Рабочая программа кружка эколого-валеологического направления «Солнышко в ладошке»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Гуламова Анна Юрьевна
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский. Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnyshko_v_ladoshke_dop._programma.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Незабудка»

Рабочая программа кружка эколого-валеологического направления

«Солнышко в ладошке» на 2022-2023 учебный год

воспитатель: Гуламова А.Ю.

Смоленск 2022г.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.

  • природа
  • рукотворный мир человека
  • отношение к общественной жизни
  • человек и его собственная жизни

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. За последние 5 лет ухудшилось состояние здоровья детей первых 7 лет жизни. Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются:

падения уровня жизни населения; ухудшение состояния здоровья матери;

формальный подход к работе по сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях (нерациональная организация учебного процесса, несоответствие используемых методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы);

частичное разрушение служб врачебного контроля в образовательных учреждениях;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

искушение, загрязнение,

опустынивание.

Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.  Составленная  программа для детей  дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.

ЦЕЛЬ:

- Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
  3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной
  4. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
  5. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
  6. Обучать        детей        уходу        за        своим        телом,        навыками        оказания        первой элементарной помощи.
  7. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
  8. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
  9. Изучать        причины        возникновения        экстремальных        ситуаций,        умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
  10. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

Ожидаемые результаты:

Ребенок дошкольного возраста должен знать про себя: функции частей тела, профилактику заболеваний, предупреждение травматизма и несчастных случаев, культуру взаимоотношений между детьми и взрослыми, правила этикета, способы укрепления здоровья, признаки здоровья. Должны знать окружающий мир, связь между жизнью растений, животных и явлении неживой природы, человек части природы. Природоохранную деятельность, влияние декоративных и садовых растений на окружающее и человека; свою семью, родословную, традиции.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать: про правильное развитие и рост частей тела, придерживаться и соблюдать правила личной гигиены, заниматься физкультурой и спортом, закаляться, заботиться об укреплении своего здоровья. Ориентироваться в природном окружении, определять важнейшие сезонные признаки, связь между живой и неживой природой, охранять природу и все, что окружает человека, уважать и беречь свой род, его историю, придерживаться его традиций. Соблюдать чистоту в детском саду, следить за своим внешним видом. Беречь природу - значит беречь себя и свое здоровье. Принимать участие в делах, где человек помогает природе, быть добрым, заботливым и бережным другом и природа обязательно отплатит тебе добром: чистым воздухом, чистым ручьем, мелодичной птичьей песней. Следует предупреждать неправильные поступки сверстников в природе и с помощью взрослого поправлять их последствия.

Актуальность выбранного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Методы и приёмы обучения:

Методы

Приёмы

  1. Наглядный метод
  1. Наглядно-зрительные приёмы.
  2. Наглядно-слуховые приёмы.

2. Информационно-рецептивный метод

  1. Наблюдение.
  2. Рассматривание, обследование объектов.
  3. Разъяснение, объяснение.
  4. Установление и взаимосвязи нового с уже знакомым.

3. Репродуктивный метод

  1. Воспроизведение известных действий по образцу.
  2. Тактильно-мышечные приёмы.
  3. Упражнения.

4. Практический метод

  1. Показ.
  2. Контрастное сопоставление.
  3. Опыты.

5. Словесный метод

  1. Краткое описание и объяснение.
  2. Образный сюжетный рассказ.
  3. Беседа.
  4. Художественное слово.

6. Метод проблемного обучения

  1. Творческое использование полученных знаний.
  2. Самостоятельное пополнение знаний.
  3. Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

7. Игровой метод

  1. Дидактические игры.
  2. Развивающие игры.

8. Исследовательский метод

  1. Самостоятельное придумывание.
  2. Сравнение.
  3. Импровизация.
  4. Выполнение творческого задания по представлению.

9. Соревновательный метод

  1. Решение задач в быстром темпе.
  2. Нахождение неординарных решений для достижения цели.

