Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Журба Анастасия Дмитриевна

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhurba_a.d.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35» п. Бугры

(МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры)

         

Методическая разработка

Конспект занятия

по познавательному  развитию на тему:

«Мы исследователи»

(для детей с ТНР от 5 до 6 лет )

                                                         Выполнил: Журба А.Д.

                                                                             воспитатель

Ленинградская область,

п. Бугры

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР от 5 до 6 лет

"Мы - исследователи"

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека

- закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха,  

  при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в

  окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.   

Развивающие: 

 -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

 -развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать  

  выводы;

 -развивать умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

-воспитывать умение работать в команде

Оборудование и материалы:

Визитка "Ученый-исследователь", коробка для научных материалов, листы и карточки с изображением свойств воздуха, конверт с картинками камешки и стакан с водой (по количеству детей), стакан с водой, камень, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, весы, воздушные шарики, тазик с водой, пустые стаканчики, плакат, семена, земля, горшок для растения.

Ход занятия:

(Звучит колокольчик)

Воспитатель: Приглашаю всех ребят собраться в круг друзей, и поздороваться друг с другом.

                                                    (ИГРА на общение) 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно, если отгадаете, то узнаете тему сегодняшнего нашего занятия.

                       Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко.

Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет. (воздух)

Дети: Воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это, действительно, воздух. А как Вы догадались, что это воздух?

Дети: (ответы детей: дышим воздухом, мы его не видим, но иногда чувствуем носом, когда мама пользуется духами, или слышим запах еды, без воздуха мы не сможем жить)

Воспитатель: Ребята, вот как много вы знаете о воздухе. А что бы вы хотели еще узнать о нем?

Дети: (ответы детей: сделать опыты с воздухом…)

Воспитатель:  Ребята, тогда сегодня я вам предлагаю  продолжить наш разговор о воздухе   как настоящие ученые-исследователи. А Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

Дети: (ответы детей: они ходят в  белых халатах, изучают что-то, делаю опыты и открытия…).

Воспитатель:  Да, ученые- исследователи, люди, работающие в лабораториях, перед ними стоит задача ответить на вопрос, но опытным путем, через эксперимент. Ребята, хотите сегодня побывать в научной лаборатории в роли ученого – исследователя ?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы, туда попасть нам нужно  закрыть глаза, повернуться три раза и вот.. научная лаборатория. Здравствуйте, юные ученые. Я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте наденем нашу специальную одежду: халаты и защитные шапочки    

Воспитатель: вручение визиток. А теперь я вам раздам визитки и нам нужно повторить правила поведения в нашей лаборатории. Согласны? (озвучиваем правила вместе): (выслушать ответы детей и дополнить их).
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: исследовать воздух!!!   С помощью чего мы сможем это сделать. Как, вы думаете?  

Дети: ответы детей …  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в лаборатории люди делятся на несколько групп и каждая группа выполняет свою работу.  Так делают, что бы в исследовании, каждый выполнял свои обязанности, тогда работа получится слаженной и продуктивной.

Ну что, приступим к нашей работе. Обратите внимание!   У нас с вами  есть две лаборатории  Знайка и Почемучка! (воспитатель показывает на специальные оборудованные места. У каждого стола установлена своя табличка с картинкой) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой вот необычный конверт, который поможет вам выбрать в какую лабораторию пойти. Я предлагаю каждому из вас вытащить из него карточку (дети вытаскивают карточки из конверта). А теперь поднимите свои карточки, покажите, что вы вытащили. Посмотрите, карточки разделены на две группы, каждая группа имеет свою тему исследования: первая группа – изображены камешки, а вторая – стакан с водой. У кого нарисованы  камешки проходят в лабораторию Знайка, а у кого стакан в лабораторию Почемучка. Уважаемые коллеги! Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ученые - исследователи, займите свои рабочие места согласно вашим карточкам и приступайте к исследованиям.

 Наши исследователи уже стоят возле рабочих мест, я объясняю, как должна пройти работа.

 Опыт лаборатория Знайка

Воспитатель: Итак, первая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта (камешки, карандаши, лист бумаги со схемой свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять в руки, пощупать, помять, понять какой он на ощупь. Сказать, что это такое, и какие тела, подобные камешку вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это твердое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.

 Опыт лаборатория Почемучка

Воспитатель: Вторая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта стакан с водой, карандаши, лист бумаги с изображением свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять стакан с водой, посмотреть, понюхать, попробовать, какая она. Что она умеет делать. Сказать, что это такое, и какие жидкости, подобные вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это жидкое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.

Воспитатель: Всем понятно, что нужно делать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступайте к работе.

