Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35» п. Бугры
(МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры)
Методическая разработка
Конспект занятия
по познавательному развитию на тему:
«Мы исследователи»
(для детей с ТНР от 5 до 6 лет )
Выполнил: Журба А.Д.
воспитатель
Ленинградская область,
п. Бугры
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР от 5 до 6 лет "Мы - исследователи" Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность. |
Задачи: Образовательные: - познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека - закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения. Развивающие: -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; -развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы; -развивать умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей; Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. -воспитывать умение работать в команде Оборудование и материалы: Визитка "Ученый-исследователь", коробка для научных материалов, листы и карточки с изображением свойств воздуха, конверт с картинками камешки и стакан с водой (по количеству детей), стакан с водой, камень, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, весы, воздушные шарики, тазик с водой, пустые стаканчики, плакат, семена, земля, горшок для растения. Ход занятия: (Звучит колокольчик) Воспитатель: Приглашаю всех ребят собраться в круг друзей, и поздороваться друг с другом. (ИГРА на общение) Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — Доброе утро! Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно, если отгадаете, то узнаете тему сегодняшнего нашего занятия. Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко. Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет. (воздух) Дети: Воздух. Воспитатель: Молодцы, ребята. Это, действительно, воздух. А как Вы догадались, что это воздух? Дети: (ответы детей: дышим воздухом, мы его не видим, но иногда чувствуем носом, когда мама пользуется духами, или слышим запах еды, без воздуха мы не сможем жить) Воспитатель: Ребята, вот как много вы знаете о воздухе. А что бы вы хотели еще узнать о нем? Дети: (ответы детей: сделать опыты с воздухом…) Воспитатель: Ребята, тогда сегодня я вам предлагаю продолжить наш разговор о воздухе как настоящие ученые-исследователи. А Вы знаете, кто такие ученые-исследователи? Дети: (ответы детей: они ходят в белых халатах, изучают что-то, делаю опыты и открытия…). Воспитатель: Да, ученые- исследователи, люди, работающие в лабораториях, перед ними стоит задача ответить на вопрос, но опытным путем, через эксперимент. Ребята, хотите сегодня побывать в научной лаборатории в роли ученого – исследователя ? Дети: Да Воспитатель: А чтобы, туда попасть нам нужно закрыть глаза, повернуться три раза и вот.. научная лаборатория. Здравствуйте, юные ученые. Я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте наденем нашу специальную одежду: халаты и защитные шапочки Воспитатель: вручение визиток. А теперь я вам раздам визитки и нам нужно повторить правила поведения в нашей лаборатории. Согласны? (озвучиваем правила вместе): (выслушать ответы детей и дополнить их). Дети: ответы детей … Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в лаборатории люди делятся на несколько групп и каждая группа выполняет свою работу. Так делают, что бы в исследовании, каждый выполнял свои обязанности, тогда работа получится слаженной и продуктивной. Ну что, приступим к нашей работе. Обратите внимание! У нас с вами есть две лаборатории Знайка и Почемучка! (воспитатель показывает на специальные оборудованные места. У каждого стола установлена своя табличка с картинкой) . Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой вот необычный конверт, который поможет вам выбрать в какую лабораторию пойти. Я предлагаю каждому из вас вытащить из него карточку (дети вытаскивают карточки из конверта). А теперь поднимите свои карточки, покажите, что вы вытащили. Посмотрите, карточки разделены на две группы, каждая группа имеет свою тему исследования: первая группа – изображены камешки, а вторая – стакан с водой. У кого нарисованы камешки проходят в лабораторию Знайка, а у кого стакан в лабораторию Почемучка. Уважаемые коллеги! Вы готовы? Дети: Да. Воспитатель: Ученые - исследователи, займите свои рабочие места согласно вашим карточкам и приступайте к исследованиям. Наши исследователи уже стоят возле рабочих мест, я объясняю, как должна пройти работа. Опыт лаборатория Знайка Воспитатель: Итак, первая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта (камешки, карандаши, лист бумаги со схемой свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять в руки, пощупать, помять, понять какой он на ощупь. Сказать, что это такое, и какие тела, подобные камешку вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это твердое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками. Опыт лаборатория Почемучка Воспитатель: Вторая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта стакан с водой, карандаши, лист бумаги с изображением свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять стакан с водой, посмотреть, понюхать, попробовать, какая она. Что она умеет делать. Сказать, что это такое, и какие жидкости, подобные вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это жидкое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками. Воспитатель: Всем понятно, что нужно делать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда приступайте к работе. (дети делают опыты) Воспитатель: Ребята, заканчиваем свои исследования и сдаем свои листы с заключением. Складываем их в коробку для научных материалов. ( воспитатель показывает коробку) Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь не тратим время и приступаем к работе дальше. Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы? Дети: Да. Воспитатель: Тогда начнем.
