Конспект познавательного занятия «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект познавательного занятия

                «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

 

 

Программные задачи: учить уважать и ценить чужой и свой труд, знать цену хлебу. Пояснить сложность труда хлебороба: как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб. Воспитывать гордость за малую Родину, уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.

 

Методы и приёмы:

Беседа, показ, пояснение, художественное слово.

 

Предварительная работа:

           Беседа о труде хлебороба, наблюдение за посевом пшеницы, рассматривание иллюстраций «Уборка урожая», «Хлебобулочные изделия»,чтение и анализ сказки В. А. Жихарёва «Бобовое зёрнышко».

 

Словарная работа:

Тракторист, комбайнёр, мельник, хлебороб, пекарь, хлеб душистый, ароматный, воздушный, пшеница озимая, пшеница яровая, элеватор.

 

Материал и оборудование:

Иллюстрированный материал, колоски пшеницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Программные задачи: учить уважать и ценить чужой и свой труд, знать цену хлебу. Пояснить сложность труда хлебороба: как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб. Воспитывать гордость за малую Родину, уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.

Методы и приёмы:

Беседа, показ, пояснение, художественное слово.

Предварительная работа:

Беседа о труде хлебороба, наблюдение за посевом пшеницы, рассматривание иллюстраций «Уборка урожая», «Хлебобулочные изделия»,чтение и анализ сказки В. А. Жихарёва «Бобовое зёрнышко».

Словарная работа:

Тракторист, комбайнёр, мельник, хлебороб, пекарь, хлеб душистый, ароматный, воздушный, пшеница озимая, пшеница яровая, элеватор.

Материал и оборудование:

Иллюстрированный материал, колоски пшеницы.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне и давайте с вами поздороваемся.

Наступило утро! Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне,

улыбнитесь друг другу и гостям, как хорошо, что мы

сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы

и ласковы. Мы здоровы. Вдохните глубоко и с вдохом

забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните

из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных

лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.

- Дети, послушайте внимательно отрывок из стихотворения:

«Путь его довольно долгий,

Вот он в булочной на полке.

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём- здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём- Земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём….

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

-О чём это стихотворение?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Верно, это стихотворение о хлебе. Ребята, скажите, как

называется наш город, в котором мы живём?

Дети: Оренбург.

Воспитатель: Люди каких профессий живут в нашем городе?

Дети: В нашем городе живут учителя, врачи, продавцы.

Воспитатель: Люди, каких профессий работают на полях? Кто выращивает хлеб?

Дети: Тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь.

Воспитатель: Скажите, а как называются люди, выращивающих

хлеб?

Дети: Хлеборобы.

Воспитатель: Ребята, хлеб- это ценный пищевой продукт, без которого

люди не могут обходиться. Хлеб – наше богатство. В

природе ласково говорят – хлебушек. А как вы думаете,

а какой он, хлебушек?

Дети: Хлебушек румяный, свежий, душистый, мягкий, ароматный,

белый, горячий.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем прославлять с вами чудо земли

- хлеб. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая

называется «Узнай профессию» и ответим на вопросы.

Д / игра «Узнай профессию»

На тракторе работает- (тракторист)

На комбайне (комбайнёр)

Пашет землю (пахарь, землепашец)

Работает на мельнице (мельник)

Работает в пекарне (пекарь)

Выращивает хлеб (хлебороб)

(показ слайдов- картинок)

Вопросы:

  1. Что делает тракторист? (Пашет поле)
  2. Что делает комбайнёр? (комбайнёр собирает урожай пшеницы).
  3. Где храниться зерно? (зерно хранится на элеваторе).

Воспитатель: а сейчас мы с вами поговорим о том, что нужно сделать, чтобы вырастить зерно. Скажите, как подготавливают землю?

Дети: В начале нужно землю, вспахать.

Воспитатель: чем пашут землю?

Дети: тракторами, сзади которых прицеплены плуги.

Воспитатель: кто управляет тракторами?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: В какое время сеют пшеницу?

Дети: весной и осенью.

Воспитатель: как называют пшеницу, которую засевают весной?

Дети: Яровой.

Воспитатель: как называют пшеницу, которую засевают осенью?

Дети: Озимой.

