Паспорт проекта "Перелетные птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта "Перелетные птицы" | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области – детский сад
комбинированного вида «Дельфин»
Паспорт познавательно-творческого проекта: «Перелетные птицы»
Автор проекта:
воспитатель высшей категории Астрелина А.М.
Краснообск 2021
Паспорт проекта: «Перелетные птицы»
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: Апрель 2021г. - Май 2021г.
Авторы проекта: Астрелина А.М.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Возраст: 4-5 лет
Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.
Актуальность проекта: Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к
нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни,
проявлять заботу о них, радоваться от осознания того, что малейшая забота
может спасти птицам жизнь.
Проблема для детей: Практически все дети считают, что птицы улетают на
юг, потому что им холодно зимой, про зимующих же птиц они говорят что их
греют перья. А что у перелетных птиц перья другие? Я считаю, что данную
проблему поможет нам решить проект, направленный на формирование и
уточнение знаний о перелетных птицах.
Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи для детей:
Познавательное развитие:
- Знакомиться с жизнью перелетных птиц в естественных природных
условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие:
- Активировать в речи названия птиц и птенцов.
- Упражняться в использовании сравнений, подборе определений к
заданному слову.
- Учиться составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
- Слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать
небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие:
- Упражняться в использовании полученных знаний в самостоятельной
игровой деятельности.
- Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
- Учиться рисовать птиц, лепить, делать аппликацию
- Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать
характерные особенности внешнего вида птиц.
- Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
- Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность детей через подвижные игры,
игровые упражнения
Задачи для родителей, педагогов и детей:
- Оформление выставок работ
- Консультации по теме «Перелетные птицы»
- Презентация
Практическая значимость:
Проект совершенствует и закрепляет представление детей о перелетных
птицах, развивает изобразительные навыки, визуальные ориентиры, мелкую
моторику. Формирует уважительное отношение к окружающему миру и
бережное отношение к природе.
Ресурсное обеспечение: литература, подвижные игры, дидактические игры, наглядный материал, занятия, прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, фонд методического кабинета, аудиотека, мультимедийные средства, интернет, ноутбук.
Предполагаемые результаты:
- В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
- Повысить экологическую грамотность.
- Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о птицах родного края).
- Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим животным родного края.
Риски и пути их преодоления:
- недостаток демонстрационного материала (найти в интернете и сделать в виде презентации, купить в специализированых магазинах);
- низкая посещаемость детей в связи с заболеваемостью, карантинные мероприятия (индивидуальная работа);
- нежелание родителей принимать участие в проекте (беседа, консультация, заинтересовать родителей, сделать фотовыставку).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о перелетных птицах.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
- Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развитие речи
-Рассматривание серии картинок «Перелетные птицы»
-Беседа с детьми по просмотру презентации «Перелетные птицы нашего края»
-Разучивание стихотворений о птицах: Е. Благинина «Журавушка», Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы», А, Прокофьев «Грачи», А. Плещеев «Ласточка», «Жаворонок», «Аист», «Песенка дрозда», «Кукушка», «Соловей»(отрывок) и др.
-Отгадываем загадки о перелетных птицах.
-Проговаривание чистоговорок
-Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Составление описательного рассказа об одной из перелетных птиц;
- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
- составление рассказа по картине А.К. Соврасова «Грачи прилетели».
Приобщение к художественной литературе:
- Чтение К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; «Птицы наших лесов» Г.Н. Снегирёв; «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» В. Бианки, «Птичья весна» Т. Белозеров, «Что это за птица» В. Степанов.
- Заучивание и чтение стихотворений о перелетных птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Пальчиковые гимнастики:
«Перелетные птицы», «Скворечник», «Птенчики в гнезде», «Вдоль по реченьке», «Шла кукушка», «Птичка в лесу», «Птицы весной», «Грачи», «Журавли», «Десять птичек стайка» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
«Лебеди» (рисование ладошкой)
«Ласточки прилетели»
«Перелетные птицы»
Аппликация
«Гнездо для аиста»
«Скворечник»
Лепка
«Гуси-лебеди»
«Грачи» (коллективная работа)
Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.
