«Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Героев Отечества».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чередниченко Любовь Ивановна

   В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

    Ежегодно в нашей стране происходят какие-то перемены. Но как бы не преобразовывалось общество, мы не должны прекращать любить свою Родину, как мать любит своё дитя. В данное время материальные ценности начали в большей степени доминировать над духовными, поэтому у детей размыты представления о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. В период неустойчивости в обществе возникает надобность вернуться к добрым традициям нашего народа, к его исконным корням. К таким незабвенным понятиям, как род, родство, Родина. Именно поэтому, с педагогической точки зрения тема «День Героев России» наиболее подходит для выполнения миссии возрождения патриотического общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЕНОК» Р.П.СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

          Муниципальная акция, посвященная Дню Героев Отечества,

    в рамках всероссийской акции «День Героев Отечества»

                Номинация «Методическая разработка мероприятия,

                       посвященного Дню Героев Отечества».

Руководители: Чередниченко Л.И., воспитатель

первой квалификационной категории

Сукочева Н. Г., воспитатель

первой квалификационной категории

р.п. Средняя Ахтуба 2023 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..3
  2. Ход непосредственно – образовательной деятельности……….4
  3. Методическая литература……………………………………….10
  4. Приложение………………………………………………………11

Пояснительная записка

   В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 

    Ежегодно в нашей стране происходят какие-то перемены. Но как бы не преобразовывалось общество, мы не должны прекращать любить свою Родину, как мать любит своё дитя. В данное время материальные ценности начали в большей степени доминировать над духовными, поэтому у детей размыты представления о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. В период неустойчивости в обществе возникает надобность вернуться к добрым традициям нашего народа, к его исконным корням. К таким незабвенным понятиям, как род, родство, Родина. Именно поэтому, с педагогической точки зрения тема «День Героев России» наиболее подходит для выполнения миссии возрождения патриотического общества. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотические чувства воспитываются и закладываются с раннего возраста, так как их нельзя сформировать за месяц или неделю. И уже к старшему периоду взросления, в детях формируется понятие «патриотизм», любовь к родине и Отечеству.

   Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт.

Цель: познакомить детей с историей праздника «День Героев Отечества».

Задачи:

- формировать у воспитанников чувство патриотизма;

-  расширять знания воспитанников о героических страницах истории нашего Отечества, о высших наградах;

- развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;

- сохранять память о подвигах Героев Отечества;

- воспитывать любовь к Родине, желание быть защитниками Отечества, служить в Армии.

Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, 6 -7 лет.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактические игры, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «День Героев Отечества», аудиозапись песни С. Михалкова «Герои России». Дидактическая игра «Собери правильно Ордена», с использованием разрезных картинок: орденов; подвижная игра «Окажи помощь раненому», с использованием аптечки.

 Предварительная работа:

- Рассказ воспитателя об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации – ордене Святого Георгия;

 - Рассматривание орденов и медалей на иллюстрациях;

 - Рассматривание репродукций картин и иллюстраций сражений в разное историческое время;

- Заучивание крылатых выражений, пословиц и поговорок об армии.

- Прослушивание аудиозаписей военных песен; чтение рассказов.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Организационный момент.

На звук колокольчика дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие детей (речь с движением):

Здравствуй, солнце золотое! (руки подняты вверх)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! (раскачиваем руки, вытянутые перед собой)

Здравствуй, маленький дубок! (руки поднять вверх)

Мы живем в одном краю, (руки опущены вниз)

Я вас всех приветствую!

Давайте за руки возьмёмся, (берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

Звучит аудиозапись песни С. Михалкова «Герои России».

Воспитатель: дети, 9 декабря, вся Россия с благодарностью встречает замечательный праздник, День Героев Отечества.

Ребенок: день Героев Отечества – это не просто праздник; это очень важный праздник! Это день, когда всё человечество благодарит отважных Защитников. 

 Ребенок: в этот день поздравляют: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров Ордена Святого Георгия и Ордена Славы. Наша Родина Россия - страна героическая. Какие бы враги не бросали нам вызов, мы выстояли, благодаря героизму народа. Мы должны знать и помнить героев нашей страны. Герой никогда не умрет, пока память в народе живет.

Воспитатель: сегодня, мы с вами поговорим об истории этого праздника.

(Показ презентации, слайд 1) 

Во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину, свое Отечество и защищали ее от врагов.

Отечество – это родная страна. Слово «Отечество» происходит от слова

«отец». То есть Отечество – это страна отцов, земля предков.  

И таких людей называют героями.

Воспитатель: а кто такой герой?

Ответы детей: герой – это такой человек, который совершает подвиги очень храбро и доблестно, не щадя своей жизни.

Воспитатель: герой – это победитель, человек, который превзошел свои возможности, в некоторых случаях даже ценой своей жизни, который в решительный момент делает то что нужно в интересах народа. История нашей страны знает очень много таких людей.

Ребенок:                   Российской истории тысяча лет.

Немало в ней было блестящих побед.

