План - конспект прогулки - путешествия в подготовительной группе «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондрашева Наталья Владимировна

План - конспект  прогулки - путешествия  в подготовительной  группе «Осенняя прогулка»

Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия по участку детского сада, ознакомление детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев.

Задачи:
1.Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе.
2.Создать условия для исследовательской деятельности.

3.Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;

4.Развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов (бетулин, чечевички, береста, Троица)

5.Формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_oktyabrenok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Октябренок»

План - конспект  прогулки - путешествия  в подготовительной  группе «Осенняя прогулка»

Воспитатель: Кондрашева Наталья Владимировна.

г. Смоленск.

Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия по участку детского сада, ознакомление детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев.

Задачи:
1.Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе.
2.Создать условия для исследовательской деятельности.

3.Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;

4.Развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов (бетулин, чечевички, береста, Троица)

5.Формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца.

Оборудование: конверт с заданиями, ткань черного цвета, веточка, грабли, мешки для мусора, детские ведра, шишки.


Ход прогулки.


-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)

 - «Слыхали?»

Сегодня у нас на участке большом

Ходил почтальон с необычным письмом.

Измятый конверт, а на нем по линейке

Написано четко: «Вручить Неумейке или Незнайке».

-Я растерялась, не знаю, кому вручить это письмо. Может оно кому - то из вас адресовано? Ребята, среди вас есть неумейки или незнайки?

- Мы с вами отправимся сегодня в путешествие и будем выполнять те задания, которые нам прислали друзья из другого детского сада. Нам предстоит интересный, но нелёгкий путь, поэтому вы должны проявить лёгкость и выносливость и показать почтальону, что неумеек и незнаек у нас нет. Тогда в путь.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Кто шагает дружно в ряд?

Это детский наш отряд!

Сильные, смелые!

Ловкие, умелые!

Первое  задание в письме: «Поиграть в игру «Да и нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери в норки залезают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

- Молодцы, справились с первым заданием, отправляемся дальше в путь.

По дорожке, по дорожке. Скачем мы на правой ножке.

А по этой по дорожке, скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до веранды добежим.

На лужайке, на лужайке, мы попрыгаем, как зайки.

Стоп, немножко отдохни.

В гости к дереву  пришли.

Второе задание «Поговорим о дереве – символе России».

 - Послушайте загадку, ребята.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет, 
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.

 

-Молодцы! Отгадали  загадку. Верно, в ней говорится о березе. Найдите пожалуйста на нашем участке березу.  

- Раз, два, три к березке беги.

- А вот наша березка.  Давайте поздороваемся с ней.

 - Расскажу я вам сегодня о красавице русских  лесов - стройной, белокурой берёзке. Нет в наших лесах дерева более родного и близкого.

Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке.

 - Чем берёза выделяется среди других деревьев?

 - Покажите ствол березы, какой он у неё? (Книзу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки)

 - Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шереховатый.) 

 - Какого цвета ствол березы? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.) 

 - Какие изменения произошли с березой?

 - Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало? 

 - Где лежат листочки? 

 - Кто их срывает? Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли. 

 - Какое время года? 

 - Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

 - Почему березу называют русской красавицей,  которая является символом России? (Берёза - это распространённое дерево России, оно растёт почти на всей территории нашей страны).

  - Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет, называется  оно - бетулин. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.  Черные полосочки на стволе называются чечевички, через них дерево дышит. Кору березы называют береста. Береста-материал прочный: не промокает, не портится, из нее изготавливают разные изделия. Березы бывают женского и мужского пола: у девочек веточки тоненькие, свисают  к низу, как косоньки, а у мальчиков  веточки потолще и тянутся к небу, к солнышку. Прекрасна береза в любое время года!

 

 - Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент. Возьмем ткань черного цвета и аккуратненько потрем по стволу дерева. Что произошло с нашей тканью? Да, она стала белой. Как вы думаете почему? Именно вещество бетулин окрасило наши тряпочки в светлый цвет, без него береза была бы обычного цвета, как и все деревья.

-Березу очень любит наш народ. Она является символом России. Она красивая, нарядная, белоствольная, так мы ее называем. Этому дереву посвящено много стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, песен, сказок. Послушайте одно стихотворение А. Кулагина «Берёза».

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку,
По утрам заплетать косичку.

Пословицы и поговорки.

 - Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.

 - И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

 - Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Приметы.

 - Иней на берёзах – к морозу.

 - Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

 - Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

 - Чем желтее крона берёзы осенью, тем сильнее листопад.

 - Если березовые листья ложатся лицом вверх - зима будет холодной,

изнанкой вверх – теплой.

 - Если берёза с осени желтеет с верхушки - весна ранняя, снизу – поздняя.

