Проект «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цель проекта:

-  формирование новой экологической культуры, привлечение к проблеме раздельного сбора мусора.

Задачи проекта:

  • развитие познавательной активности детей в процессе познания  экологических проблем;
  • привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, выявление причин появления мусора;
  • формирование у детей особого отношения к мусору – не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью;
  •  учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
  • познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы.

 

Ожидаемый результат:

  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt_musor_razdelyay.docx753.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»

Авторы проекта: воспитатели Сиянко Кристина Юрьевна

                                                       Саркисян Наира Арамовна

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги

Тип проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

 Сроки реализации: 12 месяцев (сентябрь 2023 г. - август 2024 г.).

Актуальность проекта:

  Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это мусор.

  Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.  И сегодня это понимает каждый житель нашей планеты. Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д. А применение вторичных ресурсов в качестве основных даст значительный экологический эффект.

  Нам всем гораздо легче и привычнее выбрасывать все отходы вместе, чем сортировать его, а ведь именно от степени вовлеченности жителей в этот процесс зависит будущее мусорной проблемы. В связи с этим возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. И целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью мы разработали проект «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять».

Проблема работы по улучшению экологической обстановки, ликвидации бытовых отходов выходит на одно из первых мест, принимая глобальный характер.

Цель проекта:

-  формирование новой экологической культуры, привлечение к проблеме раздельного сбора мусора.

Задачи проекта:

  • развитие познавательной активности детей в процессе познания  экологических проблем;
  • привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, выявление причин появления мусора;
  • формирование у детей особого отношения к мусору – не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью;
  •  учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
  • познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Ожидаемый результат:

  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.

Этапы проекта:

1 этап - Подготовительный.  

  • Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.
  • Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
  • Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц.
  • Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжетов, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.
  • Насыщение предметно-развивающей среды. Размещение информации в родительском уголке.
  • Консультации для родителей “Прикоснись к природе сердцем”.
  • Анкетирование детей и родителей.

2 этап - Основной.  Работа с детьми.


План работы по реализации проекта.

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Беседа: «Охрана окружающей среды – что это значит?»

Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.

Работа с родителями: анкетирование «Экологическое образование в семье»

Цель: мониторинг знаний о экологической ситуации в мире, раздельном сборе мусора».

  Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.

  цель: Учить детей правильно сортировать мусор; воспитание чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире.

  Наблюдение: “Площадка для мусора»

Цель: предложить рассмотреть площадку где стоят контейнеры для мусора пронаблюдать за тем, пронаблюдать как выбрасывают мусор.

Окрябрь

Беседа: «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”

Цель: Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.  

  Чтение стихотворения: «Мусорная фантазия» (А. Усачёв)

Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

    Игра «Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

  Трудовые поручения: «Уборка группового участка»

Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.

Ноябрь

Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное).

  Природоохранная акция «Лампочки соберем – экологию спасем»

Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.                                            

  Мастеркласс: «Из лампочки – в игрушки»

Цель: формирование умения из вышедших из употребления вещей делать изделие вторичного применения (елочная игрушка)

Декабрь

Беседа: «Куда девается мусор»

Цель: формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; формирование коммуника-тивных навыков в ходе совместной речевой деятельности.

   Опытно-экспериментальная деятельность: «Как батарейки загрязняют окружающую среду»; «Мусор в земле»

Работа с родителями: создание фотозоны из бросового материала.

Цель: приобщить к экологической проблеме раздельного сбора мусора и переработки, развивать фантазию.

Январь

Природоохранительные акции

Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.                                            

  НОД: «Посмотрим умным взглядом на мусор»

Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых   отходов.

   Опытно-экспериментальная деятельность:

“Изготовление новой бумаги”

Цель: провести занимательный опыт и показать на практике, что настоящую бумагу из макулатуры действительно можно сделать.

  Просмотр мультфильма: «Смешарики»  Сезон – 1 «Маленькое, большое море» серия 41

Февраль

Трудовой десант: “Чистый уголок детского сада”

Цель: учить детей наблюдать и замечать мусор на территории детского сада.

     Творчество: «Куколки из тряпочек».

Цель: учить давать вторую жизнь материалам, уже бывшим в употреблении.

