Проект: «Необыкновенное превращение старой бумаги»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Аллахвердиева Сабина Мусаеддиновна

 Проект: «Необыкновенное превращение старой бумаги»

Воспитатели группы стали обращать внимание, что в течение дня детьми используется много листов бумаги для рисования. Причем, дети зачастую рисуют маленький предмет на большом листе бумаги и не используют остальное пространство листа. Вместе с детьми решили узнать, сколько бумаги выбрасывается в нашей группе за 1 день, за 1 неделю и можно ли как -  то изменить ситуацию? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neobyknovennye_prevrashcheniya_staroy_bumagi1.odt20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность для детей 6-7лет

«НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ СТАРОЙ БУМАГИ»

Подготовил:

Воспитатель  подготовительной

группы «Радуга»

 Аллахвердиева С.М.

г. Красноярск 2023г.


Тема проекта: «Необыкновенное превращение старой бумаги».

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Длительность проекта: среднесрочный (сентябрь 2023г.- февраль 2024г.)

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)

Дата и место проведения:

Сентябрь - декабрь 2023 г.  подготовительная группа «Радуга».

Этапы проекта:

1этап: Подготовительный.

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап: Основной.

Реализация проекта.

3 этап: Заключительный:

Оформление фотоотчета.

Актуальность:

          Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. Газеты, журналы, тетради, коробки, документы окружает нас и дома, и в школе, и на работе, и в магазине. В школе и детском саду мы используем учебники, книги, тетради, плакаты. Большая часть предметов домашней обстановки также связана с бумажными изделиями: обои на стенах, коробки из-под обуви и т. п. К сожалению, люди не задумываются над тем где, как, из чего изготовлена бумага; сколько ее тратится за день, за месяц, за год.

А ведь бумага производится из древесины. Уничтожение лесов в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге и древесине увеличивает в атмосфере содержание углекислого газа. А всем известно, что только растения способны перерабатывать углекислый газ в кислород. В связи с этим все большее значение приобретает вопрос ресурсосбережения. Из одного дерева получается только 12 кг бумаги. Из одного кубометра древесины получается всего 35 кг. А сколько деревьев придется срубить, чтобы изготовить, например, тонну бумаги? Это огромные цифры. Как же избежать вырубки лесов? Стараться меньше расходовать и экономно использовать бумагу или использовать макулатуру для производства новой бумаги и бумажных изделий. В тоже время, для переработки макулатуры в промышленных масштабах расходуется большое количество воды и электроэнергии. Что можно сделать, чтобы макулатуры было как можно меньше? Экономить бумагу! Например, писать или рисовать с обеих сторон; использовать не целый лист бумаги, а половину; переработать старую бумагу в новую. Во что перерабатывают макулатуру на производстве? В лотки для яиц, упаковку, одноразовые тарелки и стаканчики, картон, туалетную бумагу. Но рано или поздно все эти предметы мы выбрасываем и вновь наносим вред окружающей среде. Горы мусора растут с каждым днем. Что мы можем сделать в условиях детского сада, чтобы улучшить экологическую обстановку? Что можно сделать со старой бумагой и вторичным сырьем?

Проблема:

Воспитатели группы стали обращать внимание, что в течение дня детьми используется много листов бумаги для рисования. Причем, дети зачастую рисуют маленький предмет на большом листе бумаги и не используют остальное пространство листа. Вместе с детьми решили узнать, сколько бумаги выбрасывается в нашей группе за 1 день, за 1 неделю и можно ли как -  то изменить ситуацию? Стали совместно с детьми собирать использованные листы в отдельную коробку.

В конце недели получили результат. Оказалось, что бумаги накопилось довольно большое количество. Что можно сделать с бумагой в условиях детского сада? Можно ли найти какое-то применение использованной бумаге, дать ей вторую жизнь? Возникла проблема и нам предстояло найти пути ее решения.

Цели проекта:

1.Привлечь внимание детей и родителей к проблеме ресурсосбережения.

