Проект "Волшебница водица"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_proekt.docx69.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе «Волшебница водица»

Подготовила воспитатель

\МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Хоптинская Ю.В.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Волшебница водица»

Продолжительность проекта: краткосрочный ( – #1075;).

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Возраст детей: 4-5 лет

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Реализован по областям: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.

Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей, формировать представления детей о воде, о важности воды для всех живых организмов, расширить знания детей о свойствах воды.

Задачи проекта:

• Дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.

• Ознакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет).

• Ознакомить детей с состоянием воды (пар, лёд, снег, жидкая форма).

• Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Воспитывать бережное отношение к воде.

• Наладить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.

Структура проекта:

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

• Определение направленности проекта, целей и задач;

• Подбор игр: подвижных, речевых, сюжетно – ролевых с водой.

• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

• Разработка комплекса мероприятий для детей и родителей.

2. Практический этап

Работа с детьми:

• Беседы с детьми: «Где живут капельки?», «Что мы знаем о воде?», «Откуда берётся вода?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?», «Что растет в воде?», «Можем ли мы прожить без воды?», «Берегите воду».

• Рассматривание энциклопедий, книг картин о воде.

• Чтение художественной литературы:

- История одной Капли

- Как Тучка была в пустыне

- Сила Дождя и Дружбы

- История Маленького Лягушонка

- Экологическая сказка о ежике и зайце

- Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле

• Составление описательного рассказа «Обитатели разных водоёмов».

• Дидактические игры: «Капитан укладывает чемодан», «Плавает, не плавает», «Зверь, рыба, птица, небылица»,

• Сюжетно – ролевые игры: «Отдых на море», «Путешествие в подводное царство», «Отважные мореплаватели»

• Игры с водой: «Кораблики», «Ловим рыбку», «Тоне – не тонет».

• Игры эксперименты, опыты: «Вода – жидкость», «Вода прозрачная», «Вода может изменить свой цвет», «Вода не имеет запаха, вкуса, цвета», «Вода принимает форму», «Вода имеет вес», «Тонет – не тонет», «Вода растворяет вещества», «Куда вода исчезла?», «Воду пьют растения».

• Подвижные игры: «Ручеёк», «Солнышко и дождик», «Капельки разбежались», «Море волнуется», «Водяной», «Кто быстрее вытащит рыбку».

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?» Познавательно – исследовательская деятельность:

1. Занятие «Вода. Круговорот воды в природе».

2. Занятие «Практическая деятельность – Какая вода»

3. Занятие «Кто живёт в воде?».

4. Занятие «Мойдодыр приглашает в гости».

Художественно – эстетическое развитие:

1. Рисование «Осьминожки».

2. Аппликация «Рыбки плавают, резвятся», «Тучка и дождь»

3. Лепка «Морская звезда»

5. Изготовление макета: морское дно.

Работа с родителями:

• Консультация «Игры с водой», «Целебная сила воды».

• Чтение детям дома рекомендуемой литературы по теме проекта.

• Проведение опытов с детьми дома.

3. Заключительный этап.

Ожидаемые результаты:

• Расширятся и углубятся знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.

• Разовьются познавательные умения через экспериментальную деятельность.

• Накопиться опыт бережного отношения к растениям и живым существам.

• Дети научатся беречь воду.

• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

3. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М. : Карапуз-Дидактика, ; М. : Владос, 2001г.

6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.

;Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г.

8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

План работы над проектом

Понедельник

1. Чтение сказки " История одной Капли"

#1040;ппликация: «Тучка и дождь»

#1041;еседа «Вода вокруг нас».

4. Дид. игры: «Знаем! знаем!»

5. Пословицы и поговорки

6. П/и: «Ручеек».

7.

Вторник:

1. стихи о воде

2. Развитие речи: Составление описательных рассказов « Кто живёт в воде»

3. П/и «Щука и карась».

4. Чтение Как Тучка была в пустыне

5. Физкультминутка ««Дождик».

6. Д/И «Плавает, не плавает»

7. Беседа «Вода нужна всем»

Среда:

1. Чтение рассказа" Сила Дождя и Дружбы"

2. Занятие «Практическая деятельность – Какая вода»( Опыты с водой)

3. Беседа «Откуда берётся вода?»