 

     Экспериментальная деятельность: «Куда делся мусор?» (пластиковые игрушки, лист бумаги, органические отходы)

Март

      Природоохранительные акции (Сбор макулатуры)

Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.                                            

Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья”

Совместный с родителями досуг «Дети за раздельный сбор мусора!».

Апрель

Просмотр мультфильма:  27 серии «Переработка мусора» из мультфильма «Твой друг Бобби»

Работа с родителями: Изготовление плакатов с лозунгами: “Мусор – в урны!”, “Мусор земле не к лицу”, “Не губите природу”.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Май

Практическая деятельность: Волшебные превращения

(из ненужных баночек делаем нужные вещи, декор для дома).

Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых   отходов.

Составление описательных и творческих рассказов по картинкам.

Цель: систематизирование и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды.    

Июнь

Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.

Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

 Работа с родителями: раздача буклетов «Природу сохраняй – мусор разделяй!»

Цель: закрепить знание о экологической направленности раздельного сбора мусора.

Июль

Работа с родителями: консультация «Сколько хранится память о лесной прогулке?»

Цель: формировать ответственное отношение к природе, рассказать о сроках разложения различных видов мусора.

 Организация мини-музея коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги) (переработка этих материалов).

Август

Работа с родителями, сотрудниками, детьми: Экофестиваль «Экомода»

Цель: развивать фантазию, креативность, привлечь к проблеме вторичного использования мусора.

Лэпбук ««Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»

3 этап – Заключительный

Рефлексия проектной деятельности, оформление отчётной документации.

Оформление лэпбука.

Приложения:

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

Проведение анкетирования с целью выявить отношение родителей к вопросам раздельного сбора мусора и экологического образования дошкольников в детском саду.

1 Что такое экология?

2 Бываете ли Вы с ребенком на природе? Если да, то где?

3 Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

4 Как Вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?

5.Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

6. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор? (на природе, на территории возле

вашего дома)

7. Знаете ли вы, что свалки мусора на улицах несут угрозу здоровью людей?

8. Знаете ли вы, что при сжигании мусора выделяются очень опасные для здоровья человека яды?

9. Поддерживаете ли вы предложение о раздельном сборе мусора для его дальнейшей переработки.

10. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего дома?

11. Как Вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

12. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Большое спасибо за участие в анкетировании!

     

В процессе обработки данных по результатам анкетирования на тему

 «Экологическое образование в семье» получили следующие результаты:

72% опрошенных осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

4% понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

Приложение №2

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети

Бросят люди по бумажке

Планета станет замарашкой …

Мусорная фантазия 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что "зелёными" все стали!

(Н. Анишина)

Не надо мусорить в лесу

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте-
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Автор: М. Крюков

***

«Планета — общий дом!

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте!

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»

Приложение №3

Физкультминутка (дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться,

Все вокруг преобразится!

Основные правила рационального природопользования:

- не бросать мусор, где попало;

- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

- сдавайте стеклянную тару;

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

                 

 Приложение № 4

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как батарейки загрязняют окружающую среду»

Мы провели следующий опыт «Влияние воды на батарейку». Поместили батарейку в водный раствор. В результате наблюдения отметили появление ржавчины в воде. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.

Данный опыт прост и максимально приближен к реальным условиям. Он помог детям представить, что происходит в природе, когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках и подвержены влиянию различных осадков.

В результате проведенного опыта, пришли к следующим выводам:

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Приложение № 5

Беседа "Охрана окружающей среды – что это значит?"


Цель:
Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.

Задачи:
Заложить в детях основы экологической культуры.
Развивать в детях гуманное отношение к природе.
Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о растениях. Отгадывание загадок о цветах.
Последовательность проведения беседы:
Воспитатель рассказывает детям сказку

"Необычный день цветка колокольчика"
Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним.
Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало.
Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение этих людей.
Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать.
Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок.
"Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все. На что девочка ответила: " потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком.
Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом.
Обсуждение ведётся на основе вопросов:
1. Понравилась ли сказка?
2. Что в сказке понравилось больше всего?
3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему?
4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему?
5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете? Что нужно из мусора выбросить, а из чего можно сделать полезную вещь (кормушку, горшок для цветка и т.д.? Как правильно выбрасывать мусор?
6. Как вы ведёте себя на природе?
7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка?
Воспитатель::" Ребята, наша сказка со счастливым концом. спасибо, что находятся люди, которые любят природу и учат любить природу других людей. Я думаю, что вы все запомнили сказку и расскажете её своим друзьям и родителям."
Детям предлагается нарисовать цветок колокольчик.
Художественная деятельность детей.
Подведение итогов беседы проводится по вопросам:
1. Любим ли мы природу?
2. Охраняем ли природу? Как мы это делаем?
3. Как мы будем вести себя, если увидим плохое отношение к природе у других людей?
Воспитатель:" Ребята, я уверена, что вы любите природу и всегда будете её охранять."
Заучивание стихотворения «Не надо мусорить в лесу» А. Крюкова

Приложение №6

Беседа: «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”

Цель: Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.  