Воспитатель: (принести коробку с пакетами). Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей - внутри ничего нет, пусто). Дети: Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. Воспитатель: (На столе разложить карточки с изображением к каждому выводу- пустая карточка воздух невидим, изображение ветра, пустой стакан, весы, человек ). Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов. Опыт: Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух? Воспитатель: Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей-ветер). Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (ответы детей - она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно. Почему она плывет? (ответы детей- Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха) . Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса. Воспитатель: Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса. Физкультминутка Ветер тихо клен качает Вправо влево наклоняет Раз – наклон И два – наклон Зашумел листвою клен (предлагаю сесть) Воспитатель: Мы с вами взбодрились! Продолжаем дальше наши исследования? Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку). Воспитатель: Возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов. Опыт: Воспитатель: Ребята ,а как думаете есть ли у воздуха вес? (ответы детей ). Ой, а что это у нас такое (воспитатель показывает на весы)? Как думаете для чего они нам нужны? ( ответы детей). Давайте проверим и взвесим вот эти шары. На чашки весов кладем шары и взвешиваем. Дети: Делаем вывод - значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес. Воспитатель: возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов. Опыт: Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! А теперь давайте подойдем к плакату. Расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм. Дети: Вывод: без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами отлично потрудились и проделали много интересных и познавательных опытов. А сейчас давайте обобщим наше занятие и расскажем, чем же мы занимались сегодня. Какие опыты мы сегодня провели? Дети: Мы сегодня провели опыты с камешками, водой, со стаканом, полиэтиленовыми пакетами, с веером и корабликом, воздушным шаром. Воспитатель: Для чего мы проводили эти опыты? Дети: Мы проводили эти опыты, чтобы узнать, свойства воздуха. Воспитатель: (воспитатель просит ребенка принести коробку с научными материалами). Ребята, а теперь давайте рассмотрим наши научные материалы и вспомним к каким выводам мы пришли благодаря проведенным опытам? Дети: Мы пришли к выводу, что воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный,. Так же воздух имеет вес, но он легче, чем вода; без воздуха мы не сможем дышать. воздух может загрязняться, а это опасно для здоровья. Воспитатель: А что необходимо делать, что бы воздух был чистым? Дети: Сажать больше цветов и деревьев. Воспитатель: Ребята, сейчас наступила весна, а это отличная пора для посадки деревьев и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем городе станет намного чище. Воспитатель: Молодцы, ребята. Я рада, что вы усвоили сегодняшнее занятие. Вы были настоящими исследователями, и у вас отлично получилось провести все опыты и на каждом из них сделать выводы. Теперь настало время нам возвращаться в нашу группу. А что для этого нужно сделать? Нам нужно закрыть глаза, повернуться три раза….. Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный.. |
А как сохранить воздух чистым, мы с вами поговорим на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия по развитию речи.Тема "Транспорт" (первая младшая группа)
Цель:Обогащать и систематизировать словарный запас.Познакомить детей с основными видами транспорта.Активизировать и обогащать словарный запас ребенка по теме "Транспорт".Развивать вним...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить знания детей по теме: "Раняя весна", обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"
Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....
Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей подготовительной к школе группы на тему:"Как развеселить котёнка"
Тема занятия: "Как развеселить котёнка"Развитие у детей творческой инициативности посредством самостоятельного выбора изобразительно-выразительных средств (традиционных и нетрадиционных худо...

Методическая разработка. Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Детский фитбол" для детей среднего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на чудо-остров".
Конспект занятия содержит игровые упражнения на совершенствование предметно-манипулятивных действий с фитболом. Музыкально-ритмический комплекс с фитболом "Чунга-чанга". Динамические упражнения из ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по сказке «Снежная королева»»
Формирование у детей представления об измерении длины предметов с помощью линейки....