#1057;/Р игра "Морское путешествие"

5. Д/И «Зверь, рыба, птица, небылица»

6. П/и: «Рыбки».

7. Физкультминутка «Капельки».

Четверг:

#1057;/р игра "Подводное царство"

2. Занятие «Вода. Круговорот воды в природе».

3. Консультация для родителей «Игры с водой для детей»,

4. Чтение История Маленького Лягушонка

5. П/И«Рыбки плавают в водице»

Пятница:

1. Экологическая сказка о ежике и зайце

#1041;еседа «Почему воду нужно беречь?»

3. П/и: На болоте».

4. Рисование "Осьминожки"

#1053;аблюдение «Как растения пьют воду»

Понедельник:

#1051;епка «Морская звезда»

2. Занятие «Мойдодыр приглашает в гости»

#1055;/и. «Щука и караси», «Ручеёк»

#1053;аблюдение за облаками

#1057;/р «Отдых на море»

ОПЫТЫ

Опыт №1 «Вода – имеет вес»

.Ребята у вас стоят 2 стакана. Что в них?(один пустой в другом вода)поднимите стаканчики, какой тяжелей?

Вывод: вода имеет вес

Опыт №2 «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему? Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Ребята а вода бывает твердой? что это? да лед это твердое состояние воды. - Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается? Дети: В воду.

Воспитатель: Значит, лед – это тоже вода.

Ребята а вы знаете что пар это тоже вода? А давайте сейчас в этом убедимся Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать ещё, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, покажите их детям. Что мы видим на зеркальце? какой делаем вывод.

Вывод: Вода может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. и парообразном(пар)

Опыт №3: «Вода прозрачная, бесцветная»

-Установим ещё одно свойство. - -у меня стоят два стакана. Что в них?(В одном стакане чистая вода, а в другом- молоко.) Возьмите палочки и положите в оба стакана. Что мы видим с вами, ребята?(В воде видно, а в молоке - нет)-Как вы думаете, почему так происходит?(Дети делают предположения.)-Вы видите ракушку потому, что вода прозрачная. (Прошу 2-3 детей повторить)-Посмотрите, ребята, молоко какого цвета? (белого цвета), а вода, какого цвета?(Предположения детей)

-Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная. (Прошу повторить 2-3 детей)

- Ребята, но вода может стать цветной. Хотите убедиться в этом? Сейчас я покажу фокус. (на столе 3 баночки с крышками. На крышках гуашь. Закрываю баночки и взбалтываю. Вода меняет цвет).Как вы думаете почему вода поменяла цвет?

Вывод: вода прозрачная, не имеет цвета. но меняет цвет, если в нее что-то добавили.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.

Еще одно свойство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит ? Вода принимает форму тех сосудов, в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется.

Опыт №4: «Вода не имеет вкуса»

А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.

Какая она? Соленая, сладкая, горькая? (она безвкусная)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная

Давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой ложечку сахара который лежит у вас на столе, и размешать, вы видите сахар в стакане после размешивания? А куда он делся? Растворился в воде,значит вода растворяет некоторые вещества, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? а если добавить соль какая будет вода,а если лимон?

Вывод оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. и является растворителем.(т.е.тем что растворяет)

Опыт №5: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.

Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы).

Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).

Вывод: вода примет запах вещества которое в нее добавили

Наблюдения

Наблюдения за водой. Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

Наблюдения за испарением воды. Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе. Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.

Наблюдения за ростом растения. Цель: выявить зависимость роста растений от воды. В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. Вывод: без воды цветы погибают.

Наблюдения за облаками. Цель: предложить детям понаблюдать за облаками. Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

Наблюдение, как лёд тает. В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Подвижные игры:

«Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность» - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

«Рыбки плавают в водице». Ставятся модели (речные, морские и аквариумные) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.

Игра малой подвижности “Ручеёк”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их,

образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает

любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика.

Ребёнок, оставшийся без пары, становится ведущим.

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”.

Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой

“щукой”.

Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих

на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Игра «Капельки»

Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают.