Музыка
- Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
- Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Песнь жаворонка»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- сюжетно-ролевые игры:
«Ласточка», «Интервью», «Парк птиц», «Ласковая мама», «Птицы в гнезде- семья».
-театрализация:
«Птичий теремок».
-развивающие игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
-Конструирование:
«Лебеди» (мозаика);
«Скворечник»(из конструктора «LEGO).
-экспериментальная деятельность:
Игра-эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?»
-дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало», «Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Покажи и назови», лото «Птички», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Чей птенец?», «Назови перелетных птиц», «Опиши, а мы отгадаем» и др.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Исследовательская деятельность
- «Как устроены перья у птиц»
Развитие познавательной деятельности
- беседа «Что ты знаешь о птицах?», «Перелетные птицы», «Жизнь перелетных птиц».
- рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Ознакомление с миром природы
-Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
- Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
ФЭМП:
«Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на ветке»; игры с блоками Дьеныша.
ТРИЗ:
- Описание птиц по признакам;
- анализ по «Системному оператору»;
- работа с «волшебниками»;
- «Лото признаков»;
- установление причинно-следственных связей;
STEM:
- игры с биботами;
- система Ф. Фребеля (постройка гнезда и скворечника, выкладывание силуэтов птиц);
- образовательный модуль «Математическое развитие» (сравнение по величине, изучение пространственных отношений, количества и счет).
Образовательная область: Физическое развитие
Утренняя гимнастика (проводится ежедневно)
Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Слушай внимательно», «Найди своё гнездо», «Зимующие и перелетные птицы», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц», «Найди пару», «Птички-невелички», «Жаворонок».
Физминутки:
«Летим на юг», «Гусак-физкультурник», «Кукушка», «Ласточка», «Грачи».
Упражнения на дыхание:
«Перышко».
Пополнить развивающую среду по теме проекта:
- оформление наглядной информации по теме проекта;
- оформление центра «Мир сказок» (подбор книг о птицах),
- пополнение экологического центра изготовленными играми: Лото «Перелетные птицы», пазлы «Собери лебедя», «Четвертый лишний», «Какой птицы не хватает?»; «Найди такую же как в квадрате»; «Посчитай птичек»;
- изготовление шапочек для подвижных игр,
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,
- изготовление альбома «Перелетные птицы России».
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Рассмотреть перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.
4. Выучить стихотворения о перелетных птицах.
5. Совместно с ребенком сделать скворечник.
Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Перелетные птицы России».
- создание и оформление коллекции «Перышко».
Результат реализации каждой задачи:
- Детей различают и называют всех перелетных птиц, особенности внешнего вида, место обитания, питание, пользу, приносящую птицами в природе.
- Дети умеют рисовать, лепить перелетных птиц, раскрашивают картинки с изображением птиц, собирают разрезные картинки, читают стихи о птицах, разгадывают загадки.
- Изготовлены атрибуты к дидактическим играм.
- Пополнили библиотеку книгами и информацией о перелетных птицах.
- Семьи сделали скворечники для птиц.
Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Перелетные птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.
Литература:
1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.
9. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности "Паспорта для зимующих птиц"
В ходе совместной деятельности уточняются и закрепляются представления детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. В данной публикации показана работа в разновозрастной группе детского сада...
паспорт продуктивно - исследовательскоого проекта "Зимующие птицы"
Паспорт продуктивно – исследовательского проекта ...
Паспорт проекта "Зимующие птицы"
Проектная деятельность с детьми старшей логопедической группы с ОНР "Зимующие птицы"...
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья" (30.11.14г.)
Паспорт проекта "Птицы-наши друзья"...
Презентация "Паспорт лесных птиц"
Презентация "Паспорт лесных птиц"...
Паспорт проекта "Птицы нашего участка"
Паспорт проекта«Птицы нашего участка»(для детей первой младшей группы)Группа «Бельчата»...
Презентация Паспорт лесных птиц
Презентация "Паспорт лесных птиц"...