перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, мир природы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

В помощь воспитателям средней группы предлагаю перспективный план работы на год по познавательному развитию, раздел Мир природы. В разработке плана мною использована парциальная программа О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_3.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательному развитию (мир  природы). (Средняя группа)

Месяц,

неделя

Тема

литература

Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приемы

Совместная

работа

 с детьми

Совместная

работа

с родителями

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1

Наши цветы

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию», с.54, 55

Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клумбе, закрепить знания детей о комнатных растениях, особенностями ухода за ними; развивать, внимание любознательность и наблюдательность; воспитывать интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Игровой персонаж;

Беседа «Какие в нашем детском саду-садочке выросли и расцвели цветочки»; рассматривание; игровое упражнение «Угадай по описанию»

Труд в уголке природы;  уход за букетами срезанных цветов; экологическая игра «Где спряталась матрешка»

Информация для родителей «Полезные советы»

Сентябрь

2 неделя

Занятие 2

Беседа о

насекомых

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.100

Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шерсть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Игровой персонаж - Буратино, 2 конверта, бабочки и жуки-коровки (вырезанные из картона)

Игровая ситуация; рассматривание; рассказы детей, П/и «Мы - бабочки»

Наблюдение за насекомыми на прогулке; знакомство с моделям существенных признаков насекомых; аппликация: бабочки и жуки-коровки; чтение В. Бианки «Паучок-пилот»

Предложить родителям понаблюдать за насекомыми

Октябрь

1 неделя

Занятие 3

Составление описательных рассказов

об овощах

и  фруктах

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию», с.99

Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели – картинки; уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах; воспитывать умение слушать друг друга.

Игровой персонаж с корзиной, в которой лежат овощи и фрукты

Наблюдение  за солнцем; сюрпризный момент; игровая мотивация; составление рассказов;  д/и: «Угадай на ощупь», Угадай на вкус»

Наблюдения в природе; экологические игры: «Опиши – мы отгадаем»;труд в уголке природы

Изготовление поделки из цветной

бумаги

Октябрь

2 неделя

Занятие 4

Беседа о домашних животных

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.119

Формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит); развивать умственную операцию «обобщение»; воспитывать интерес к домашним животным.

Игровой персонаж; фигурки домашних животных; картинка: «Ящик с картошкой», «Ведро и метла», «Стог сена»; модель – красный крест

Игровая ситуация; беседа; рассказы детей с опорой на модели; рассматривание; обобщение

Д/и «Домик в деревне», разрезные картинки, игра «Зоологическое лото»; чтение рассказа Н. Пожарицкой «Путешествие к домашним животным»

Составить рассказ

«Мой

домашний

любимец»

Ноябрь

1 неделя

Занятие 5

 «Путешествие в осень»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

Формировать представления об осенних изменениях в природе; развивать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; воспитывать заботливое отношение ко всему живому, окружающему нас.

Корзина, модели - сезонные изменения окраски листьев

Беседа «Почему деревья осенью раздеваются»; игра «Найди дерево по описанию», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

Сбор природного материала для поделок; наблюдение за рябинкой

Совместно с детьми собрать семена растений для подкормки зимующих птиц

Ноябрь

2 неделя

Занятие 6

 «Путешествие в царство комнатных растений»

Л.Г. Горькова

«Сценарий занятий по экологическому воспитанию», с.11

Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая отличия и сходства между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Бальзамин, фикус, игрушка (карлсон)

Игра «Какого растения не стало», пальчиковая гимнастика, проблемная ситуация, беседа

Выращивание цветов для наблюдения

Ноябрь

5 неделя

Занятие 7

Наблюдение

за котенком

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.35

Уточнить представление о том, что котенок – живой, о внешнем виде котенка; учить устанавливать связи между частями тела и их функциями, между строением лап и характером передвижения; закрепить знания о том, что котенок- домашнее животное, для жизни ему нужны пища, тепло, убежище, он живет с человеком, человек ухаживает за ним, кормит, держит в тепле в своем доме.