Мама-Тучка подсказывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало

поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми

ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились

ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и

попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и

двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом

вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и

Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись

вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

Загадки о воде

#1056;астёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,

заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

2. С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется чёрная земля.

Много-много звёздочек тонких, как стекло.

Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).

#1053;а дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)

#1052;остится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)

5. По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков

течёт вода. (ТУЧИ)

#1043;ромко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)

#1053;ашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)

#1053;а дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)

#1059;тром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)

#1057;ито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.

(НЕБО И СНЕГ)

#1050;ругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)

#1055;осреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,

ОЗЕРО)

#1042;се обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,

мхи. Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)

#1053;и море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

#1059;зкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)

#1055;осреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)

#1042; голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

#1041;егу, я, как по лесенке по камешкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)

#1055;ушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.

(ОБЛАКО)

#1041;ез пути и без дороги ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

#1054;н идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)

22. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)

Дидактические игры

Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры.

Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр, морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: На других - обитатели рек и озёр: Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по воде»

Задачи:

- Развивать умения детей распределять роли и действовать согласно им.

- Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

- Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

- Обогатить личный опыт детей, способствующий развитию сюжетно-ролевой игры.

- Развивать диалогическую речь.

- Воспитывать у детей уважение к труду работников флота.

Оборудование:

Напольный строительный набор, 4 лавочки, штурвал, якорь, рупор, трапп, наушники, верёвка, фуражка для капитана, бескозырки, матросские воротнички, сеть, «спасательные круги», кухонная детская посуда, продукты, флажки, «аптечка», мягкие игрушки – животные, стойка – «пальма», сундук, бутылка внутри, которой находится карта.

Ход игры:

#1047;агадать загадку:

«По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт» (корабль)

- Какие бывают корабли?

-Хорошо или плохо, что есть корабли? (ТРИЗ «Хорошо-плохо»)

«+» - можно путешествовать в другие города, страны по морю, перевозить грузы, ловить рыбу…

«-» - можно попасть в шторм или бурю, налететь на скалу и разбить дно…

- Кто же работает на корабле и что им для этого нужно, мы узнаем, заглянув в сундучок.

Д/Игра «Кому что нужно для работы» Дети достают предмет, называют, что это, кому он нужен на корабле и для чего.

Рупор – капитану… Штурвал – рулевому… Якорь - матросу… Сеть – рыбаку… Кастрюля – коку… Бинокль - капитану… Наушники – радисту…

- А вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся в путешествие по морю. Что нам нужно для такого путешествия? (построить корабль, выбрать тех, кто будет вести корабль)

-Кто на корабле старший? (капитан)

-Какой должен быть капитан? (смелый, сильный, храбрый, умелый)

-Кто из вас сможет справиться с такой ролью?

А кто будет рулевым? (матросом – радистом)

Распределяем роли.

КАПИТАН, РУЛЕВОЙ, МАТРОС (РАДИСТ, КОК, МЕД. РАБОТНИК, КАССИР, ПАССАЖИРЫ

II Дети начинают строить корабль, используя крупный строитель, скамейки, стулья.

Пассажиры покупают билеты в кассе и ждут отправления корабля на причале.

Члены экипажа, занимайте свои места, а капитан пусть командует посадкой на корабль.

Капитан: «Прошу занять места на нашем корабле» Матрос Дима – убрать трапп! Поднять якорь! Полный вперёд»

Звукозапись «Шум моря»

Вьются чайки на просторе.

Поплывём, ребята, в море»

(Капитан следит за курсом корабля по компасу, смотрит в бинокль, рулевой – за штурвалом, кок готовит еду. Пассажиры заняты своими делами. Радист запрашивает сведения о погоде).

Восп: - Ребята, посмотрите, к нашему кораблю прибило водой бутылку. В ней что-то есть! Как же нам её достать? (предложения детей) Вытаскиваем бутылку, открываем её, достаём содержимое.

-Посмотрите, ребята, какая –то карта. Как вы считаете, что на ней изображено»? Там ещё записка «SOS Спасите нас. Наш остров топит водой. Если вы нас не спасёте, то мы все погибнем. Животные»

-Что будем делать? Надо спасать животных. Плывём на выручку?

