«Экологическая тропинка на нашей площадке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ходаковская Елена Владимировна

Конспект по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром в старшей и средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskaya_tropinka.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Конспект

по познавательному развитию

ознакомление с окружающим миром

в старшей группе № 5 «Звёздочки»

и в средней группе № 6

«Экологическая тропинка на нашей площадке»

 

Подготовила и провела: воспитатель

Ходаковская Е.В.

г. Санкт-Петербург

2024 г

«Экологическая тропинка на нашей площадке»

Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников, формирование знаний об объектах экологической тропы, о правилах поведения в природе.

Материалы:

  • Карта маршрута «Экологическая тропинка площадки».
  • Таблички с обозначениями станций экологической тропинки.
  • Правила поведения при встрече с насекомыми.
  • Корзинка для сбора природного материала.
  • Указки, жетончики, картинки с изображением объектов тропинки (для экскурсоводов).
  • Костюмы для экскурсоводов-детей: поварская и докторская шапочки, кокошник, жилет спасателя, маска кота, ёжика.
  • Медали Юный Эколог (по числу детей).
  • Картотека физминуток.
  • Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: наблюдения и изучение детьми старшей группы растений на площадке детского сада, отгадывание загадок, составление рассказов об объектах экологической тропинки, посадка и ухаживание за растениями на площадке и на клумбах.

Ход мероприятия:

Дети средней группы собираются с воспитателем и организованно (парами) движутся в направлении площадки, где их ожидают дети старшей группы для экскурсии по экологической тропинке.

Воспитатель: Дети! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию. Но экскурсию не простую, а экологическую. И пойдем мы по экологической тропинке. Что же это за тропинка? Ответы детей. Все верно, это такая природная тропа с различными природными объектами на территории садика. У меня есть карта нашего маршрута. Показывает карту детям.

 Представим, что мы идем в лесу.

Звучит запись звуков леса, пения птиц. Дети подходят ко входу на площадку старшей группы

1 остановка «Зеленая столовая» и «Зеленая аптека»  (напротив входа на площадку у запущенной клумбы). Там их встречают 2 детей из старшей группы в поварской и докторской шапочке.

Воспитатель: В старые времена люди жили в ладу с природой. Она их и кормила, и одевала, и защищала от холода и зноя. И наша первая остановка называется «Зеленая столовая и Зеленая аптека». Как вы думаете почему? Ответы детей.

 Вы правильно догадались, что многие растения даже в дикой природе являются съедобными, а еще лекарственными. И об этом нам расскажут лесной поваренок и лесной санитар.

Ребёнок-поваренок:

Какую траву и слепой знает?

(Крапива)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Ответы детей. Поваренок показывает картинку с изображением крапивы.

Воспитатель: Правильно! Это крапива. Это растение, которое можно употреблять в пищу. Из нее варят зеленые щи, готовят салаты. Как вы думаете, а как можно убрать жгучесть этого растения? Ответы детей. Её надо перед использованием ошпарить кипятком.

Ребёнок-поваренок:

Кровь Крапива очищает,

 – Мышка всех оповещает.

 – Аскорбинки много в ней,

Я кормлю травой детей.

В крапиве содержится много витаминов.

Воспитатель: Показывает картинку. Найдите это растение. Дети находят. Это сныть обыкновенная, злостный сорняк, но в то же время лекарственное и пищевое растение.

Ребёнок-поваренок:

Хватит ныть!

Кушай сныть...

Будем жить.

Сныть сушить.

Ешь её, полезную.
Воспитатель: На языке наших предков слово «сныть» былo родственным слову «снедь» и обозначало вкусную еду, пищу.

Приглашаю вас в Зеленую аптеку:

Ребенок-санитар:

Все лекарственные травы

Заслужили много славы.

Трав и для приправ полно,

Это знают все давно.

Воспитатель: Представьте, что вы заблудились в лесу. Чем вы будете лечиться? Ответы детей. А вот какие растения нам помогут, мы сейчас узнаем.

Ребенок-санитар:

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Воспитатель показывает картинку, дети ищут растение.

Ребенок-санитар:

Золотой цветочек,

Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые. Ответы детей.

Это растение называется: Мать–и–Мачеха.

Воспитатель: Это лекарственное растение у которого, еще до того как появятся листочки, ранней весной появляются желтенькие маленькие цветочки.

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Воспитатель: Соком этого растения смазывают бородавки, и другие дефекты на коже. Лесной поваренок и лесной санитар дарят детям в корзинку для природных материалов крапиву и сныть.

 Воспитатель: Скажем спасибо поваренку и санитару и пойдем дальше по нашему плану. По дороге проводится физминутка «В лесу».

2 остановка «То береза, то рябина».

Девочка в сарафане и кокошнике встречает гостей.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

Дети показывают березу.

Воспитатель: Береза – это символ России. Из коры этого дерева делают красивые берестяные изделия, даже посуду. А в древности бересту использовали вместо бумаги для письма. Ранней весной с березы собирают березовый сок.

Девочка:

В сенокос — горька,

А в мороз — сладка.

Что на дереве за ягодка?

(Рябина) Показывают дерево.

Девочка дарит детям листики березы и рябины.

3 остановка.

Ребёнок-спасатель (в спасательном жилете):

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы)

Воспитатель: А вот бабочки и жуки на нашей тропе…все нужны и необходимы природе, у каждого из них своя роль. Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  • Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  • Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  • Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  • Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит. Для защиты от комаров используйте защитные спреи и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Ребёнок-спасатель дарит детям Правила.

Физминутка: «Мы жуки».

Мы жуки, жуки, жуки…

Мы жужжим, жужжим, жужжим.

Дети машут руками как маленькими крылышками и бегают, кружась.

4 остановка «У Лукоморья». 

Ребенок Кот-ученый: Отгадайте загадку.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок — 

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

Ребенок показывает желудь. Дети рассматривают маленький дубочек. Кот-ученый дарит детям желуди и листья дуба.

Ребенок Кот-ученый: Так как я Кот ученый, покажу вам научный эксперимент. Мы с ребятами посадили комнатное растение на улице. Вот наблюдаем.

5 остановка Научная станция «Щучий хвост». 

Я похожа не на розу,

Ближе к щучьему хвосту
По углам в домах расту.
(Сансевьера)

6 остановка «Ёлочка и осинка. Грибочки». 

Детей встречает Ёжик (кукла Би-Ба-Бо или ребенок в костюме).

Ёжик:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьет,

Но в иголках круглый год. (Елка)

Ответы детей.

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Ответы детей.

Шапка набекрень,

Спрятался за пень.

Кто проходит близко,

Кланяется низко. (Гриб)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик)

Ёжик показывает детям, спрятанные в траве грибы (муляжи).

Воспитатель: А вы знаете, что бывают ядовитые грибы? Можно их собирать и вообще, трогать? Ответы детей.

Правильно, их не надо даже трогать. А может тогда будем их пинать и топтать? Ответы детей. Правильно! Многие ядовитые для нас растения и грибы в лесу для диких зверей как лекарства. Они ими лечатся.

Ёжик:

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Воспитатель: Ребята! Вот мы и прошли нашу экологическую тропинку. Что же такое экология? Экология — это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов со всем, что их окружает. И мы сегодня с вами стали Экологами! Всем Юным Экологам – медали! Ура! Возвращаемся на нашу площадку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Экологическая тропа. Деревья нашего детского сада. Зима.

Приобщение детей к природной красоте в разное время года, изучение объектов живой и неживой природы, формирование осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром....

Комплексный экологический проект "Экологическая тропа.Деревья нашего детского сада".

Любовь   к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...