Исследовательский проект «Опыты на кухне»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Цель проекта: создать условия, способствующие развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, установлению доброжелательных детско-родительских отношений.

 

Актуальность проекта

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty_nv_kuhne.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

                      МКДОУ детский сад «Восход»

                                                                                                                                                                                     

Исследовательский проект
«Опыты на кухне»

     

                                                                        Воспитатель: Алешина Л.В.

                                         Каргат, 2023г.

Тип проекта: исследовательски-творческий, при участии родителей

Место проведения: МКДОУ  детский сад «Восход», семьи воспитанников

Участники проекта: дети второй младшей  группы, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный (10 дней)

Ориентированность проекта: Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях и презентация проекта в форме фотоотчета.

Образовательная область: познавательное развитие детей

По количеству участников: групповой

Срок реализации проекта:  апрель 2023  года

Цель проекта: создать условия, способствующие развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, установлению доброжелательных детско-родительских отношений.

Актуальность проекта

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе.

Проблема

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. К сожалению, такую деятельность не часто можно проводить в дошкольном учреждении с ребёнком индивидуально, поэтому в этом мы стараемся приобщать родителей.

Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне, руководствуясь мамиными или папиными инструкциями, и, конечно, под их наблюдением. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама или папа не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому.

Задачи проекта:

1. Повышать уровень родительской грамотности в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей и компетентности родителей по экспериментальной деятельности.

2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, знания о свойствах, качествах предмета и его применении в быту.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

4. Создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
5. Знакомить родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
6. Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
7. Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения распространить положительный семейный опыт.
8. Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

9. Формировать навыки безопасного проведения опытов в быту.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный 

  1. Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта.
  2. Изучение методической литературы,  подборка картотек опытов

II этап – Основной

  1. Ознакомление родителей с консультациями из цикла «Опыты на кухне»
  2. Создание  презентации «Опыты на кухне»

III этап – Заключительный

  1. Результаты  проекта
  2. Представление опыта работы на педагогическом  объединении воспитателей детского сада «Восход»

Модель реализации проекта

• Направления работы - сотрудничество с родителями и детьми

Ресурсное обеспечение проекта:

• Уголок экспериментирования в группе.

•Обеспечение родителями необходимыми материалами для экспериментирования на кухне.

• Картотека и консультации для родителей опытов и экспериментов “ Опыты на кухне”.

Форма реализации проекта - фотографирование процесса деятельности детей; фотоотчет с кратким описанием опыта; представление опыта работы на педагогическом объединении воспитателей детского сада.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Сформированность положительной мотивации на экспериментальную деятельность в домашних условиях.

• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

• Развитие и поддержка творческой активности детей.

Для педагога:

• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Для родителей:

• Повышение уровня экспериментального сознания.

• Развитие коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.

План экспериментальной деятельности (опыты на кухне)

«Яйцо в солёной воде»

Цель: показать, действительно ли в солёной воде плавать легче, чем в

пресной (чистой).

Оборудование демонстрационное: 2 стеклянные банки с водой  солонка с солью, ложка, салфетки,  2 яйца.

Здравствуйте! Меня зовут Семен, мне 3.5 года. Когда я был на море, мне

мама говорила,  что в морской солёной воде плавать легче. А почему – я не знал. Я решил  проверить, правда ли в солёной воде плавать

легче. И сейчас покажу опыт «яйцо в солёной воде»

У меня две банки с чистой водой. Как вы

думаете, утонет яйцо в воде или нет? Давайте посмотрим. Опускаю в воду

сырое яйцо. Оно утонуло, пошло ко дну.

А если добавить соли? Что будет? В другую банку добавлю несколько

ложек соли. Размешиваю, чтобы соль растворилась. Опускаю в нее сырое

яйцо. Яйцо плавает! А знаете почему?

Соленая вода очень плотная и яйцо плавает. А пресная (чистая) вода не

очень плотная и яйцо тонет. Я доказал, что в море легче плавать, чем в реке.

 «Опыт с горохом и водой»

Цель: расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность : как у горошины при помощи воды, происходит набухание.

Материал и оборудование:

 Семена гороха, емкость  для опыта, вода, ткань.

 Нам нужно  взять  горох  из обычной упаковки, купленной в магазине.
Кладем   в емкость  кусочек мягкой ткани типа марли или бинта,  наливаем туда немного воды. Кладем сверху горошины. Накрываем такой же тканью. Ставим емкость  в теплое место вдали от сквозняка или рядом с батареей. И примерно,  через  6-7 часов, горох увеличивается в размере (происходит набухание).

 «Опыт гашения соды уксусом»

Цель:  Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с содой, изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.

Материал и оборудование: для опыта понадобится небольшое кол-во соды, 9% уксус для приготовления  различных блюд, пустой стакан, столовая ложка.

Я, Надя, мамина помощница. Мы с мамой задумали приготовить пирог, но разрыхлитель закончился. Мама  посоветовала провести опыт с пищевой содой и уксусной кислотой, который  заменит нам разрыхлитель для пирога.

Этот опыт показал, что сода и уксус соединились вместе и стали  выделяться газ, с помощью которого тесто разрыхлилось и стало пышным и пористым. И наш пирог,   получился на славу.

Результаты проекта: у детей формировалась положительная мотивация на экспериментальную деятельность в домашних условиях, расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности; у родителей повысился уровень экспериментального сознания, сотрудничества с ребенком, сформировались благоприятные детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384);
  2. Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Опыты с водой"

Знакомство детей с водой, замерзает, оттаивает, меняет цвет и т.д....

Исследовательский проект "Опыты на кухне" (4-6 лет)

Представлены цели и задачи, сроки реализации, план, ожидаемые результаты,методические материалы материалы для проведения опытов...

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности "Опыты на кухне"

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоят...

Исследовательский проект «Может ли кухня быть химической лабораторией?»

Актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав на кухне химическую лабораторию, используя продукты питания...

Исследовательский проект «Опыты на кухне»

Представлены цели и задачи, сроки реализации, план, ожидаемый результат, методические материалы для проведения опытов....

Мастер-класс «Рецепты старого Саратова» создание шоколадных конфет по рецепту шоколадной фабрики семейства Миллер в рамках информационно - исследовательского проекта «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»

Мастер-класс по кулинарии — нестандартное мероприятие, которое заинтересует детей любого возраста. При его подготовке нужно продумать много деталей: интересная тематика и доступные рецепты, увле...