Экологический проект "Огород на окне"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Параунина Наталия Олеговна

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем  огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность  предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_gruppa.docx745.67 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №112»

Экологический проект

Тема: «Огород на окне»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа (5-6лет)

                                                                                           Подготовила:

воспитатель Параунина Н.О.

                            Ярославль. 2024 г.

« Удивляется народ:

   Что за чудо - огород?

   Здесь редис есть и салат,

  Лук, петрушка и шпинат.

  Помидоры, огурцы

  Зреют дружно - молодцы!

  И картофель и капуста

  Растут на грядках густо – густо.

  И все дружно говорят:

  « Мы растем здесь для ребят.

  За усердие и труд

  Урожай весь соберут!»

                        Проект: долгосрочный.

                    Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем  огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность  предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

- расширить знания детей о культурных растениях;

- продолжить знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, фасоль, помидоры, цветы);

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений;

- формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- способствовать развитию творческих способностей, поощрять разнообразие детских работ;

            -развивать желание детей  вместе с взрослыми выполнять посильные    

             трудовые поручения;

- развивать познавательные способности детей, наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений;

- учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

            -воспитывать самостоятельность и ответственность, видеть результаты  

              своего труда;

             -воспитывать бережное отношение к природе и к труду взрослых, его    

               результатам.

            Словарные слова: пульверизатор,  удобрять, грунт, почва.

            Оборудование: Земля, контейнеры, грабли, семена, удобрения, лейка,  

             опрыскиватель.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

2.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

3.Дети научаться сажать и ухаживать за растениями, познакомятся с условиями их содержания.

4. Создание в группе огорода на окне.

5. Ведение дневника наблюдений за растениями на окне.

6. Дети увлечены практической деятельностью по выращиванию растений на окне.

            7.Научаться видеть  пользу и красоту зелени видеть результаты своего

               труда. Дети научатся выполнять поручения совместно с взрослыми и с  

               детьми.

            8.Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные  

                эмоции от увиденных результатов.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (1-неделя):  

 -  определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;                                                                                                                                                    

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной, исследовательский (2- 7 недели):

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

-д/и «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Вредно-полезно», «Вершки и корешки», «Сколько».

- уход за растениями,  наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный (8 неделя):

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фото отчёта по реализации проекта.

План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта.  Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители.

2.

Подбор наглядно-дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатели, родители.

2 этап. Основной.

11.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах  растений.

Воспитатели.

22.

Образовательная

деятельность: «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

Воспитатели.

33.

Практическая деятельность: посадка лука, гороха, фасоли, томатов, тыквы и других культур.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Воспитатели.

44.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Воспитатели.

55.

Труд на «огороде на окне»

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатели.

66.

Опытническая и

экспериментальная деятельность детей

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.

Воспитатели.

77.

Наблюдение «Как

развиваются растения»

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

Воспитатели.

88.

Сюжетно-ролевая игра «Огородники»

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.

Воспитатели.

3 этап. Заключительный

11.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка

«зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

22.

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематичес-кую выставку детских работ и работ, изготов-ленных совместно с роди-телями.

Воспитатели, родители.

33.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки

Подведение итогов работы по проекту

Воспитатели, родители.

Результаты реализации проекта «Огород на окне»

1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.

2. В группе был организован «Огород на окне».

3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.

4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.

5. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к растениям, уважат труд взрослых.

6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневнике наблюдений»

7.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

- Оформление огорода (приобретение земли и необходимого оборудования, посадочного материала), индивидуальные беседы.

- Консультация «Зеленый мир на окне», участие в наблюдениях.

- Организация выставки творческих работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры:

  • П/и «Огурчик»

 Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

  • Д/И ««Собери из частей целое»

 Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

  • Д/И «Вершки и корешки»

 Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки. Консультация «О луке – детям»

  • Хороводная игра «Огородная хороводная»

 Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.

  • Д/И «Мой любимый овощ»

 Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

 Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

  • Д/И «Найди по описанию»

 Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

  • Подвижная игра «Овощи — фрукты»

 Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

  • Игра м/п «Огород у нас в порядке»

 Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

  • Д/И «Четвертый лишний»

 Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.