2.Формировать экологическую культуру дошкольников в процессе получения и применения бумаги из вторичного сырья.

Задачи проекта:

 - Формирование предпосылок к самостоятельной экспериментальной деятельности через расширение знаний и представлений о бумаге, ее свойствах, возможности переработки и вторичного использования.

 -   Вовлечение как можно большего числа родителей в совместную с детьми проектную деятельность;

 - Показать детям возможность сохранения экосистемы посредством использования вторичного сырья;

 -  Научить детей самостоятельно изготавливать бумагу из макулатуры и использовать ее для изготовления различных поделок.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Методы и приёмы:

 - игровые

- наглядные

-практические

 2. Основной этап.

Чтобы выявить уровень сформированности представлений детей о бумаге была проведена стартовая презентация педагога «Знакомая незнакомка» и модель трех вопросов: Что я знаю о бумаге? Что я хочу узнать? Что я могу для этого сделать? Далее с детьми обсуждались различные варианты получения информации о способах переработки и использования бумаги и вторичного сырья: от родителей и педагогов, из СМИ, интернет – источников и т.п. Затем было проведено планирование этапов исследовательской деятельности и выбор материалов и оборудования для проведения опытов, исследований и продуктивной деятельности. Параллельно велась работа по вовлечению как можно большего числа родителей в работу над проектом. Проводились разъяснительные беседы, собрания, консультации о необходимости оказания помощи детям в реализации данного проекта. Все это делалось с целью привлечения родителей к проблемам экологии и осознанию ими необходимости личного участия в изменении экологической обстановки. Далее проходило обсуждение с детьми конечного результата (продуктов деятельности), которые они планируют получить в конце проекта. Конечный результат нашего проекта - выставка поделок из переработанной бумаги, выполненных детьми совместно с родителями.

Во время основного этапа проекта дети вместе с воспитателем смотрели видеоматериалы о том, как изготавливают бумагу на целлюлозно-бумажных комбинатах, сколько древесины уходит на ее изготовление; рассматривали иллюстрации о том, какая бывает бумага, где используется. Надо отметить, что у детей довольно хорошо сформированы представления о производстве бумаги из древесины, о необходимости сохранения лесов и экономном использовании бумаги. А вот что делать с использованной бумагой многие дети затруднялись ответить. Воспитатели рассказали детям о том, где можно ее использовать. Рассмотрели вместе с детьми плакат «Откуда берется мусор?"

Ребятам очень понравился представленный в пособии материал. Он доступен, понятен и очень интересен детям. С его помощью ребята узнали много новых интересных фактов: откуда берется мусор, какой вред приносит, как и где можно его переработать и многое другое.

Восторг у детей вызвали экологические сказки. Ребята уже пытаются общими усилиями сочинять короткие сказки на экологические темы.

Мы попросили родителей отксерокопировать нам раскраски из данного пособия по количеству детей, и теперь ребята с удовольствием занимаются любимым делом.

Для изучения различных видов бумаги инициативной группой родителей была создана коллекция «Такая разная бумага».

Используя данную коллекцию, с детьми проводилась дидактическая игра «Найди на ощупь» (определение видов бумаги с закрытыми глазами, при помощи только тактильных ощущений).

Дети узнали, что, оказывается, мятую бумагу можно не выбрасывать, а рисовать ею.

Необычный способ рисования использованной мятой бумагой очень понравился ребятам.

Фон для коллективной работы «Грибная полянка» выполнен детьми с использованием этой нетрадиционной техники.

Или сделать из нее снеговика.

Оставшиеся от аппликации обрезки цветной бумаги ребята превратили в замечательные закладки для книг.

Мама Ромы принесла с работы обрезки офисной бумаги желтого цвета, а мама Артема - использованную с одной стороны белую бумагу. В процессе конструирования из бумаги у детей получились просто замечательные осенние березки.