Задачи:

мотивировать к раздельному сбору ТБО;

привлечение внимания детей к проблемам окружающей среды;

содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены;

активизировать словарь (сортировать, бытовые отходы).

Последовательность проведения беседы:

Воспитатель: Дети, к нам за помощью обратился Незнайка. Сегодня он хотел вынести мусор, но не смог этого сделать. Когда он подошел к мусорному контейнеру, вместо привычного одного, там стояло целых четыре и, растерявшись, Незнайка не знал, в какой же ему нужно положить мусор. И он решил  прийти к нам в детский сад, так как уверен, что дети здесь очень многое знают и умеют. Ну что, поможем Незнайке разобраться с этой проблемой?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Дети, я хочу вам рассказать о таком понятии как «раздельный сбор мусора». Раздельный сбор мусора- это когда мусор сортируют в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избегания смешивания разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь». Ведь отходы можно переработать и сделать новое изделие. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду. Весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешанный мусор.  (На столе корзина с предметами из различных материалов и контейнеры для мусора с условными обозначениями). Контейнеры для бумаги - это обычные контейнеры с соответствующей надписью. Цвет контейнеров для мусора может быть разным: голубым, красным, желтым, зеленым, серым, фиолетовым. Что написано на контейнерах, то и должно находиться внутри. Давайте разберемся, что можно выбрасывать в данный контейнер.

Дети: Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, плакаты, календари. (Один, два ребенка подходят к столу и берут из корзины «мусор» и кладут его в нужный контейнер).

 Воспитатель: Следующий вид контейнеров - это контейнеры для пластика, что же можно выбрасывать в них?

Дети: Выбрасывать в них можно: пластиковые бутылки, канистры, пакеты, детали конструктора, сломанные лопатки, ведра и т.д. (Ребенок  подходит к столу, берет из корзины «мусор» и кладет его в контейнер).

Воспитатель: Не стоит забывать, что пластиковые бутылки выбрасывать желательно без пробок (крышек), пустые и, конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок,  потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются, а топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине съездить из города на завод. По этой же причине бутылки должны быть пустыми, они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно.

Воспитатель: Следующий вид контейнера, дети, это контейнер для стекла. В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без крышек и этикеток, так как крышки могут быть из пластмассы и металла). Если банки разбились, не расстраивайтесь, все равно вашу банку разобьют во время переработки на заводе. (Ребенок  подходит к столу, берет из корзины «мусор» и кладет его в контейнер).

Воспитатель: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор?

Дети: Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.

Воспитатель: Правильно. В этот контейнер совершенно точно можно выбрасывать – сломанные игрушки, одежду, обувь, пищевые отходы, старую мебель и даже  опавшие листья.

Воспитатель: Мы перечислили много видов бытовых отходов, но не все. Вот, например, батарейки, энергосберегающие лампочки, куда же выбросить их?

Дети: Это все необходимо выбрасывать в специальные контейнеры. Воспитатель: Но ведь если мы пройдем по поселку, то вряд ли встретим такие контейнеры на улице. Где же мы будем их искать?

Дети: А мы не знаем?

Воспитатель: Такие контейнеры у нас в поселке стоят в здании МКХ. И ваши родители должны туда отвозить батарейки и энергосберегающие лампочки.

Воспитатель: Незнайка, ты внимательно нас все это время слушал, понял ли тычто теперь нужно делать с мусором? 

Незнайка: Да, я все понял, вы очень хорошо и подробно мне объяснили. Прежде чем выбросить мусор нужно разделить его на группы: бумага, пластик, стекло и смешанный мусор, а затем сложить в соответствующие контейнеры. Спасибо.