  • Хороводная игра «Кабачок»

 Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

  • Сюжетно-ролевая игра «Приготовим  щи для кукол»

 Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

Художественная литература:

А.Прокофьев «Огород»

А. Прокофьев «Капуста»

Н.Нищева «В огороде нашем…»

Я.Бжехва «Помидор»

Н.Носов «Хитрый огуречик»

Б Заходер «Детки в клетке»

Е.Стюарт «Огород»

К.Тангрыкулиев «Капуста»

К.Тангрыкулиев «Огурец»

Э.Островская «Картошка»

Ю.Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла»

В.Волина «Наша грядка»

Дж. Родари «Чиполлино»

Р. н. с. «Вершки и корешки»     

Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»

Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»

 «Репка»  

   Белорусская сказка «Пых»

    Украинская сказка «Колосок»

 Беседы: 

  • «Земля – какая она».

 Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);

  • «Семена растений отличаются друг от друга»

 Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.

  • «Овощи, фрукты, полезные продукты»

 Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

Загадки:

  • Красная мышка с белым хвостом
    В норке сидит под зелёным листом
    Снаружи красна, внутри бела,
    На голове хохолок - зелёненький лесок. (Редис)

  • Кругла, а не месяц,
    Желта, а не масло,
    С хвостом, а не мышь. (Репа)

  • Маленький, горький луку брат.
    Взрастает он в земле, убирается к зиме.
    Головой на лук похож. если только пожуёшь
    Даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

  • На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков.? (Горох)

  • В огороде – жёлтый мяч.

 Только не бежит он вскачь.

 Он как полная луна,

 Вкусные в нём семена. (Тыква)

 

Красна девица сидит в темнице,

 А коса на улице.  (Морковь)

 

 В земле сидит дед,  во сто шуб одет.

 Кто его раздевает,  тот слёзы проливает.  (Лук)

  

 Фиолетовый кафтан

 Носит овощ …(Баклажан)

 

 На грядочке зелёные,

 А в баночке солёные.  (Огурцы)

 Сто одежек -

 Все без застежек.  (Капуста)

 

  Она прячется от солнца

 Под кустом в глубокой норке,

 Бурая – не мишка,

 В норке - но не мышка.  (Картошка)

Стихи:

  • А. Максакова
    Посадила в огороде; помидоры и картофель,
    Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
    Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
    А Максим ест огурец  наш мальчишка молодец.
    Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
    Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
    Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.

 

  • Т. Казырина

    А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
    Как на первой горох, уродился, не плох!
    На второй редиска, друг от друга близко.
    А на третьей репка, и сладка и крепка.
    На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
    Пятая с морковкой, подрастает ловко.
    На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и  друг.
    На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
    На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
    На девятой арбуз полосатый карапуз.
    А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
  • Ж. Дарк

    Летом 
    огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
    помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
    А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
    Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!

    Пальчиковые игры

  • Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).

На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
 

  • "В сад  идем мы погулять"

 Раз, два, три, четыре, пять.
В  сад  идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

 

     

                                     Физкультминутки

  • Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

  • Вот так яблоко вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

 Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Фотоотчёт

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_170639.jpg

Рассматривание семян

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_171542.jpg

Выбор овощей для посадки

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180405_102205.jpg

Рисование овощей

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180405_102235.jpg

Продуктивная деятельность (лепка)

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140541.jpg

Посадка  лука

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140634.jpg

«Травянчики» с газонной травой

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140735.jpg

Веточки сирени

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140707.jpg

Веточки берёзы

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140653.jpg

Веточки сирени

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180119_140658.jpg

Веточки берёзы

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180323_140959.jpg

тыква

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180323_141015.jpg

горох

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180323_141007.jpg

фасоль

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_170142.jpg

горох

F:\огород\фото 314.JPG

Посадка лука

F:\огород\фото 315.JPG

Посадка лука

F:\огород\фото 321.JPG

Сажаем петунию

F:\огород\фото 322.JPG

Сажаем петунию

F:\огород\фото 323.JPG

Сажаем петунию

F:\огород\фото 324.JPG

Сажаем петунию

F:\огород\P1020187.JPG

Растениям нравится

F:\огород\P1020189.JPG

Рассада помидоры

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_170121.jpg 

Фасоль созрела

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_170023.jpg

Поливаем растения

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180323_141030.jpg

Помидоры окрепли

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\огород на окне\20180404_170302.jpg

Поливаем растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.

Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".

Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март).            Тема  проекта. «Огород на окне»....

Экологическая акция "Витамины на окне"

В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....

Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»

Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...