Сколько идей для творчества таит в себе обычная втулка от туалетной бумаги! Детям было предложено на выбор много разных поделок, но они все как один захотели сделать совушек. «Совушками» их решили назвать сами ребята.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась:
* в ходе режимных моментов;
* в процессе организации педагогом непосредственно образовательной деятельности;

* в ходе организации совместной деятельности родителей с детьми;
* в ходе самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми были проведены опыты и эксперименты по изучению свойств бумаги. Ребята мяли, рвали, тянули, нюхали бумагу и даже пытались пробовать на вкус.

В процессе экспериментирования дети определяли:

- Что быстрее намокает: газета или картон?

- Какая бумага быстрее растворяется в воде: туалетная или цветная?

- Как бумага лучше рвется: вдоль листа или поперек?

- Какую бумагу легче рвать?

Восторг у детей вызвал эксперимент с втулкой от туалетной бумаги фирмы Zewa, которая при попадании в воду, растворилась и превратилась в кашицу.

Экспериментальным путем, дети доказали, что бумага при уменьшении площади бумажного листа становится тверже, а сложенная гармошкой способна выдержать даже тяжелую деревянную пирамидку.

В процессе проведенных опытов и экспериментов дети также пришли к выводу что бумага:

* намокая, расправляется;

* имеет различную плотность;

* имеет разную текстуру;

* меняет свою структуру в различных условиях (в воде, в огне и т. п.).

В итоге проведенных исследований ребята пришли также к выводу о том, что какая бы бумага не была, на ее производство тратится много экономических, водных и энергетических ресурсов.

Стали искать пути решения данной проблемы. Вот основные предложения, выдвинутые детьми:

 а) Сбор и сдача макулатуры на переработку;

 б) Самостоятельная переработка использованной бумаги.

Одно из предложений решения данной проблемы – это сбор и сдача макулатуры на переработку. Макулатурой называются бумажные или картонные изделия, которые отслужили свой срок. Многие люди считают её обычным мусором, который нужно выбрасывать в утиль, однако это не так. На самом деле использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину (одна тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины) и тем самым сохранить леса от вырубки. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги. Таким образом, дети пришли к выводу, что получить бумагу можно, не уничтожая при этом деревья, а просто сдав макулатуру на переработку или изготовив новую бумагу из старой. Мы очень хотели организовать экскурсию на предприятие по переработке макулатуры, но из – за довольно большой удаленности таких предприятии и учитывая возраст данной категории детей, для них была проведена виртуальная экскурсия на производство упаковочной тары и картона компании.

 В ходе экскурсии дети познакомились с процессом изготовления картона и упаковочной тары из макулатуры.

Вторым предложением детей было переработать использованную бумагу самим. Бумага, изготовленная своими руками не похожа на бумагу машинного производства. Но у нее есть одно неоспоримое достоинство - это ее абсолютная эксклюзивность. Так можно ли изготовить бумагу самостоятельно в условиях детского сада? Этим вопросом и занялись авторы проекта. Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что ничего невозможного в данном случае нет. Тем более что в наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, т.к. уникальны и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге, изготовленной вручную. Интерес к ней с каждым днем только возрастает.

Совместно с родителями был найден наиболее приемлемый способ изготовления бумаги в условиях детского сада.

Таким образом, мы приступили к осуществлению еще одной цели нашего проекта: научиться самостоятельно изготавливать новую бумагу из старой бумаги и вторичного сырья.

Что же нужно для этого сделать? Сначала нужно подготовить бумагу, разорвав ее на мелкие кусочки. Этим с большим удовольствием и занялись дети. Газетную бумагу нарывали отдельно, офисную отдельно. Еще нам предстоит,  подготовить таким образом цветную бумагу, тетрадные и альбомные листы.

Для работы используется самая разнообразная бумага. Это и документы, и старые газеты, и использованные детские рисунки, и яичные лотки и даже втулки от туалетной бумаги.

Мы использовали для переработки разную бумагу. Поэтому и результат получился тоже разный. В ходе изготовления бумаги ребята пришли к выводу, что и бумага получается разная по толщине, цвету и фактуре.

