Игровая викторина «Следы невиданных зверей».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Михайловна Арустамян

Цель: Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.

Задачи: Дать детям представление о возможности узнать животное или птицу по оставленным на снегу следам. Формировать умение определять зверя или птицу по отпечаткам на снегу. Развивать экологическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в рамках конкурса «А ну ка, воспитатель!» «Бережем планету».

Игровая викторина «Следы невиданных зверей».

Цель: Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.

Задачи: Дать детям представление о возможности узнать животное или птицу по оставленным на снегу следам. Формировать умение определять зверя или птицу по отпечаткам на снегу. Развивать экологическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: Мультимедийная система, два комплекта разрезных картинок формата А3, макет зимнего леса, фигурки животных.

Ход занятия: (звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь» «Про следы» Композитор Василий Багарырёв автор слов Вадим Жук.)

Ознакомительная часть:

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в зимний лес. Сейчас в лесу не так много голосов как летом – стало намного тише. И все же лес полон сюрпризов. Посмотрите как хорошо в лесу. Красиво!

Воспитатель: Гуляя по лесным тропинкам можно встретить множество следов на снегу. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них и рассказать о животных и птицах, которых можно встретить в наших Российских лесах.

2-й файл: Эта птица всем известна –

Гадким он утенком был.

Да и сказка интересна.

Жаль, что я ее забыл. (лебедь)

Эта птица знакома Вам по сказке о гадком утенке – это Белый Лебедь. Для человека лебеди олицетворяют красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением, умением летать и плавать. Охота на лебедей нередко запрещена, когда тот или иной подвид находится в стадии вымирания. Основной целью охоты является лебединый пух. Мы можем остановить это! В наших куртках основным утеплителем стал другой материал не менее теплый.

3 файл: У него хороший слух,

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками…. (Глухаря)

Глухарь крупная птица остающаяся зимовать в северных широтах России. Токование – это период в жизни птицы, когда она издает интересный громкий звук, который слышно на большие расстояния.

4 файл: Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

Самое крупное из современных хищных зверей. У всех животных этого семейства мощное тело, сильные с большими когтями лапы, массивная голова с маленькими глазами и ушами, густая шерсть. Он обладает острым зрением, тонким слухом и отличным обонянием. Неутомимый скиталец в бескрайних просторах Арктики» (Белый медведь)

5 файл: Что за зверь, семейства куньих,

Так похож на медвежонка?

Весь лохматый, шерсть густая,

Буро-палевый окрас.

Лапы с длинными когтями,

Зубы острые как бритвы,

В жизни вечная бродяга,

И отличный древолаз.

Кто, свирепый и без страха,

Страшней волка? (росомаха)

Бывают животные естественно редкие, их никогда много не бывало и быть не может: росомаха – живой пример таких животных. В России, росомаха, обитает по всей Сибири и в северной половине европейской части. Росомаха — небольшое по размерам животное, величиной с собаку, внешне похожа на небольшого медведя: приземистое, крепкое, плотное туловище, сравнительно большая голова, толстые ноги с широкими пятипалыми ступнями и с большими загнутыми и острыми когтями, короткий хвост.

6 файл: Враг полевок, птиц и белок,

Не упустит всех, кто мелок.

Цвет каштановый, лосниться.

Это шустрая … (куница)

Обитает в густых высокоствольных лесах европейской части России, Урала, Западной Сибири до Сургута на восток, в горных лесах Кавказа. Кое-где встречается в городских парках (например, в Москве — в Царицыно и на Воробьевых горах).

В результате интенсивной охоты лесные куницы во многих областях стали редкими животными, хотя благодаря обширному ареалу в целом не считаются состоящими под угрозой исчезновения. Проблематичным является сокращение сферы обитания, так как лесным куницам нужны здоровые леса.

Воспитатель: Мы свами познакомились с некоторыми животными и их следами, а теперь давайте попробуем сами оставить следы. Я приготовила для вас вот такую заснеженную поляну (макет заснеженного леса, фигурки животных). Сейчас каждый из вас по очереди попробует оставить следы на нашем «снегу».

Воспитатель: А теперь предлагаю немного размяться.

Физкультминутка: «Зайцы встали по порядку…»

(физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение)

(стук в дверь, появляется Маша)

Маша: Здравствуйте, дети! Помогите мне разобраться в следах. Я совсем запуталась! Где волчьи, где лисьи, где следы зайца?