Победы стране обеспечили славу,

За мужество, доблесть сынов и отвагу.

В боях, защищавших просторы страны,

От всякой заморской, незваной «чумы»,

Георгий Святой был надежной опорой

Российскому воинству в ратные годы.

                       (В. Павлов)

Воспитатель: какими качествами обладает герой? Каким он должен быть?

Ответы детей: сильным, ловким, смелым, отважным, умным….. 

Воспитатель: молодцы! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Да- нет». На вопрос надо отвечать одним словом: да или нет.

- Наша Армия сильна? (да)

-Защищает мир она? (да)

-Мальчишки в армию пойдут? (да)

-Игрушки все с собой возьмут? (нет)

-Стоит летчик на границе? (нет)

-Летает выше он жар- птицы? (да)

-Мир важней всего на свете? (да)

-Знают это даже дети? (да).

Воспитатель: молодцы, ребята, все справились с заданием.

Воспитатель: дети, а вы знаете, что даже не все взрослые знают, что история данного праздника своими корнями уходит в историю Руси, берет свое начало с древнейших времен.  В каждой стране есть свои герои.

 Я хочу вам рассказать о герое Георгии Победоносце. (Показ презентации, слайд 2)

Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей. Юноша был образован, красив и очень храбрый. Существует легенда, что недалеко от того места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто съедал людей. Люди начали отдавать ему на съедение юношу или девушку. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она с ужасом стала ждать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был никто иной, как святой Георгий. Так он прекратил уничтожение юношей и девушек.

На месте этого события и была построена церковь во имя Георгия. После этой победы св. Георгий стал называться Победоносцем. Его изображения увековечены на картинах, иконах, гербе России и монетах.

(слайд 3)

В память о герое, царица Екатерина Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это была самая главная воинская награда.

(слайд 4)

Этот Орден был очень важным и многие военные и солдаты очень рады были такой награде. Они ее заслуживали в боях и получали за храбрость и смекалку.

Орден Святого Георгия имел четыре степени отличия. Причем награждение производилось с четвертой степени, затем вручалась третья, далее вторая, и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Георгия первой степени.

Девиз ордена - «За службу и храбрость».

За всю его историю награждение первой степенью производилось лишь 25 раз, второй – 117. Лишь четыре человека являлись полными кавалерами ордена, т. е были награждены орденами святого Георгия всех 4 степеней.

(слайд 5)

Одним из первых, кто получил этот орден, был полководец Михаил Кутузов, за особые заслуги перед Отечеством. 

(слайд 6)

Свои подвиги на благо Отечества совершали такие известные люди, как: Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Семен Михайлович Буденный и др. 

Физкультминутка «Я – патриот».

(дети строятся друг за другом и маршируют)

 Я – патриот! Я – патриот!

 Я Родину люблю.        

В дни испытаний и невзгод

Я жизнь отдам свою.

Перед Российским флагом

Пройду я гордым шагом.

(слайд 7)

Воспитатель: за всю историю России нам пришлось пережить не одну войну. Война – это страшное слово, которое несет в себе столько горя и страдания, страха и слез, гибель солдат, мирных людей. Каждый прожитый день на войне – героический. Героями были и остались те, кто шел в атаку, стоял у орудия, вел бой с врагом.  

Много героев во время Великой Отечественной войны. Среди них были и рядовые, простые солдаты, и командиры.

У нас на Волгоградской земле тоже есть свои герои, и мы о них слышали  (слайд 8)

Их имена есть на аллее Героев города Волгограда, и имена выбиты на мемориальной плите, это Михаил Федорович Паникаха, который бросился с гранатой под танк, Яков Федорович Павлов, оборонявший свой дом от фашистов, и многие другие.

(слайд 9)

Но среди героев есть еще и дети герои – это Зоя Космодемьянская, которая под мучительными пытками фашистов не выдала секретную информацию; за что и была казнена; Леня Голиков, взорвал машину фашистов, его жизнь оказалась короткой и другие. 

Подвижная игра «Окажи помощь раненому»

Воспитатель: наша страна никогда ни хотела войн – нам всегда нужен Мир! В нашей стране было много трудных времен. Собравшись с силами, мы победили врагов.

(слайд 10) 

Во время Великой Отечественной войны были утверждены орден Славы и медаль «Золотая звезда», которыми награждали за заслуги перед Родиной, связанные с совершением героического подвига и давали звание героя. Орден украшен желто - черной лентой, которую принято называть георгиевской.

 (слайд 11)

Одним из первых этими знаками был награжден советский полководец Георгий Константинович Жуков - «Маршал Победы».

    Награды всегда находили своих героев, даже если человек погибал. Тогда Орден или медаль передавали родственникам.

Игра «Собери ордена» (разрезные картинки)

Участвуют по одному ребёнку от каждой команды.

Задание: сложить из разрезных картинок изображение орденов.