«Мы на палубе корабля

Мы ребята хоть куда –

Ловкие, умелые, сильные и смелые»

Спросить у капитана, не видно ли острова. Причаливаем к берегу.

Создание проблемной ситуации – не хватает длины трапа. Что делать? (Можно дополнительно использовать пластины. Или плывём. А я плавать не умею – тогда используем спасательный круг)

На острове забираем всех животных. Внимательно посмотрите, всех ли животных мы забрали с острова? Возвращаемся на корабль. Капитан, все ли пассажиры на местах? Возвращаемся домой.

(звуки моря)

- Капитан, отдайте команду причалить к берегу. Вот мы и дома. Наше путешествие закончено. Понравилось вам путешествовать? Что в пути произошло? Капитан и матросы справились со своими обязанностями? А как же быть с животными? Мы на острове не успели их осмотреть. Может им нужна медицинская помощь?

(или ещё на корабле по рации связаться с землёй и сообщить, чтобы подготовили больницу – мы везём заболевших, простывших животных)

А здоровых животных куда устроим? (можно в зоопарк)

Дети берут на себя другие роли и образуют новые сюжеты (Больница, Зоопарк)

Экологические сказки о воде

История одной Капли

(грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту.По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Как Тучка была в пустыне

(сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы

(сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка

(добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!

Все живое нуждается в воде

Экологическая сказка о ежике и зайце

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

— «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— «И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— «Ежик и ты мне подари цветы».

— «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

— «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле. Экологическая сказка

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться,а он и говорит:

— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут.А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

Физкультминутки

«Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

«Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово

Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. соединить руки над головой

— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки. Капельки прыгают, танцуют, разбегаются. Скучно им стало по одному играть и стали они вместе целым ручейком, взявшись за руки по три человека. Тут и ручейкам стало скучно и решили они стать большой рекой, собравшись в круг. А тут солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки под-нимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они на солнышке и вернулись к облачкам. Молодцы!

Беседы

Беседа: «Вода вокруг нас».

Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня! Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь.

Беседа: «Путешествие капельки».

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.

Беседа: «Вода нужна всем».

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. То же самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход. Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

Беседа: «Это волшебница вода».

Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?»

Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? (Дождь, снег, лёд). Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Беседа: «Почему воду нужно беречь?»

Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Объяснить детям, откуда берётся вода в кране.

Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.

Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Пословицы и поговорки

Богато живем – сполна воду пьем.

Большая вода — большая беда.

Была бы водица, а зелень зародится. Вода дороже золота.

Быль, что камень на шее, небылица – проточная водица.

В воду упадет — не промокнет, в огонь попадет — не сгорит.

В решете воду не удержишь.

В тихом омуте черти водятся.

В худой посуде воды не наносишься.

Вешней воды и царь не уймет.

Вешние воды никто не уймет: вода путь найдет.

Вода близка, да гора склизка.

Вода все осиливает, а человек осилит и воду.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Вода вымоет, а хлеб выкормит.

Вода дырочку найдет.

Вода и землю точит, и камень долбит.

Стихотворения о воде.

Вода в морях и океанах

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

Она в посёлках и деревнях,

В больших и малых городах.

Вода — бесценный дар природы,

Все наслаждаются тобой.

Цените воду, это важно,

С водой мы связаны судьбой.

***

Вода

Со дна колодцев

Сквозь маленькие трещинки в камнях

Вода как солнце

Рождается тревожная впотьмах.

Живёт и дышит.

Прозрачна и печальна и светла.

И с тёплой крыши

Стекает, не нашедшая себя.

И лишь под твердью

Камней, песков и прочей чепухи

За гранью смерти

Дано ей стать вместилищем реки.

***

Вода работает на благо…

Вода работает на благо

Человечеству давно.

Очень мощные турбины

С водой, ребята, заодно.

А огромные машины

Током питают города.

ГЭС в движение приводит

Незаменимая вода.

***

Гонит капля дождевая

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею — океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

***

Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вод? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

***

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,

Нужно будет потрудиться.

Ванну станем принимать,

Ножки, ручки отмывать.

С мылом спинку мы потрем,

Грязь везде-везде найдем.

Нелегко воде бывает,

Но дело свое она знает!