При изготовлении бумаги дети в полной мере смогли применить свои творческие возможности на практике. Некоторые добавили в массу сухие травинки и лепестки цветов и подучилась очень необычная бумага. После проведенного практического исследования разных видов бумаги, приступили к практическому использованию данной продукции. Совместно с родителями дети предложили всевозможные варианты поделок: поздравительные открытки, украшения на елку, элементы декора, книжки и т.п.

3.Заключительный этап.

В ходе реализации проекта дети смогли ответить на следующие вопросы:

Из чего делают бумагу? Что изготавливают из бумаги? Что такое макулатура? Нужна ли человеку бумага? Зачем необходимо беречь бумагу? Как использовать бумагу вторично?

Реализация данного проекта позволит нам расширить представления детей о бумаге, ее разновидности и свойствах через организацию экспериментальной деятельности. В процессе работы над проектом дети смогли опытным путем определить, какая бумага получится из газет, цветной бумаги, из тетрадных и альбомных листов. Ребята не только научились доступному способу переработки бумаги в условиях детского сада и практическому применению продукции из переработанной бумаги, но и в дальнейшем смогут внести свой вклад в дело охраны окружающей среды. Данный проект дал детям возможность непосредственного участия в экономии ресурсов и сохранении экосистемы посредством использования старой бумаги и вторсырья для производства новой бумаги.

Убеждены, что переработка бумаги в условиях детского сада позволит родителям экономить на покупке новой бумаги, тем самым сэкономить бюджет семьи, ведь стоимость такой переработки получается минимальной. Дети смогут самостоятельно на практике создавать именно ту фактуру, которая им необходима. Полученную бумагу можно будет использовать для создания оригинальных дизайнерских открыток, поделок, элементов декора.

Надеемся, что в ходе реализации проекта дети научились бережному отношению к бумаге, более экономному ее использованию. Например, рисуя на альбомном листе или вырезая из бумаги, они уже не будут все это выбрасывать в мусорное ведро, а сохранят для дальнейшего использования и переработки.

Итогом работы над проектом стала выставка изделий из переработанной бумаги, выполненных детьми совместно с родителями и педагогами. На выставке были представлены изделия из вторичного сырья и различных видов бумаги:

  1. Забавный птенец выполнен из старого журнала в технике оригами;
  2. Дед Мороз – из бумажного колпачка для праздника;
  3. Хозяйка Медной горы – из фантиков от конфет;
  4. Забавные животные – из втулок от туалетной бумаги;
  5. Корзина с грибами – из газетных трубочек;
  6. Овечка – из упаковочного картона;
  7. Шляпы – из папье-маше, салфеток, кусочков самоклеящейся бумаги и салфеток под выпечку;
  8. Книга – из старой переработанной бумаги и вырезок из газет;
  9. Дерево и картина – из переработанной бумаги;
  10. Корзина с цветами – из коробки от торта.

Нам бы очень хотелось, чтобы наш проект выполнял и просветительскую функцию. С этой целью в наших планах организация данной выставки и в других образовательных организациях нашего района, с целью привлечения внимания к проблеме ресурсосбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необыкновенное превращение или опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Необыкновенное превращениеили опыты и экспериментыдля детей старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Новая жизнь старой бумаги»

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных,зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага- самый доступный и распространённый материалдля детского творчества. Но не всегда взросл...

Проект «Новая жизнь старой бумаги»

Участники проекта: дети старшей-подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.Вид проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность проекта: долгосрочный.Срок реализаци...

Презентация по проекту "Новая жизнь старой бумаги"

Дети не всегда экономно используют бумагу....

Краткосрочный проект "Новая жизнь старой бумаги"

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных, зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага - самый доступный и распространённый материал для детского творчества. Но не всегда взр...

Проект "Необыкновенные секреты, обыкновенной бумаги"

Вид проекта: познавательно – творческий.Длительность проекта: среднесрочный (1,5 месяца).Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).Образовательные области: Социально-коммуникативное развити...