Воспитатель: Подумайте, ребята, и скажите, как хлебороб, узнаёт,

что пора убирать урожай?

Дети: когда поле станет жёлтым, колосья полны зёрен и они тугие и сухие.

Воспитатель: Ребята, когда не было таких машин, пшеницу

сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с

поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал

в лукошко зерно, шёл по вспаханному полю и вручную

разбрасывал зерно в стороны. Это была трудоёмкая,

медленная и тяжёлая работа.

(Показ слайдов)

ФИЗМИНУТКА « ТРАКТОРА»

Тара- тара-та- ра- ра ( шагают на месте, топающим шагом)

Выезжают трактора ( топающий шаг)

Будем землю пахать ( имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать. ( делают движения руками, как будто сеют)

Будем рожь молотить, ( руки в кулачках, вращаем перед грудью)

Малых деток кормить. ( имитируют качание младенца).

1 реб. За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром-

Это трактора плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2 реб. На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

3 реб. Сколько в это зёрнышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

4 реб. Посеяли хлеб

Хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора,

Для хлеба комбайны

нужны трактора.

5 реб. Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб- хозяин дома,

Всему он голова!

6 реб. Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве- царь!

Воспитатель: видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на

стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы

должны относиться к хлебу?

Дети: бережно, с уважением.

Воспитатель: «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда!» В

нашей группе эта фраза стала девизом. Надо брать

столько хлеба, сколько сможешь съесть. А если после обеда

остались крошки хлеба, как следует поступить?

Дети: Его можно отдать кошке, птичкам, а можно посушить в духовке и

получатся вкусные сухарики.

Воспитатель: у всех народов хлеб пользуется особым уважением, его

почитали с древних времён и складывали о нём мудрые

изречения. Сейчас мы их вспомним.

  1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  2. Был бы пирог, найдётся и едок.
  3. Без теста пирога не испечёшь.
  4. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  5. Хлеб- всему голова.
  6. Блин не клин, брюха не расколет.
  7. Горька работа...да хлеб сладок.
  8. В землю не положишь...с земли не возьмёшь.
  9. Не ленись с лужком - будешь с пирожком.
  10. Пот на спине так и хлеб на столе.

Воспитатель: Хлеб- одно из величайших творений рук человеческих,

результат труда земледельца, взрастившего золотой

колос с драгоценным зерном.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней.

В. Данько.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем хуторе поощряют труд хлебороба.

Дети: награждают медалями, грамотами, подарками, премиями.

Воспитатель: чаще всего это происходит после уборки урожая, в День

работников сельского хозяйства.

Воспитатель: сегодня я убедилась, что вы многое знаете о хлебе, о том, как сложно его вырастить. Расскажите, как из зерна получают хлеб.

Дети: Зерно измельчают в муку на мельнице, затем везут на хлебозаводы

и пекарни, где выпекают хлеб, булки, калачи, а мы их покупаем в

магазине.

Воспитатель: А как называют людей, выращивающих хлеб?

Дети: Хлеборобы.

Воспитатель: Труд земледельца, тракториста, комбайнёра нелёгок, но

почётен. Я думаю, что когда вы вырастите, кто- то из

вас тоже станет земледельцем. Берегите хлеб, старайтесь

всегда уважать труд других людей.

Вы запомните дети,

Золотые слова:

Хлеб- всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Ребёнок: Взрослым и детям-

Хлеб и мир.

Пусть начинается дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу - дружное УРА!

Воспитатель: Хлебом- солью встречали на Руси жениха и невесту на

пороге дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей.

Это символ благополучия и гостеприимства. Я хочу угостить

вас и гостей вкусным караваем, испечённым из нашей кубан-

ской пшеницы. Попробуйте, какой каравай получился вкусным,

румяным, душистым, мягким, белым, воздушным.

(Дети и гости угощаются караваем. Звучит песня «Ой , ты, рожь!»

муз. А.Долуханяна, сл.А. Пришельца.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми  сможите о...

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Конспект занятия по окружающему миру....

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ. СТАРШАЯ ГРУППА

Программное содержание:Познакомить детей с трудом хлебороба.Подвести детей к пониманию важности и необходимости труда по выращиванию хлеба.Воспитывать уважение к труду земледельцев. Обогащение сл...