Картотека игр по экологии (старшая возрастная группа)
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Самохина Наталья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ekologii.docx139.13 КБ

Предварительный просмотр:

                Картотека игр по экологии

                              (старшая группа)

                                                                  Подготовила: Самохина Н. А.

                                    «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель.

Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры.

«Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

                                  «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом)

Цель.

Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

                                                   «ПТИЦЫ»

Цель.

Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

                                                    «ЦВЕТЫ»

Цель.

Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

                                           «НАСЕКОМЫЕ»

Цель.

Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры.

Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое», и игра продолжается.

                                     

                                         «КТО ГДЕ ЖИВЁТ»

Цель.

Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры.

Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

                                            «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель:

Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры.

Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.

                                        «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ»

Цель.

Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

Ход игры.

Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

                             «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. 

Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры.

Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

                                     «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. 

Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры.

Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

                                         «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель.

Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры.

Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).

                                              «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель.

Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры.

Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

                     «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные)

Цель. 

Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры.

Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.

                                   «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ»

Цель. 

Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры.

Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

                                   «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель.

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.

Ход игры.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

                                   «ХОРОШО – ПЛОХО»

Цель.

Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

                                  «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

Цель.

Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры.

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?».

                               «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»

Цель:

Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 Вариант1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

                                   «УГАДАЙ, ГДЕ КАПЕЛЬКА»

Цель:

Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры: 

Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

                              «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»

Цель: 

Закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

                             «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель.

Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.

                            «ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ»

ЦЕЛЬ: 

Закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры:

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей возрастной группе

«Подбери игрушку»Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запомина- нии его учить находить равное количество игрушек.Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать ст...

Картотека наблюдений по экологии (старшая группа)

Картотека наблюдений по экологии (старшая группа)...