Воспитатель: А сейчас посмотрим, дети, как хорошо вы запомнили, куда и что нужно выбрасывать. Для этого сыграем в игру «Куда это выбросить?»

Воспитатель объясняет правила игры. Правила игры: дети делятся на 2 команды. Каждой команде дается корзина с «мусором» (с различными предметами). На столе стоят «мусорные контейнеры», детям необходимо правильно «выбросить» мусор,  рассортировать предметы по контейнерам.

Воспитатель: Сейчас я и Незнайка посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием.

Воспитатель «разбирает» мусорные контейнеры и, если есть, исправляет ошибки и объясняет, после этого Незнайка прощается и уходит. Воспитатель: Молодцы. Правильно, нельзя смешивать отходы. Сортировка мусора значительно облегчает весь процесс дальнейшей переработки твёрдых бытовых отходов. Отправляя мусор в контейнер, не пожалейте несколько минут своего времени на то, чтобы каждая группа ваших бытовых отходов попала в нужный бак. Давайте же привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. Никогда не забывайте, природа- это наш общий дом, а в доме всегда должно быть чисто!

Приложение №7

Беседа: «Куда девается мусор»

Цель:

формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; формирование коммуника-тивных навыков в ходе совместной речевой деятельности.

Последовательность проведения беседы:

  1. Вводная беседа.

Воспитатель: Наши города населяет огромное количество людей.

Каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор. Куда девается этот мусор потом? (Его увозят специальные мусорные машины на свалку)

  • С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!! Что же делать? (ответы детей)
  • В некоторых странах этот мусор сортируется, т.е. разный мусор помещается в разные контейнеры. Давайте разберёмся, для чего это делается?!
  • Ребята, что мы выбрасываем в мусорное ведро? (остатки пищи, очистки овощей и фруктов, целлофановые пакеты, коробочки из-под йогуртов и др. продуктов, пластиковые и стеклянные баночки и бутылки, сломанные игрушки, упаковки и др.)
  • Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места - пункты приёма вторсырья, где принимаются бумага, стеклотара и металл. Из бумаги - макулатуры - делают упаковочный материал, картон и другие нужные человеку вещи. Металл переплавляют и снова используют. Целые стеклянные банки и бутылки моют и пользуются ими вторично, а разбитые используют по-разному: переплавляют и делают разные стеклянные предметы или дробят и добавляют в строительные смеси.
  • Но есть ещё пищевые отходы - это остатки пищи, очистки, испорченные продукты. Что делать с ними? (Если зарыть всё это в землю и подождать, пищевые отходы превратятся в почву. Жуки, червяки, вода, тепло позаботятся об этом.)
  • У нас осталось огромное количество разных упаковок - коробочки, баночки, бутылки из пластика, старый пластилин, крышки и баночки из металла и т.д. Что же можно сделать с ними, что бы подарить ненужным предметам вторую жизнь? (Вспомнить об акциях: «Экологическая ёлка», «Птичья столовая», «Пасхальные яйца», «Макет Горной системы», «Макет Арктики», «Макет Антарктиды», «Макет Солнечной системы»....)
  • Вот видите, как мы с вами помогли матушке - природе. Мы использовали много ненужных вещей, которые могли оказаться на свалке и сделали из них прекрасные поделки, кормушки для птиц и чудесные макеты. Мы молодцы!!!

Воспитатель: Итак, мусор сортируют по разным контейнерам для того, что бы было удобно. Контейнер с бумагой отвезут на завод по переработке бумаги, с металлом - на металлургический завод, стекло на стеклодувный завод, а пищевые отходы поместят в специальные компостные ямы. Остальной мусор сожгут на специальных заводах, в огромных печах, что бы как можно меньше мусора оказалось на земле. Хороший хозяин всегда заботится о чистоте в своём доме, а природа -наш общий дом!

  1. Показ слайд - шоу.

Сейчас я покажу вам, как люди придумали использовать сломанные вещи и разные упаковочные материалы второй раз. Дали мусору вторую жизнь!

Показ слайд - шоу. Рассматривание каждой фотографии,

Вопросы к детям:

  • Что это?
  • Из чего сделано?

- Вам нравится? Что ещё можно сделать из этого материала?

- Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов. И природе мы поможем, ведь на свалке окажется намного меньше мусора, и полезные и красивые предметы сделаем, и деньги не потратим. А самое главное, мы создадим красоту своими руками и другого такого же предмета не найдёшь во всём белом свете!!!!