(слайд 12)

Воспитатель: есть подвиги не только военные, но и творческие, научные, спортивные, трудовые, простые человеческие. Их совершали люди, которых тоже по праву можно называть героями, но героями труда. Они проявляли трудовой героизм, внося большой вклад для подъема народного хозяйства, науки, культуры.

(слайд 13, 14)

 За героический подвиг, первый полёт в космос, прославивший нашую Родину, за проявленные мужество и отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, майору Юрию Алексеевичу Гагарину, присвоено звание Героя Советского союза с вручением медали «Золотая Звезда». Также медаль «Золотая звезда» получила первая женщина – космонавт, Валентина Терешкова.

Дети:

-Кто за Родину горой, тот настоящий герой.

-Жить - Родине служить.

-Человек без Родины, что человек без песни.

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

     Воспитатель: герои есть и сейчас, они среди нас, это «повседневные герои», люди, которые каждый день совершают подвиг, меняют себя, окружающих, мир к лучшему, бескорыстно жертвуют собой.

     Героями не рождаются, ими становятся, а значит, у каждого есть возможность в будущем стать героем России.

Воспитатель: ребята, я хочу рассказать вам ещё об одном человеке, нашем земляке, Попове Александре. 

(слайд 15)

С детства Саша мечтал носить погоны. Он был таким же жизнерадостным ребёнком, как и вы, играл, занимался спортом, любил ходить в походы. У него было очень много друзей. Окончив школу, призвался в армию. После срочной службы, около трёх лет Александр проработал водителем и охранником, после чего он окончательно убедился, что работа на гражданке не для него.

В 2007 году защитник Отечества подписал контракт с Вооружёнными силами. 15 лет он служил в инженерных войсках в воинской части на острове Зелёный, дослужившись до командира отделения.

Александр мастерски управлял бульдозером на артиллерийском тягаче при проведении инженерных работ, и его умение пригодилось сначала в Сирии, куда было две командировки, затем на Украине.

В первую командировку на Украину он отправился 6 апреля. 19 июня приезжал в небольшой недельный отпуск.  

27 июня он снова отправился в Харьковскую область без всяких плохих предчувствий. А утро, 6 июля уже стало последним в жизни Александра. Когда он вместе с сослуживцами находился на территории логистической базы в посёлке Великий Бурлук, со стороны Украины прилетел мощный снаряд.

В одно мгновение от взрыва погибли пятеро военных, в том числе и жители Волгоградской области Александр Попов и Андрей Третьяков. Сашу из огня вытащил его друг, Артём, у которого он и умер на руках от тяжёлого ранения.

Александра Попова проводили в последний путь на кладбище рабочего посёлка Средняя Ахтуба в присутствии родных и сослуживцев.

(слайд 16)

Второго ноября над главным входом в школе имени Ломоносова в посёлке Средняя Ахтуба появилась мемориальная доска с изображением 38-летнего Александра Попова.

(слайд 17)

 За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в Сирии, а затем на Украине, Александр награждён медалями Жукова и Суворова. Эта командировка, под Харьковом стала в его жизни последней. Родным Александра посмертно вручили орден Мужества.

Возможно, что его жизненный путь послужит примером для кого-то из школьников, и они, повзрослев, также захотят связать свою жизнь с армией. Хочется верить, что к этому времени и над Россией, и над Украиной уже будет мирное небо!

Ребёнок: Как хорошо проснуться на рассвете,

               Как хорошо, что ночью снятся сны.

               Как хорошо, что кружится планета,

               Как хорошо на свете без войны!

Заключительная часть.

Рефлексия

Воспитатель: дети, сегодня мы говорили о празднике Дне героев Отечества, о людях, носящих великое звание Героев Отечества.

Какими же качествами обладает человек, совершающий героический поступок? (ответы детей)

Есть ли место подвигу в мирное время? (ответы детей)

Какую дату наша страна отмечает 9 декабря? (ответы детей)

Кого чествуют в этот день? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, помните, что вы потомки тех, кто, не жалея жизни и сил защищал нашу Родину в боях, охраняет наше небо в мирное время. Мы должны помнить их имена, пока мы помним их – они живы.

Методическая литература:

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

2.Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2010. - 158 с.

3.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей/ Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2005.

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2014 – 80 с.

5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Приложение

Презентация «9 декабря День Героев Отечества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие посвященное празднику День Героев Отечества

Цель: познакомить детей  с историей праздника «День Героев Отечества».Задачи:1. Формировать у воспитанников чувство патриотизма.2. Развивать чувство гордости и уважения к во...

Методическая разработка мероприятия,посвященного Новому Году,в первой младшей группе.

Сценарий новогоднего утренника,для детей младшего  дошкольного возраста....

Номинация «Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Героев Отечества»

воспитание патриотизма, приобщение к истории своей страны....

Методическая разработка. Конспект беседы "День героев Отечества"

Конспект беседы «День Героев Отечества».Цель: расширить знания воспитанников о героических страницах истории нашего Отечества, познакомить с историей праздника «День Героев Отечества...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Героев Отечества.

В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Ежегодно в нашей стране происходят какие-то перемены. Но как бы не пр...