Проект "Мусор-враг природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лопаткина Татьяна Николаевна

Проект для детей средней группы по экологическому воспитанию о вреде мусора в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musor-vrag_prirody_proekt.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Мусор – враг природы нашего края»

                                                                          «Мы сейчас строим свое будущее

и будущее своих детей. Только мы сами

можем сделать лучше свой населенный пункт,

а вместе с тем и весь мир вокруг себя,

но проблемы не решаются сами собой,

нужно каждому приложить усилие»

Актуальность: В связи с тем, что Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2018 год в России был объявлен  годом  «Добровольца и волонтерства», была создана система эко-волонтерского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. На сегодняшний день существует масса экологических проблем, которые требуют незамедлительного решения. Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету из того состояния, в котором она находится сейчас. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения – актуальная и главная задача ДОУ.

Проблема: Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, на улице, в общественном транспорте, лесу, на природе.  Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. 

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть социально-значимый экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагогов  за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Мы  живем в удивительно красивом, таёжном посёлке Железнодорожный. Проводя  экскурсии с детьми по улицам нашего посёлка, мы часто наталкиваемся на выброшенный мусор, основную часть которого составляют бутылки, бумага, различные упаковки, фантики и т.д. Дети всегда спрашивают, откуда берётся столько мусора? Почему люди бросают мусор, где им вздумается? И как сделать так, чтобы наши улицы стали чище? 

Человек создает для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою

очередь, во многом определяет поведение ребенка. Чтобы наши улицы и  леса были чистыми, ребенку с раннего детства нужно не только знать определенные правила, но и понимать, для чего и почему они появились.

Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек

чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Именно поэтому мы решили разработать и реализовать экологический проект и создать эко-волонтёрский отряд из детей старшей группы.

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и родители.

Срок реализации: долгосрочный  

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о разнообразных видах деятельности по защите экологии и сохранении природы своего края.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
  2. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
  3. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
  4.  Развивать экологическую культуру.
  5. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы;
  2. воспитание у детей бережного отношения ко всему живому, к окружающей природе;
  3.  совершенствование уровня экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Принципы реализации проекта:

  • Регионализация экологического образования. Позволяет знакомить детей с начальными знаниями о родном крае, его растительном и животном мире, экологическими проблемами.
  • Активности и сознательности – участие педагогов и  родителей в поиске эффективных методов.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Принцип интеграции через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

2этап – практический

3 этап – заключительный

В рамках реализации проекта проводилась разносторонняя деятельность с использованием инновационных технологий.

Задача первого этапа – изучение теоретических аспектов, мотивирование детей на волонтерскую экологическую деятельность. Данный этап включает в себя организационные мероприятия: создание развивающей среды, разработка педагогических мероприятий, подготовка волонтерских акций, привлечение родителей.  Был составлен план деятельности по проекту.  

На втором этапе, мы приступили к практической части, где реализация проекта шла с учётом интеграции образовательных областей, использовали различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 

Была проведена следующая работа: экологические игры; лабораторные опыты и экспериментирование «Рассортируем мусор»; организованная образовательная деятельность «Наш дом – природа», «Посёлок, в котором мы живём», «Учитесь жалеть и беречь», «Мусор – это хорошо или плохо?»; экологическая викторина «Природа вокруг нас»; рассматривание картин с изображением природы, фотоальбома «Природа нашего края»; игры с лэпбуками «Наш край», «Всё о мусоре»; отгадывание загадок; проводились экологические экскурсии по территории детского сада и улицам посёлка; просмотр мультимедийных презентаций «Правила поведения на природе», мультфильма «Про эколят – защитников природы», видеороликов  о волонтёрском движении «Дети волонтёры»;  беседы: «Какие виды мусора бывают», «Чем вреден мусор», «Планета в опасности», «Кто такие волонтеры?»; чтение художественной литературы: стихотворение «Дом под крышей голубой» В.Орлов, экологические сказки, «Мусорная фантазия» В. А. Усачева; сюжетные рассказы по картинкам. 

Создание эко-волонтёрского отряда «Защитники природы» начиналось с разработки  эмблемы, что символизировало суть волонтёрского движения. В торжественной обстановке  на развлечение детей приняли в эко-волонтёрский отряд. Заинтересованные волонтёрской деятельностью дети совершали такие добрые дела, как уборка территории детского сада, оказывали помощь  детям младших групп в уборке участка от мусора. Совместно с родителями и детьми были созданы листовки «Мусору НЕТ!» и организована и проведена акция «Сделаем наш посёлок чище», в рамках всероссийского экологического марафона «360 минут».  Совместными усилиями нам удалость убрать мусор с территории,  прилегающей к детскому саду. 

Теоретические и практические знания детей закреплялись в самостоятельной и продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, в игровой деятельности, создании коллективных работ, макетов.

С родителями была проделана большая работа, они были вовлечены в проект и стали активными участниками. С ними проводились беседы по данной теме, мы выяснили, как они прививают  детям заботу о природе родного края. Для них были изготовлены буклеты с советами «Как обращаться с отходами дома?». К тематической недели «Космос», мы попросили родителей вместе с детьми изготовить поделки из бросового материала, и получилась выставка «Удивительный космос».  Эта идея родителям  очень понравилась, и они предложили сделать выставку из бытового мусора.

Так же мы привлекли родителей к участию в различных экологических акциях: «Посади дерево», «Благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов».

На заключительном этапе  проекта была оформлена выставка детско-родительских работ «Чудеса из мусора», где были представлены  интересные поделки из бытового мусора. Совместно с родителями было организовано и проведено экологическое развлечение «Земля – наш общий дом», приуроченное к празднику «День Земли».

Для детей, родителей и неорганизованных детей на «День открытых дверей ДОУ» было показано театрализованное представление с участием детей «Как гномик Вася и Мудрая Сова природу охраняли».

В рамках педагогического совета для педагогов ДОУ мы презентовали данный проект.

Заключение 

Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению  к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека.   Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. 

Сотрудничество ДОУ с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Используя различные формы и методы в реализации проекта, мы обеспечили эффективность воспитательного процесса, что позволило детям и родителям включиться в активную образовательную экологическую волонтёрскую деятельность, которая помогает заложить основы формирования начал экологического сознания. 

Таким   образом,  при   системном,  комплексном  проведении намеченной   работы   можно   достичь   намеченных  целей.

Наш проект при целенаправленной деятельности педагогов и родителей, способен помочь детям осознать   себя   взрослыми людьми, волонтёрами,  спасающими  и  оберегающими   природу родного края.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Информационно-технические средства: ноутбук, телевизор, флеш-накопитель.
  2. Кадровое обеспечение: привлечение узких специалистов в участие в проекте.
  3. Центр  экологии и экспериментирования в группе.
  4. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, бесед, сценарии развлечений и т.д.).
  5. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
  6. Подборка опытов и экспериментов.
  7. Наглядный и демонстрационный материал (презентации, иллюстрации, фотографии, лэпбуки, картины и т.д.).
  8. Центр художественного творчества.

Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 128с.
  2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007 – №3.
  3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
  5. Рыжова Н.А., Программа «Наш дом — природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005 — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...