой «шляпкой»

Фонарики» на четыре счёта

Прыжки

Хлопки в ладоши

Палец приложить к губам

Ходьба на носочках

Предположения детей.

Дети высказывают свои предположения

- Дети проводят исследование.

Каждая пара выбирает фильтр (вата, бумажный фильтр, ватные диски, марля) и ставит его на пустую чистую ёмкость. Наливает загрязненную воду через фильтр.

Дети отмечают что вода стала чистой после фильтрации.

Они стали грязными.

Дети одевают шапочки капелек.

Дети прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.

Дети: капельки соединяются парами и составляют ручейки.

Дети: Капельки соединяются в одну цепочку.

Дети: Перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.

Дети: Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.

Дети-капельки подходят к – Тучке и она их обнимает.

- Конечно рюкзак.

Помогает разделиться на две команды. Обращает внимание на доску с картинками и двумя рюкзаками.

Советует членам команды контролировать своих участников, карточки с какими предметами они выбрали.

- Это карта маршрута.

Показывает карту с изображением маршрута.

-Молодцы, все ответы верные.

Проговаривает слова, поворачивается вокруг себя.

Слышится шум реки.

Воспитатель поощряет всех высказаться.

- Правильно

Обращает внимание детей на стол с оборудованием для опытов.

Предлагает внимательно ознакомиться с различными свойствами предложенного материала.

Поощряет всех высказать свои предположения.

- Какие вы молодцы, все правильно.

Подводит итоги проведенного опыта.

-Правильно, скамейки, они даже похожи на лодочки, давайте возьмем их.

Помогает поставить скамейку.

-Молодцы, справились с заданием.

Проговаривает текс и показывает движения руками по тексту.

Показывает детям карту с обозначенными остановками.

Воспитатель читает текст письма и демонстрирует предметы из коробки.

Правильно, молодцы!

Распаковывает красочно оформленную посылку и достает из нее знаки — разрешающие, и запрещающие.

Педагог раскладывает знаки на столе и дает детям задание.

Помогает детям разделиться на две команды.

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Показывает карту

Обращает внимание детей на экран.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка, дает возможность высказаться.

Помогает надеть перчатки и объясняет как важно в них выполнять работу.

Воспитатель показывает контейнер со знаком обозначающим вторичная переработка.

Проговаривает текс и показы-вает движения руками по тексту.

Воспитатель показывает обозначенный на карте ручей и демонстрирует детям прозрачную кружку с загрязненной водой.

Выслушивает ответы детей.

Подсказывает правильность проведения опыта.

Помогает провести опыт.

Демонстрирует отфильтрованную воду в прозрачной колбе.

Звучит «Шум дождя».

воспитатель обращает внимание на включенный звук.

Воспитатель одевает шапочку тучки,

Включается музыка и идет дождь.

Смена музыки. Музыка ручейка.

Смена музыки. Музыка реки.

Смена музыки. Музыка океана.

Воспитатель показывает солнышко.

Воспитатель собирает у детей атрибуты игры.

Цель: Подведение итогов.

  1. часть – заключительная

Рефлексия, переход к самостоятельной игровой деятельности.

- Ребята, как вы думаете, в какой воде хочется жить всем водным обитателям?

-А что может сделать каждый из нас, чтобы в водоёме вода всегда была чистой?

-Правильно, молодцы! Мы с вами путешествовали, помогали природе, изучали правила поведения в лесу.

-А теперь наше путешествие закончилось, закройте глаза и произнесите: «Ты три раза повернись и в группе очутись!»

-Ребята, вам понравилось в нашем путешествии? Какие правила должны выполнять туристы?

Ответы детей.

Варианты ответов детей, например: не бросать мусор, не мыть машины около рек, не выливать в речки воду после стирки белья.

Дети повторяют за воспитателям слова, закрыв глаза, и повторяют движения по тексту.

Дети отвечают.

Произносит текст, выполняя движения по тексту.

Воспитатель, поощряет всех детей высказаться.

Резюмирует высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Экологическое воспитание дошкольников...

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"...

Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...