Вывод:

Сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз.

О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином - заботливым, аккуратным, внимательным!

Приложение №8

НОД

Тема: «Бросим умный взгляд на мусор»

Основная  образовательная область: Ознакомление с окружающим

Интеграция с другими областями: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых   отходов. Формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи: 

Обучающая: Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки и разумно использовать различные материалы.

Развивающая: Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. Развивать внимание, память, воображение. Расширить творческие возможности учащихся, развивая креативное мышление, желание мастерить, делать работу своими руками.

Воспитательная: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

Цель занятия: Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы.

Методическое оснащение: Готовые изделия, выполненные из бросового материала.

Оборудование и инструменты: корзина, в которой лежат пластмассовые баночки из - под йогурта, киндер яйцо, испорченные фломастеры, картонная коробка из – под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты; иллюстративный материал мусорной свалки, мусора, конверт.

Методы обучения:

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением материала

Показ трудовых приемов

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня нам в садик принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города, села, горы мусора…).

  

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется мусор? (ответы детей)

Что произойдет если мусор не убирать?

Воспитатель: Как назвать мусор другими словами? (сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал) .

Воспитатель: Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (на свалку) .

Воспитатель: Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо?

Воспитатель: Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку. Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора) с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки.

Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора. Послушайте, как об этом написал поэт Андрей Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Физ. минутка

Дружно вставайте, будем мусор собирать!

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажкии стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое нашей мусорной корзины. Много ли накопилось отходов за сегодняшний день?

Воспитатель:  А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас дома?

(ответы детей) Содержимое нашей корзины мусора, можно повторно использовать? (ответы ребят – можно сделать различные поделки)

 Воспитатель: Всё верно вы говорите ребята. Мы узнаем, как можно дать ненужным вещам «вторую жизнь». Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать: из пластиковых бутылок; из одноразовой посуды; из дисков ; из фантиков и др. мусора. (Воспитатель показывает готовые поделки.)

 

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, если мы будем мусорить, то вырастут мусорные горы, а мы сегодня попробуем сделать с вами поделку, из материала, который у нас в корзине.

 Воспитатель: Скажите мне, где можно использовать вот это яйцо от киндера?

(ответы детей)

 Воспитатель: А сегодня мы из этого яйца сделаем красивую поделку поросёнка, которую можно использовать как елочную игрушку или просто игрушку. 

Ребята подумайте и скажите, что потребуется для того чтобы ее изготовить:

яйцо из киндера; пластилин;

-назовите основные детали поделки (туловище с головой, ноги).

-сколько у поросенка ног (четыре);

-из чего сделаны ноги, уши, нос и хвостик поросенка (из пластилина).

Практическая работа.

  • слепим четыре ноги;
  • прикрепим ноги к туловищу поросенка (к киндер яйцу);
  • скатаем из пластилина шарики и расплющив их в лепешку слепим уши;
  • надо определить, где на поделке будут расположены уши, а где хвостик;
  • затем на основной детали поделки укрепим ушки, нос и хвостик.

Подведение итогов.

Воспитатель: посмотрите какие замечательные получились поросята.

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа – пяточек.

Пяточек дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросенок)

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Вы сегодня научились не просто делать игрушки из мусор, а вы научились беречь природу, ее богатство. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей средней группы «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»

Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоров. Здоровье - это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или раз...

Экологический проект для детей средней группы «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»

Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют ...

Долгосрочный проект для детей средней группы "Будем мусор разделять чтоб природу сохранять"

Тип проекта:познавательно-исследовательскийУчастники проекта:дети средней группы, родители, педагогиСрок реализации: долгосрочный (октябрь-апрель)Актуальность проекта.Наша жизнь и здоровье во многом з...

Проект «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять».

Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или раз...

Исследовательский проект «Нужно мусор разделять, чтоб использовать опять».

Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку»https://drive.google.com/file/d/1M0Cosh1JHWNhi0EXrAsEZU5AEgy_G4xW/view?usp=sharingНомин...

Проект - "Будем мусор разделять - чтоб природу и здоровье сохранять"

Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или раз...

Конспект по экологии «Будем мусор убирать и природу сохранять!»

Эколята приходят в гости к дошкольникам и просят помочь в беде....