(дети делают опыты)

Воспитатель: Ребята, заканчиваем свои исследования и сдаем свои листы с заключением. Складываем их в коробку для научных материалов. ( воспитатель показывает коробку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь не тратим время и приступаем к работе дальше.

Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начнем.


Опыт:

Воспитатель: (принести коробку с пакетами). Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей - внутри ничего нет, пусто).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей- он надулся).
Какой стал мешок? (ответы детей -мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
Что появилось в наших мешках (ответы детей - воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим?  (ответы детей- нет).
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? (ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).

Дети: Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.

Воспитатель: (На столе разложить карточки с изображением к каждому выводу- пустая карточка воздух невидим, изображение ветра, пустой стакан, весы, человек ). Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений).  Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (ответы детей- да. Предлагают свои варианты).

Воспитатель: Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей-ветер).

Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет».

(вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (ответы детей - она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.

Почему она плывет? (ответы детей- Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха) . Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

Воспитатель: Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Дети: Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

            Физкультминутка
        (дети имитируют движения).

            Ветер тихо клен качает

            Вправо влево наклоняет

            Раз – наклон

            И два – наклон

            Зашумел листвою клен

                        (предлагаю сесть)

Воспитатель: Мы с вами взбодрились! Продолжаем дальше наши исследования?

Опыт:

Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).
Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Дети: Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать, может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Предлагаю опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.

Воспитатель: Возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

Воспитатель: Ребята ,а как думаете есть ли у воздуха вес? (ответы детей ). Ой, а что это у нас такое (воспитатель показывает на весы)? Как думаете для чего они нам нужны? ( ответы детей).  Давайте проверим и взвесим вот эти шары.  На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: Какой шарик тяжелее? (ответы детей- Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. А давайте один шарик надуе
Почему шарик раздулся? (ответы детей - Раздулся потому, что мы туда надули воздух). Давайте еще раз взвесим. Одна чашка немного опускается. Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (ответы детей- тяжелее тот, в котором воздух.

Дети: Делаем вывод - значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес.

Воспитатель: возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

 Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! А теперь давайте подойдем к плакату. Расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
 Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
 Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Воспитатель: А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно? (ответы детей да). Значит,  для чего нам нужен воздух?

Дети: Вывод: без воздуха жить нельзя.


Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю, и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами отлично потрудились и проделали много интересных  и познавательных опытов.

А сейчас давайте обобщим наше занятие и расскажем, чем же мы занимались сегодня. 

Какие опыты мы сегодня провели?

Дети: Мы сегодня провели опыты с камешками, водой, со стаканом, полиэтиленовыми пакетами, с веером и корабликом, воздушным шаром.

Воспитатель: Для чего мы проводили эти опыты?

Дети: Мы проводили эти опыты, чтобы узнать, свойства воздуха.

Воспитатель:  (воспитатель просит ребенка принести коробку с научными материалами). Ребята, а теперь давайте рассмотрим наши научные материалы и вспомним к каким выводам мы пришли благодаря проведенным опытам?

Дети: Мы пришли к выводу, что воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный,. Так же воздух имеет вес, но он легче, чем вода; без воздуха мы не сможем дышать. воздух может загрязняться, а это опасно для здоровья.

Воспитатель: А что необходимо делать, что бы воздух был чистым?

Дети: Сажать больше цветов и деревьев.

Воспитатель:  Ребята, сейчас наступила весна, а это отличная пора для посадки деревьев и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем городе станет намного чище.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я рада, что вы усвоили сегодняшнее занятие. Вы были настоящими исследователями, и у вас отлично получилось провести все опыты и на каждом из них сделать выводы. Теперь настало время нам возвращаться в нашу группу. А что для этого нужно сделать? Нам нужно  закрыть глаза, повернуться три раза…..

 Воспитатель:  Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный..

А как сохранить воздух чистым, мы с вами поговорим на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия по развитию речи.Тема "Транспорт" (первая младшая группа)

Цель:Обогащать и систематизировать словарный запас.Познакомить детей с основными видами транспорта.Активизировать и  обогащать словарный запас ребенка по теме "Транспорт".Развивать вним...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей подготовительной к школе группы на тему:"Как развеселить котёнка"

Тема занятия: "Как развеселить котёнка"Развитие у детей творческой инициативности посредством самостоятельного выбора изобразительно-выразительных средств (традиционных и нетрадиционных худо...

Методическая разработка. Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Детский фитбол" для детей среднего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на чудо-остров".

Конспект занятия содержит игровые упражнения на совершенствование предметно-манипулятивных действий с фитболом. Музыкально-ритмический комплекс с фитболом "Чунга-чанга". Динамические упражнения из ра...