Знаем точно, что водица

Грязь не признает на лицах.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!

***

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

Пусть будет чиста или очень грязна,

Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в грязи, где лягушки живут,

Вода грязна очень, для них там уют.

Для рыбок в реке и животных морских,

Вода всегда чистой должна быть для них.

А что в Антарктиде замерзла совсем,

И та, в виде льда, что знакома нам всем,

И эта вода ведь полезная тоже,

Она охлаждает, взбодрить быстро может.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

Мы все за сохранность ее отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

***

Откуда вода?

Нам всем интересно:

Откуда вода?

Из снега берется,

Иль может из льда?

Хотя, и подземным

Ручьем вода бьет,

Так, может, она

Там начало берет?

Вопрос интересный

И чтоб разузнать

Откуда вода,

Надо книжки читать!

Ответы узнаем

Из умных мы книг

И все вокруг тайны

Откроются вмиг!

***

Окружает нас вода

Окружает нас вода

Везде и всегда.

Океаны, Антарктида

Стали очень знамениты.

В воздухе капель не видать,

Но есть вода в нем, надо знать!

***

Путешествие капельки

Вот капелька-малышка

На землю с туч упала.

Бедняжка растерялась,

Что делать ей не знала.

Но мимо пробегал вдруг

Веселый ручеек,

Расстроенную капельку

С собой он уволок.

Куда ее повел он,

То капелька не знала,

Но вскоре миллионы

Таких же увидала,

Похожих друг на друга.

Тут перед ней гигант.

И догадалась капелька,

Что это океан.

Жить в океане тесно

И капелька устала.

Однажды в день чудесный

Так солнце припекало,

Что капелька вдруг стала

Тихонько уменьшаться.

А как уменьшилась она,

Ввысь стала подниматься.

Наверх попала капелька,

А вы узнали вот:

В природе происходит как

Занятие «Кто живет в воде?»

Программное содержание

1. Познакомить детей с рыбками и животными, обитающими в воде.

2. Продолжать учить детей активно участвовать в беседе, активизировать и пополнять их природоведческий словарь.

3. Развивать внимание, мышление, память, учить отчетливо, произносить слова.

4. Воспитывать интерес к обитателям воды, развивать общие познавательные интересы у детей.

5. Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

Вести наблюдение за рыбками в аквариуме. Чтение рассказов, загадывание загадок об обитателях рек и морей. Приготовить картинки рыб и животных, полотно с изображением реки и моря, конверты с разрезными картинками на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает подойти к ней. Загадывает загадку.

Посмотрите, дом стоит

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

- У нас есть такой домик в группе? (Дети подходят к аквариуму.) - Правильно. Это аквариум, а пловцы – рыбки. Посмотрите на них, а я выловлю одну из них, мы ее рассмотрим. (Сачком вылавливает карася – золотую рыбку, помещает его в банку с водой, ставит на стол, дети садятся вокруг стола.)

- Как называется эта рыбка? Что у нее есть, какого цвета? – Это карась, он покрыт желтой - золотой чешуей. Глаза круглые как пуговки. По бокам – плавники и хвост, они помогают рыбе плавать. (Если дети не отвечают или отвечают неточно, то воспитатель сам рассказывает, а дети затем отвечают на вопросы или рассказывают.)

- Какие рыбки живут в нашем аквариуме? (Дети перечисляют названия рыб.) – Эти рыбки живут в теплых морях, а у нас только в аквариуме.

(Воспитатель выкладывает картинки на панно.) – Кто знает как называются эти рыбы? Дети называют, а воспитатель дополняет: судак, лещ, сазан, сом.

- Где живут эти рыбы? – В реках.

- Кто из вас ловил рыбу, и какую поймал? – (2-3 ребенка рассказывают.)

(Воспитатель достает картинки с изображением рыб, живущих в море: акула, горбуша, белуга и т. д. Если дети их не знают, то воспитатель про них рассказывает.

Предлагает детям поселить рыб там, где они живут. Под картинкой – море - морские рыбки. Под картинкой – река – речные рыбы.

Двое детей выполняют задание, все остальные помогают или исправляют ошибки. – Хорошо!