Корзинка с котенком, картинки котят разной окраски

Рассматривание котенка; наблюдение; упражнение «Расскажи, будет ли слышно, как котенок ходит»  

Игра с котенком бумажным фантиком; чтение рассказа Н. Носов «Живая шляпа»; п/и «Кот и мыши»

Индивидуальные беседы и рекомендации

Декабрь

1 неделя

Занятие 8

Рассматривание и сравнение воробья и вороны

О.А.Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию», с.114

1. Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании; учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам; словарная работа: зимующие,  нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм; воспитывать заботливое отношение, интерес; дать возможность отразить свои впечатление в рисунках

Предметные картинки с изображением воробья и вороны; модели:  частей тела, приспособления к окружающей среде; силуэты воробья и вороны на каждого ребенка

Игровая мотивация; рассматривание картин и моделей;  беседа по вопросам; рассказы детей

Наблюдение за птицами на прогулке; разукрашивание силуэтов птиц по выбору; чтение рассказа Зверева « Воробьиное бюро погоды»

Совместные наблюдения  в выходной день: «Следы на снегу»

Декабрь

4 неделя

Занятие 9

«Как живут растения зимой»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.112

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям; обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы и роста растения; формировать сложные формы речи: речь - доказательство, речь- описание; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

Картины:

«Зимний лес», «Зимние забавы»; предметные картинки  живой и неживой природы

Игровая мотивация, рассказы детей, творческие задания, рассматривание

Наблюдения в природе; опыты с снегом; д/и:«Кто в домике живет», «Догадайся о ком рассказываю»: чтение Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»

Изготовление кормушек

для птиц

Январь

2 неделя

Занятие 10

«Как зимуют дикие звери»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.106

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях; развивать доказательную речь

Игровой персонаж - Буратино; картинки-сюрпризы: дерево, ком снега, ледяная горка, пенек

Сюрпризный момент; беседа; рассматривание;

рассказы детей

Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме».

Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь»

Рекомендации по чтению рассказов

о диких

животных

Февраль

1 неделя

Занятие 11

 «Как люди помогают лесным обитателям»

Николаева С.Н.

«Юный эколог»

1. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (Весной - линька, конец спячки, забота о потомстве).

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать интерес к жизни животных.

Картины лосей на природе, зимующих птиц. Картины зимней подкормки птиц и животных.

 Игровая мотивация, беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

 Беседа о том, как животные проводят зиму в лесу с одновременным рассматриванием картин.

Рассказ о лесниках и их деятельности по помощи лесным обитателям в зимний период времени.

Рекомендации для родителей по теме: «Человек – часть природы».

Февраль

2 неделя

Занятие 12

«Беседа о домашних животных».

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию», стр.113

1. Формировать представления о домашних животных (Живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит)

2. Развивать умственную операцию «Обобщение»

3. Воспитывать интерес к домашним животным.

Игровой персонаж, фигурки домашних животных

Игровая ситуация, беседа, рассказы детей, рассматривание, обобщение.

Д/и «Домик в деревне», разрезные картинки, чтение литературы о домашних животных

Рекомендовать проводить беседы о жизни птиц и животных в домашних условиях

Март

1 неделя

Занятие 13

«Знакомство с коровой и

теленком»

Николаева С.Н

«Юный эколог»

Знакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями.

Развивать речь детей: умение

слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять

игровые действия

Картина «Корова с теленком», кукла Бабка, чашки с молоком (по количеству детей), небольшой пук сена,  ведерко.

Рассматривание картин, беседа о домашних животных, отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций о домашних животных, разучивание упражнения «Я, младешенька, Буренушку пасла…».

Предложить родителям для просмотра  с детьми развивающие мультфильмы «Домашние животные и их детеныши».

Март

2 неделя

Занятие 14

«Посадка гороха в уголке природы»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.120

 Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; формировать практические навыки растений; учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

Игровой персонаж, коробка с мелкими камушками, семена гороха.