Материал:

Вид

Тематика

1

Дидактические игры

  1. «Что где зреет?»
  2. «Кто где живёт?»
  3. «Хорошо-плохо»
  4. «Живая и неживая природа»
  5. «Узнай целебную траву»
  6. «Кто больше запомнит»
  7. «Как вести себя в лесу?»
  8. «Что было бы, если бы…»
  9. «Отгадай, какая птица?»
  10. «Птичья столовая»

11.«Посели животное»

2

Подвижные игры

  1. «Ходят капельки по кругу»
  2. «Мы - водные животные»
  3. «Догони свою тень»

3

Художественное слово

  1. Загадки.
  2. Стихи.
  3. Познавательные рассказы.

4

Технические средства

  1. Слайды.
  2. Презентации

5

Дидактический материал

  1. Карандаши, фломастеры, альбомные листы;
  2. Иллюстрации о временах года;
  3. Картинки с изображением насекомых, животных, рыб, птиц;
  4. Глобус, карта;
  5. Плакаты;
  6. Иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  7. Схема круговорота воды в природе;
  8. Красная книга;

6

Дидактический материал для проведения опыта.

  1. Воздушные шары;
  2. Полиэтиленовый пакет;
  3. Вода;
  4. Цветные карандаши;
  5. Бумага;
  6. Колбы;
  7. Зеркало;
  8. Соломинки;
  9. Стаканы с водой.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА .

1.        ЧЕЛОВЕК И ЗДОРОВЬЕ.

Закреплять представления о себе, о своем теле, представлении своего « Я », своих основных черт возможностей. Учить оценивать себя, быть оптимистом. Закреплять знания названий и функций частей своего тела. Кости, мышцы, кожа, их функции, забота о правильном росте и развитии. Защитная функция кожи, содержание ее в чистоте. Профилактика нарушений остроты зрения и слуха. Бережное отношение к себе, к своему телу, забота об укреплении здоровья. Продолжать формировать представления о своей принадлежности, мальчик, девочка, женщина, мужчина. Учить культуре взаимоотношений между мальчиками и девочками, правил этикета, поведения в семье, в гостях, в детском саду. Закреплять понятия о способах укрепления здоровья:

  • Двигательная активность (занятия физкультурой и спортом);
  • Закаливание;
  • Соблюдение правил личной гигиены;
  • Культура питания;
  • Духовный комфорт.
  • Повторить изученные признаки здоровья;
  • Правильная осанка, гибкое, крепкое тело;
  • Бодрый настрой;
  • Разумная активность;
  1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗДОРОВЬЕ.

Обобщать знания об окружающем. Закреплять ориентировку в природных представлениях, знания о важнейших сезонных признаках, связь между жизнью растений, животных и явлений неживой природы, взаимозависимость между явлениями неживой природы, объектами живой природы, зависимость развития живой и неживой природы от заботы человека, положительное влияние человека на природу и отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду. Формировать представления, что человек - часть природы.

Дать знания о климатических и природных особенностях своей местности, традиционное отношение людей к родной природе. Влияние природных факторов на здоровье, чистота воздуха, воды, земли, продуктов питания. Здоровье природы и здоровье человека. Забота о своем здоровье в разное время года.

Природоохранная деятельность детей, воспитывать стремление к самостоятельной полезной работе в природе, уход за растениями, противопоставление тем, кто вредит природе. Формировать понятие о роли

декоративных и садовых растений в округе, радуют глаз, очищают воздух, лечат.

  1. ЭТНОГРАФИЯ И ЗДОРОВЬЕ.

Обогащать понятия об архитектуре и интерьере родного края, города, их значения для здоровья: дома разных регионов, подворья, интерьер дома традиционная народная посуда. Закрепить знания о народных игрушках, играх, обычаях.

Национальная кухня, ее влияние на здоровье. Соблюдение правил личной гигиены во время приготовления и употребления еды. Осторожное обращение с горячими блюдами. Сохранение продуктов в холодильнике. Последовательность употребление продуктов. Современное жилище, вид, содержание. Соблюдение основных правил безопасности. Использование огня во время отопления и освещения помещений. Современные предметы быта: холодильник, стиральная машина, пылесос, плита, чайник. Использование телефона, электронной техники.

Кружковая работа с детьми проходит 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут.

Дни недели:

Понедельник -16.10

-

Формы подведения итогов по проделанной работе:

  1. Экологическая информация для родителей на темы:
  • данные об экологической ситуации в посёлке;
  • правила поведения в экстремальных условиях;
  • выращивание экологически безопасного урожая;
  • комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  • домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.
  1. Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
  2. Викторина на тему «Волшебница вода» По материалам блоков занятий « Вода».

