Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осень. Сезонные изменения в природе»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Материал будет интересен воспитателям и детям старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нерегламентированная деятельность детей старшего

дошкольного возраста

Тема: «Осень. Сезонные изменения в природе»

Цель: систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе.

  1. Познавательная практическая деятельность
  • Наблюдение за солнцем на прогулке

Цель: развивать наблюдательность, активизировать речь воспитанников.

  • Наблюдение «Приметы осени»

Цель: систематизировать представления детей о ранней осени, развивать внимание и наблюдательность.

  • Наблюдение «Осенняя окраска листьев и начало листопада»

Цель: развивать у детей умение замечать изменения, происходящие с деревьями, и сравнивать.

  • Наблюдение за трудом дворника

Цель: назвать орудия труда дворника, трудовые действия, воспитывать уважение к труду дворника.

  • Решение проблемной ситуации «Почему времена года сменяют друг друга»

Цель: формировать представление о том, что солнце - главная причина смены времен года, в разные сезоны солнце светит и греет по-разному.

  • Практическая работа в календаре природы.

Цель: развивать умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

  • Экскурсия по экологической тропе «Осенние изменения в природе»

Цель: продолжать формировать умения замечать сезонные изменения в живой и неживой природе осенью, развивать наблюдательность, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми объектами.

  • Исследовательская деятельность «Как листья становятся питанием для растений»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

  1. Общение
  • Речевое упражнение «Какая осень?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к слову “осень”.

  • Беседа «Почему картофель называют вторым хлебом?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.

  • Беседа «Труд взрослых осенью»

Цель: закреплять представления о труде взрослых в поле, в огороде, в саду осенью, как труд людей зависит от изменений в природе.

  • Беседа «Дары осени»

Цель: дать детям представление об осени как времени года.

года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, семена, рассказать о способах распространения семян, развивать умственную и речевую активность.

  • Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цель: систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

  • Беседа «Лес в жизни человека»

Цель: формировать представление о растениях естественных природных сообществ.

  • Рассуждения «Они же живые. Их надо беречь и защищать».

Цель: воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.

  • Проблемная ситуация «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

Цель: формировать представление об условиях, от которых зависит здоровье человека.

  • Диспут «За что я люблю осень»

Цель: активизировать речь детей; формировать умение рассуждать.

  • Составление рассказов «Осень, мы тебя благодарим…»

Цель: активизировать речь детей.

  • Рассказывание из личного опыта «Как мы искали следы осени»

Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ из личного опыта.

  • Интервью “Любуемся красотой осени”.

Цель: формировать умение составлять описательные рассказы о различных явлениях природы, замечать сезонные изменения.

  1. Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»

Цель: содействовать развитию общения между детьми, формировать представления об овощном магазине и о работе продавца.

  • Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники леса»

Цель: воспитывать бережное отношение ко всем живым существам.

  • Дидактические игры «Когда это бывает?»

Цель: закреплять представления о временах года, их характерных признаках, сезонных изменениях в жизни животных и растений.

«С чьей ветки детки?»

Цель: закреплять умение определять, с какого дерева лист, плод;

различать листья и плоды деревьев по форме, величине, формировать умение сравнивать; активизировать в речи слова: лиственные, хвойные, плодовые деревья.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: активизировать словарь детей, закреплять представления о съедобных и ядовитых грибах.

«Найди дерево по семенам»

Цель: формировать представления о размножении растений семенами.

«Что за овощ, что за фрукт»

Цель: систематизировать представления об овощах и фруктах.

«Вершки и корешки»

Цель: систематизировать представления о строении растений.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Осенние явления природы»

«Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ

Цель: формировать умение играть в игры на противоречия.

«Что в корзину соберем?»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать и обобщать понятия: овощи, грибы, фрукты, ягоды.

  • Подвижные игры:

«Картошка»

Цель: развивать двигательную активность, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

«Горячая картошка»

Цель: формировать правильную осанку, навыки самоконтроля за осанкой, развивать внимание, точность движений.

  1. Художественная деятельность
  • Чтение пословиц и поговорок.

Цель: продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками на тему: «Осень», с переносным смыслом пословиц, развивать логическое мышление и связную речь у детей.

  • Рассматривание и сравнение репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень»

Цель: закреплять представления детей о жанре пейзажа, развивать внимание, умение сравнивать.

  • Заучивание наизусть стихотворения А.Твардовского «Лес осенью»

Цель: развивать память.

  • Чтение и перессказ сказки “Легкий хлеб”

Цель: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.

  • Рисование «Осенний ковер»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (монотипия), развивать творчество, фантазию.

  • Лепка «Осенние сувениры»

Цель: формировать умение изготавливать декоративные пластины, украшенные отпечатками листьев, закрепить навык работы стекой для нанесения узора.

  • Изготовление поделок из природного материала.

Цель: развивать творчество, фантазию.

  • Рисование “грустного” и “веселого” дерева.

Цель: развивать эмоциональную сферу, умения выражать настроение цветом.

  • Аппликация из осенних листьев “Клоун”.

Цель: расширять представления об изобразительных возможностях

аппликационной деятельности, свойствах материалов.

  1. Трудовая деятельность
  • Хозяйственно-бытовой труд «Приготовим винегрет»

Цель: формировать умение совместно со взрослым готовить несложные блюда.

  • Труд в природе «Уборка опавших листьев на участке»

Цель: приобщать воспитанников к посильному труду. Воспитывать уважение к труду взрослых.

  • «Перекопаем грядки»

Цель: формировать у детей умение правильно держать в руках лопату и перекапывать землю на огороде.

  • «Пересадим цветущие растения из грунта в уголок природы»

Цель: формировать умение самостоятельно (под контролем взрослого) пересаживать цветущие растения из грунта в вазон, не повредив корневую систему.

  • «Уборка корнеплодов с огорода»

Цель: развивать умение принимать участие в обработке собранного урожая.

  • «Выкапывание луковиц и клубней цветов»

Цель: формировать у детей умение выкапывать клубни цветов из земли лопатой, не повреждая их.

  • Ручной труд «Сбор семян, заготовка природного материала на прогулке»

Цель: формировать умение самостоятельно, последовательно выполнять трудовые поручения взрослых: собирать семена, природный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие на тему экология: "Сезонные изменения в природе в зимний период".

Изображения с сезонными изменениями в зимний период ( лед, метель, сугробы). Карточки с условными обозначениями сезоных изменений  для показа( лед, метель, сугробы) и карточки на каждого ребенка....

Конспект НОД по речевому развитию "Осень. Сезонные изменения в природе" (подготовительная группа)

Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени....

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»Уважаемые родители!Предлагаем Вам закрепить полученные знания детей по данной теме.1. Спро...

Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему "Зима. Сезонные изменения в природе"

Систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях природы в зимний сезон....

"Осень" (сезонные изменения в природе)

Физминутка, пальчиковая и зрительная гимнастики на тему "Осень"...