 - Когда лист с берёзы опал чисто - будет для людей лёгкий год.

Загадки.

 - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
- В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
- Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.
- Она весну встречает, сережки одевает.
- Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.

- Красавицей русских лесов называют люди березку. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело - мир освещать, второе -  крик утешать, третье - больных исцелять, четвертое -  чистоту соблюдать.

-Березу любят не только за красоту, она приносит огромную пользу. Березовые дрова используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровыми. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье. Полезными являются сок и почки. Кто-нибудь из Вас пробовал березовый сок? Сок очень вкусный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево. Из древесины делают игрушки, мебель

- Ребята, давайте немного отдохнём и изобразим красивых берёзок.

Выросли березки в поле. Хорошо расти на поле! (Потягивание - руки в стороны)

Каждая  старается, к  небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)

Вот подул веселый ветер. Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Руки на поясе,приседание)

Вправо, влево, взад – вперед. Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево)

Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет. (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Опускают руки через стороны)

- Наши предки считали берёзу священным деревом, Её называли деревом счастья.

– С приходом тёплых дней празднуют Троицу. Березовыми веточками украшают горницу и вход в дом. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.

 - Берёза - это дерево сердечное. Даже листья у неё похожи на сердечко.
Давайте березку обнимем и тихо скажем ей свое самое заветное желание.

- Сейчас мы попрощаемся с березкой, будем навещать её в разное время года, наблюдать за ее изменениями в течение  года.

- Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда. Повернись вокруг себя.

Раз - присели. Два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два, возвращаться нам пора.

- Отправляемся  дальше в путь. Возьмите друг друга за руки, сейчас мы с вами пойдем «змейкой».

Третье задание. Подвижная  игра «На месте не стой, вокруг ------ хоровод построй»

Четвертое задание. Игра «Волшебная веточка»

Дети, стоя в кругу, передают палочку друг другу со словами о березе.

 - Берёза – символ России.

 - У берёзы – белый, стройный ствол.

 - У берёзы тонкие и гибкие ветви.

 - В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

 - Берёза может лечить людей.

 - Берёза даёт берёзовый сок.

 - О берёзе пишут стихи и песни, картины.

 - В народе берёзу называют « берегиня».

 - Нужно бережно относиться к природе.

 - У березы ствол белый, значит она белоствольная.
- У березы кудри, значит она  кудрявая.
- У березы желтые листья, как желтые волосы, значит она желтоволосая.
- Если в лесу растут только березы, значит  это -  березовая роща.

 - Гриб, который растет под березой, называется - подберезовик

 - Береза бывает стройная, гибкая, красивая.

 - Ласково называют березу «березка», «березонька».

Подведение итога. 

Беседа о прогулке - путешествии, побудить детей к самостоятельным выводам, оценке своей деятельности, выражению  чувств.

 - Молодцы, ребята, вы у меня очень умные, наблюдательные и организованные. Ну что, друзья мои, придётся письмо «Неумейке» отправить в другой детский сад, потому что наши дети отлично справились со всеми заданиями, которые  нам предлагались. В нашей группе «Неумеек» и «Незнаек» нет, согласны?!

Трудовая деятельность

-Ребята, давайте поможем нашим деревьям. Возьмём грабельки, мешки для мусора, соберём сухую траву и листья вокруг деревьев.

-Посмотрите грабли берем за деревянную ручку, её ещё называют грабелина. Ставим зубьями вниз и гребем все сухие листочки и траву, затем все листочки собираем в ведерко. Друг другу не мешайте, не толкайтесь, а так же не бросайте грабли на землю.

Дети убирают сухую траву и листья.

Подвижная игра «Жмурки».

«Жмурка» выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину площадки и поворачивают несколько раз вокруг себя.

 Разговор с ним:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На мосту.
- Что в руках?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!


Игроки разбегаются, «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».

Индивидуальная работа.

 
В процессе прогулки проводится индивидуальная работа с детьми: «Пере прыгни с кочки на кочку», «Попади в цель», а также работа «Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук Б (береза, болтик, болтун, бумага и т.д.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения осенней прогулки с детьми средней группы

На осенней прогулке вы сможете закреплять представления ребят о сезонных изменениях в живой и неживой природе,  развивать речевую и двигательную активность детей; развивать игровое взаимодействие...

План-конспект прогулки «Путешествие на осеннюю полянку».

Конспект разработан в помощь воспитателям....

осенью с детьми Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижа...

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы...

План-конспект НОД по ФЭМП "Прогулка с Машей по осеннему лесу"

Способствует формированию навыка группировки геометрических фигур по заданному признаку...

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».Цель: Создание условий для укрепления зд...