На основе мониторинга координируются содержание программы воспитателем.

Анкетирование родителей показало, что дети болеют не часто, причинами заболеваний является генетическая предрасположенность. В поддержании здорового образа жизни ведущая роль отводится благоприятной психологической атмосфере. Большинству родителей необходима помощь детского сада в укреплении и сохранении здоровья дошкольников. Мониторинг образовательного процесса показал, что у большинства старших дошкольников сформированы представления о здоровом образе жизни. У детей сформировано сознательное отношение к собственному здоровью. Дошкольниками освоены культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными особенностями. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В связи с чем требуется:

закреплять наметившиеся тенденции развития здоровья и отсутствия травматизма наших воспитанников;

Календарно-тематический план.

1.        Человек- живое существо. - СЕНТЯБРЬ

Содержание

Форма проведения

«Страна здоровья»

  1. Советы доктора Воды.

Цель: убедить детей в важности культурно-гигиенических

знаний.

  1. Друзья Вода и Мыло.

Игра, чтение сказки, физминутка, инсценирование.

Цель: Самому научиться умываться, купаться, обтираться, приводить в

порядок свои

вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовольствие.

  1. Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток.
  2. Времена года. Осень. (интеграция:

социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка)

  1. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Дидактические игры, беседа.

Раскрыть сущность здорового человека, здорового образа жизни.

Указать пути, ведущие к здоровому образу жизни и сохранению

здоровья.

Закрепить в сознании детей понятие

«Гармония».

2.Помоги себе сам. - ОКТЯБРЬ

  1. Зачем человеку кожа?

Цель: Рассказать детям о значении кожи и ее строении.

  1. . Если кожа повреждена.

Цель: Закрепить с детьми умение правильно ухаживать за кожей,

развивать умения

оказывать первую элементарную помощь при травмах.

  1. «Сохрани свое здоровье сам»
  2. «Наш дом – природа» .«Моя семья»

«Что такое природа? Живая и неживая природа»

Ролевая игра, логическая задача, практикум.

Формировать у детей представление о том, что в природе всё

взаимосвязано.

Сформировать у ребенка

представление о неразрывной связи человека с природой, о значении

природы для здоровья человека.

Познакомить с основными

природными компонентами и их связями.

Закрепление правил безопасности

(интеграция:

безопасность, социализация, коммуникация, чтение

художественной литературы, художественное творчество)

3. Мой организм - НОЯБРЬ

  1. Если хочешь быть здоров.

Цель:        Воспитывать у детей осознанное отношение к

необходимости закаляться,

заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять

болезням.

  1. Сохрани свое здоровье сам.

Цель:        Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы

оздоровления, уметь оказывать элементарную помощь, прививать любовь

физическим упражнениям, самомассажу.

«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

«Голова и шея: функции и здоровьесбережение»,

4.«Сравнение диких и домашних животных»

Времена года. Осень. (интеграция: безопасность,

Закрепить умения различать и

показывать голову и шею; добиться усвоения и правильного произношения терминов «голова»,

«шея»; познакомить с их

назначением в жизни человека; с правилами охраны их здоровья.

Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности детей.

Дидактические игры, «Зоолото» .

Закрепление правил поведения при встрече с животными на улице.

социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка)

4.В гостях у Мойдодыра - ДЕКАБРЬ

  1. «Рабочие инструменты» человека.

Цель:        Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том,

что развивая руку, мы развиваем речь.

Учить сознательно относиться к развитию своей

руки, изображать предметы символами

  1. . . Чистый и загрязнённый воздух.
  2. «Ноги человека»

  1. «Беседа о лесе»

«Зимний лес в Башкирии» Времена года. Осень.

Жизнь лесных зверей и птиц зимой. (интеграция: безопасность, здоровье

социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка

Экспериментирование, беседа, дидактическая игра

Дать детям элементарные

представления об источниках

загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего

здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения

терминов «ноги (нога)», «стопа»,

«пальцы»; познакомить с

назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены,

связанными с ногами.

Уточнить и расширить

представление детей о лесе.

Обратить внимание на красоту

зимних деревьев, одетых в иней.