Воспитатель: Сегодня мы попробуем догадаться, кто оставил на заснеженных полях и в лесах свои следы. Я буду показывать фотографии, на которых мы увидим след животного или птицы, загадаю вам загадку и команды по очереди будут отгадывать, чей след на фотографии. За правильные ответы нашей викторины команда получит часть картинки, которую в конце нашей викторины соберет каждая команда.

Основная часть викторины: (показ слайдов, загадывание загадок, обращаю внимание детей на форму и оцениваю ответы детей, задаю наводящие вопросы.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

8 файл: Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Подсказка Кто мурлычет у окошка:

- Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки. (Кошка)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

9 файл: Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (сова)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

10 файл: Маленький шарик

Под лавкой шарит (мышь)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

11 файл: Я такая озорная,

Славная и заводная,

По асфальту я хожу,

Вам я люди не служу.

Гордой поступью шагаю

Черный плащик надеваю.

Быстро, весело скачу

Кар, кар, кар всегда кричу. (ворона)

Воспитатель: По каким признакам вы догадались, что это следы вороны

Дети: (примерный ответ детей) Вороны говорят «Кар». След хвоста похож на хвост вороны.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

12 файл: На березу птички сели

И на белом заалели

Словно капельки зари

Чудо птички … (снегири)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

13 файл: Длинные ушки, быстрые лапки

Серый, но не мышка

Кто это ? (заяц)

Воспитатель: Правильно ребята – это следы зайца. Какие вы молодцы, а у Маши возникли сложности с распознавание следов зайца. Вы ребята молодцы – справились очень ловко! (14 файл)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

15 файл: Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу. (белка)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

16 файл: Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

17 файл: Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

18 файл: Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята – это следы медведя. Какие вы молодцы, а у Маши возникли сложности с распознавание следов медведя. Вы ребята молодцы – справились очень ловко!(19 файл)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

20 файл: Сидит на суку, тараторит.

Со всеми птицами спорит.

Все ей вокруг интересно,

Всем эта птица известна.

Помнишь: где была? Далеко.

Кто это – ответь ? (Сорока)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

21 файл: Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (волк)

Воспитатель: Правильно ребята – это следы волка. Какие вы молодцы, а у Маши возникли сложности с распознавание следов волка. Вы ребята молодцы – справились очень ловко!(22 файл)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую форму имеет след? Какая последовательность следов? На что они похожи?

23 файл: Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках – сережках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это … (рысь)

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Справились со всеми заданиями викторины. Пора посмотреть, что получится из частей пазла, которые вы получили за правильные ответы.

(дети собирают пазл под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Про следы» Композитор Василий Багарырёв автор слов Вадим Жук.)

Воспитатель: Какие замечательные картины у вас получились. Посмотри, Маша, здесь твой портрет и Миши. Ребята смогли из частей собрать целые картины. Маша, мы с ребятами познакомились сегодня со следами исчезающих животных и отгадывали вместе с тобой следы знакомых животных. В подарок тебе мы приготовили книгу о следах.

Маша: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, где чьи следы. Побегу к Мишке расскажу, как много животных и птиц живет на Российских просторах.

Воспитатель: Вот мы и узнали и вспомнили сколько много разных животных и птиц живет на российских просторах. Мы с вами будем беречь природу родного края, что бы в наших лесах всегда было много лис, зайцев, медведей и других животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре для старшей группы. Тема: «По следам невиданных зверей».

Конспект занятия  по физической культуре для старшей группы.Тема: «По следам невиданных зверей».Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физически...

«Следы невиданных зверей» для детей 4-5 лет

Педагогический краткосрочный проект...

"Следы невиданных зверей"

Данная презентация была подготовлена к занятию по развитию речи. Предварительно дети были знакомы с темой зимовки диких животных, были проведены беседы на тему "как животные готовятся к зиме"...

Конспект открытое занятие "Следы невиданных зверей"

Задачи:обучающие:формировать представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;развивающие:ознакомить со следами диких животных;развивать любознательность, учить понимать п...

"Следы невиданных зверей"

Систематизировать знания детей о жизнедеятельности диких животных родного края в зимний период. С использованием флипчарта....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 2-3 лет с элементами песочной терапии "Следы невиданных зверей""

Песок – уникальный природный материал, выступающий прекрасным тренажером для развития тактильной чувствительности, способствующий более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных ф...