Воспитатель выставляет картинки с изображением животных: бобра, ондатры.)

- Как называются эти животные, и где они живут? (Если дети знают, то рассказывают, если нет, то воспитатель рассказывает.)

( Воспитатель выставляет картинки: кита, дельфина, тюленя. Спрашивает о них или рассказывает. Дает задание – поселить их тоже туда, где они живут.

Воспитатель в обобщающем рассказе вновь рассказывает об обитателях рек и морей. Дает понятие детям, что в воде обитают не только рыбы, но и животные, и делятся они на речных обитателей и на морских.)

- Давайте поиграем. Игра «Караси и щука».)Караси плавают, на сигнал «щука» все караси прячутся за камушки. Игра проводится 2 раза со сменой детей.)

Итог занятия. Рефлексия: Что понравилось на занятии? Что было трудно? Что нового ты узнал?

Занятие «Вода. Круговорот воды в природе»

Цель: Совершенствовать представления детей о воде.

Программные задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, солёная вода.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус )

- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вод (Дети объясняют, делают выводы)

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Рефлексия.

Занятие «Свойства воды» в средней группе

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Реализация проекта Енотик- формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

Задачи:

Образовательные

1. Обобщить и расширить знания детей о свойствах воды

2. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи

3. Учить детей рассуждать, делать выводы

Развивающие

1. Развивать словесно – логическое мышление

2. Развивать у детей внимание, память

3. Развивать и поддерживать активность у детей

Воспитательные

1. Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

2. Воспитывать бережное отношение к воде

Словарная работа:

Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, принимает форму того предмета, в который ее наливают

Предварительная работа:

1. Беседы на тему «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде»

2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Оборудование: мерные стаканы ,ложки , сахар молоко, картинки с изображением воды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоя в кругу выполняют приветствие «Я твой друг»

Собрались все дети в круг

Я твой друг

и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

Ждет знаний целая страна

Сядем дружно на места

Воспитатель:

Ребята, я же вам сказать забыла

Только в садик я зашла

Ко мне Капелька пришла.

Плачет, бедная, грустит,

А потом мне говорит…

Капелька: Я недавно родилась и ничего о себе не знаю. Помогите, мне, ребята.

Воспитатель: Капелька очень грустная, как вы думаете почему (ответы детей)

Вы хотите помочь Капельке? (ответы детей)

Как вы думаете из чего состоит Капелька? (ответы детей /изводы) .

А где она живет? (в воде).

Где же мы можем встретить воду (в реке, море, кране)

(Воспитатель выставляет эти картинки)

Воспитатель: Капелька спрашивает, знаете ли вы, кому нужна вода (деревьям, птицам, людям, животным, растениям)

Да, правильно! Молодцы, без воды все живое погибнет. Вода-это жизнь!

Растениям нужна вода и их нужно поливать водой, иначе они погибнут. (Воспитатель выставляет картинки как поливают растения)

Животные тоже пьют воду (картинка животных у водоема) и, а некоторые в ней живут (рыбы). И людям вода просто необходима, а вы знали что человек состоит на 80% из воды? (ответы детей).

Да ребята, без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами закроем глазки и отправимся в нашу волшебную лабораторию. (дети закрывают глаза, воспитатель включает звук волшебства и на счет 1,2,3 дети открывают глаза)

Кто мне скажет что в нашей лаборатории мы делаем? В ней мы проводим опыты и узнаем много нового. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Не разговаривать слишком громко.

3. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.

-Ребята, проходите за столы.

Опыт№1

Физминутка:

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)

Опыт№2

Опыт№3

Опыт №4

-Ребята, давайте расскажем Капельке, что мы узнали про нее (вода прозрачная, без вкуса, без запаха, и вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Вы сегодня все молодцы. А нам пора возвращаться в нашу группу. Закрываем глазки, раз, два, три возвращаемся в группу.

Что нового вы узнали сегодня?Какой опыт был самым легким, а какой самым трудным?Вам понравилось занятие?

Занятие «Мойдодыр приглашает в гости» (занятие по ознакомлению с окружающим миром, с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе)

Цель: Дать детям первоначальное представление о необходимых для организма человека витаминах.