Продуктивная деятельность по теме

«Зимний лес»

5. Правила здорового питания - ЯНВАРЬ

1. Питание необходимое условие для жизни человека.

Цель:        Знакомить детей с

Игра, практические действия, работа с плакатом.

правильным питанием, развивать чувство меры.

  1. Здоровая пища для всей семьи. Цель:        Познакомить с понятием

«витамины», закрепить знания о

необходимости

наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся

витамины, воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

  1. Легенды и сказки о солнце. Проказы старухи зимы.
  2. «Зимующие птицы» Времена года. Осень. (интеграция:

социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка)

Формировать представления детей о значении солнца через легенды и сказки .

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни

зимующих птиц. Поощрять детей, умеющих узнавать птиц по повадкам, внешнему виду.

Беседа о помощи птицам зимой

6. Человек и природа ФЕВРАЛЬ

  1. «Кто главный в лесу» (интеграция: безопасность,

социализация, коммуникация, чтение художественной литературы,

художественное творчество)

  1. Охрана растений.

Красная книга природы.

  1. «Соблюдай режим дня»,

Беседа, обыгрывание ситуаций, рисование.

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о

лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного

поведения в лесу. Дидактические игры «Животные леса»

Расширить представления детей о

4. Масленица

Красной книге.

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение

зелёного наряда планеты.

7. Ребенок и дорога - МАРТ

  1. «Кругосветное путешествие» (интеграция: безопасность, здоровье,

социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка

  1. Транспорт нашего города.
  2. «Следи за датчиком настроения»
  3. Глаза главные помощники человека.

Цель:        Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств

человека, познакомить детей со строением глаза, привести к

пониманию, что зрение необходимо беречь.

Что могут глаза.

Цель:        Осознание детьми возможностей зрительного

анализатора по признакам цвета.

Обыгрывание ситуаций на макете, чтение произведений, ролевая игра.

Сформировать представление о

настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

Познакомить детей с картой,

рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить

некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и

растительного мира.

8. Здоровье – главная ценность - АПРЕЛЬ

  1. Вредные привычки

Цель:        Объяснить детям, какой вред здоровью могут принести вредные привычки,

выяснить у детей, все ли они делают для того, чтобы сохранить свое

здоровье.: Чтобы нам не болеть.

Цель:        Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать

осознанное отношение к

необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.

  1. Друг заболел.

Цель:        Учить детей понимать эмоционалъное и физическое состояние своего сверстника,

поощрять стремление оказать помощь. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления

сочувствия заболевшему другу. Как вести себя во время болезни.

Цель:        Научить детей правильно определять признаки болезни.

Осторожно лекарство.

Цель:        Учить детей не пользоваться лекарством без присмотра взрослых.

Скорая помощь

Цель:        Учить детей в случае

заболевания реагировать на ситуацию: не теряться, позвать взрослого или вызвать скорую помощь.

Ролевая игра, беседа, чтение худ. Литературы

Продолжать формировать

представление о необходимости заботиться, о своем здоровье.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.

Познакомить детей с Красной книгой.

Помочь детям осознать, что

исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.

3.«Мы дружим с физкультурой»,

4. Животные разных континентов. Красная книга Природы.

9.Уроки безопасности - МАЙ

  1. Лучше не рисковать.

Цель:        Проверить детей: достаточно ли осторожно они ведут себя в

различных ситуациях.

  1. Опасные предметы в быту.

Цель:        Закрепить у детей

представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с

которыми они встречаются в быту.

  1. «Лето красное – для здоровья время прекрасное»,
  2. Десять заповедей друзей природы.
  3. Нужны все на свете ( Обобщение знаний)

Решение головоломки «найди опасные предметы», беседа, практическая деятельность

Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию к

воспитанию здорового образа жизни в летний период.

Познакомить детей с десятью

заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять

эти правила в жизни по отношению к объектам природы

полученных в процессе обучения по предыдущим блокам.

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

Литература:

С.Н. Николаевой «Юный эколог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка по художественно - эстетическому развитию "Волшебные ладошки"

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Рабочая программа кружка туристско-краеведческой направленности «Наследие»

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом...

Рабочая программа кружка «В мастерской у солнышка»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования «Разноцветные ладошки»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...