Обсуждение по плану; трудовые действия

Труд и наблюдение в уголке природы, рассматривание иллюстраций, беседы

Предложить родителям вместе с детьми дома на окошке посадить лук и наблюдать за ее развитием

Март

5 неделя

Занятие 15

 «Красная Шапочка рассказывает о птицах»

Л.Г.Горькова

«Сценарий занятий по экологическому воспитанию»,

 1.Обобщать у детей представление о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенца появляются из яйца.

2. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Картины и иллюстрации с изображением птиц.

Сюрпризный момент, рассматривание, беседа, обсуждение.

Наблюдение за птицами на прогулке, чтение Н. Сладков «Воробьишкина весна», А. Аким «Апрель»

Индивидуальные беседы и рекомендации

Апрель

1 неделя

Занятие 16

Жизнь диких зверей весной

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.122

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (весной - линька, конец спячки, забота о потомстве); развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к жизни животных.

Игровой персонаж; серии картин  диких животных;

Игровая мотивация, беседа, рассматривание, рассказ воспитателя

Наблюдение за сезонными изменениями в природе; беседа о жизни диких зверей, чтение  художественной литературы по теме

Рекомендовать чтение произведений о жизни диких животных весной

Апрель

4 неделя

Занятие 17

Как узнать растение (дерево, куст, траву)

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.118

Обобщить представления о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части растений; формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

Игровой персонаж;  картинки - березы, шиповника, ромашки; модель частей растения; картинки овощей

Игровая мотивация, беседа, рассматривание, работа с моделями; обобщение

Опыт по проращивание срезанных веток; д/и «Когда это бывает?», чтение С. Маршак «Февраль»

Памятка  «Будь

осторожен

в лесу»

Апрель

5 неделя

Занятие 18

 «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Л.Г.Горькова

«Сценарий занятий по экологическому воспитанию», с.4о

1.Дать детям представления о планете Земля. Атмосфере.

2. Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека.

3.Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Глобус, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых труб загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.

Художественное слово, показ, беседа, игровая ситуация.

Словарная работа, рассматривание глобуса, чтение сказки «Спор»

Май

3 неделя

Занятие 17

Путешествие в весенний лес (комплексное занятие)

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.126

1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью; воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Любимый игровой персонаж; фланелеграф;  д/и: «Одуванчик», «Правила друзей леса», Когда это бывает», «Времена года»; иллюстрации, модели.

Игра «Угадай правило»; игровое упражнение «Одуванчик»;

д/и «Когда это бывает»; составление экологической цепочки- модель весны; слушание музыкальных произведений.

Чтение стихотворений о временах года; экологические игры «Где спряталась матрешка», «Загадай – мы отгадаем»; беседа «Правила друзей леса»

Рекомендовать родителям сходить с детьми в городской парк

Май

4 неделя

Занятие 19

Экологическая викторина «Знатоки природы»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.220

Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Песочные часы; юла со стрелой; карточки с заданиями; жетоны за правильный ответ

Разделение на команды; выполнение заданий: «Подбери слова», «Загадки», «ответь на вопросы», «Голоса птиц», «Правила»

Подведение итогов; награждение победителей

Участие родителей в подготовке викторины

Список использованной литературы

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа-СПб.: «Детство-Пресс», 2018.-512с.

2. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа-Волгоград: Учитель, 2013.- 330с.

3. От осени до лета: детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах/ сост. Владимирская Л.А. Волгоград: Учитель, 2012. -159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием музыкальных произведений и музыкально-дидактических игр

Методическая разработка по планированию учебных занятий, основной целью которых, является познакомить детей с окружающим миром, используя при этом музыкальные произведения и музыкально-дидактические и...

Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края  постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет (сентябрь)

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет на сентябрь...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет (октябрь)

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет на октябрь...

Конспект НОД в средней группе по окружающему миру (средняя группа ) на тему: «День космонавтики»

Задачи:Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение.Привитие детям чувство благодарности к человеку за его труд через знакомство с первыми людьми, покорителями космоса.Познакомить...

Перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, миру природы

Перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, миру природы...