Задачи:

Образовательная: #1079;акреплять умение называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); рассказывать об их роли в организме.

#1047;акрепить понятие: «право», «лево»; слова знакомой потешки.

Развивающая: Развивать внимание, память, речь.

Воспитательная: Воспитывать культурно – гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим.

Оборудование: Тазики с водой, куклы, губки, тарелочки для губок, салфетки для рук, фартуки, овощи: капуста и морковь, апельсины.

Предварительная работа: Слушание произведения «Мойдодыр»; рассматривание иллюстраций органов чувств (глаза,рот,нос,ухо); заучивание потешек.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Раздаётся стук).Ребята, к нам кто – то пришёл (Входит Мойдодыр).

Мойдодыр: Здравствуйте, дети. Дети здороваются. Вы меня узнали?

Дети: Да.

Мойдодыр:

Я Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Ребята, а вы любите умываться?

Дети: Да.

Мойдодыр: Дима, покажи свои глазки (показ). А, где глазки у Дениса, Варе? (показ). А сколько их? А, где ребята ваши ушки? (показ). Молодцы. А кто покажет, где у него носик? И где он расположен? (показ).

Дети: На лице.

Мойдодыр: Молодцы. Ксюша, а где у тебя ротик? (показ). Вот теперь, я вижу, что вы знаете, где у вас глазки, ушки, ротик и носик. Ой, ребята, ведь у меня очень много дел и я один не успеваю. Вы мне поможете помыть кукол?

Дети: Да. (Дети проходят с воспитателем за столы, где расставлены тазики с водой для мытья кукол).

Воспитатель: Давайте все вместе расскажем потешку про водичку:

Водичка, водичка,

Умой моё личко,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Мойдодыр: Дети, встали поудобнее. Друг другу не мешайте. Взяли губки в руку и помочили их в тазике с водой. А теперь отжали. Сначала помоем глазки. Вот так моем. Правый помыли, потом левый. Давайте закроем глаза. Ничего не видно, темно. Для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы видеть, смотреть на мир.

Мойдодыр: А сейчас помоем носик. Рома, скажи, для чего нужен нос? А тебе Максим?

Дети: Чтобы дышать.

Мойдодыр: Давайте и мы подышем носом. Молодцы. А теперь, помоем ротик, чтобы он был чистым. А ротик для чего?

Дети: В рот мы кладём пищу и различаем ее вкус.

Мойдодыр: А теперь помоем правое ушко, а потом левое. А ушки для чего?

Дети: Чтобы слышать.

Мойдодыр: Молодцы, дети, а сейчас положили губки в тарелочки и вытерли руки. Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Ребята, а что нужно для того чтобы быть здоровыми?

Дети: Делать гимнастику, правильно питаться, есть овощи и фрукты.

Мойдодыр: Давайте и мы с вами поиграем в игру: «Собери овощи и фрукты» (после игры дети садятся на стульчики). Да, ребята, чтобы быть сильными и здоровыми надо кушать овощи и фрукты.

Мойдодыр: Я пришел к вам не с пустыми руками. Чтобы узнать, что я принес, отгадайте загадки:

Красный спрятан корешок, Сверху виден лишь вершок. А подцепишь ловко, И в руках…

Дети: Морковка (показ воспитателем морковки)

Мойдодыр: Правильно, ребята, в морковке есть витамин А – для зрения и кожи. А теперь послушайте и отгадайте вторую загадку: Там на грядке вырос куст,

Слышно только хруст, да хруст. В щах, в солянке густо – Это я…

Дети: Капуста (показ воспитателем капусты)

Мойдодыр: Молодцы, правильно отгадали. В капусте есть витамин С –этот витамин нужен для сопротивляемости болезням.

Мойдодыр: Молодцы, дети, вы сегодня помогли мне помыть кукол. Все знаете, где у вас находятся глазки, носик, ротик и ушки. И для чего они нужны. Теперь я уверен, что вы вырастите крепкими и здоровыми.

Мойдодыр: Молодцы, ребята! И за вашу работу, я вам принес витамины. (Мойдодыр показывает яблоки)

Воспитатель: Давайте все вместе, скажем Мойдодыру, спасибо.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Царица-водица"

конспект...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....