Экологический проект "Огород на окне"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 745.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №112»
Экологический проект
Тема: «Огород на окне»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа (5-6лет)
Подготовила:
воспитатель Параунина Н.О.
Ярославль. 2024 г.
« Удивляется народ:
Что за чудо - огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель и капуста
Растут на грядках густо – густо.
И все дружно говорят:
« Мы растем здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут!»
Проект: долгосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- расширить знания детей о культурных растениях;
- продолжить знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, фасоль, помидоры, цветы);
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений;
- формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- способствовать развитию творческих способностей, поощрять разнообразие детских работ;
-развивать желание детей вместе с взрослыми выполнять посильные
трудовые поручения;
- развивать познавательные способности детей, наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений;
- учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
-воспитывать самостоятельность и ответственность, видеть результаты
своего труда;
-воспитывать бережное отношение к природе и к труду взрослых, его
результатам.
Словарные слова: пульверизатор, удобрять, грунт, почва.
Оборудование: Земля, контейнеры, грабли, семена, удобрения, лейка,
опрыскиватель.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3.Дети научаться сажать и ухаживать за растениями, познакомятся с условиями их содержания.
4. Создание в группе огорода на окне.
5. Ведение дневника наблюдений за растениями на окне.
6. Дети увлечены практической деятельностью по выращиванию растений на окне.
7.Научаться видеть пользу и красоту зелени видеть результаты своего
труда. Дети научатся выполнять поручения совместно с взрослыми и с
детьми.
8.Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные
эмоции от увиденных результатов.
Этапы работы над проектом
Подготовительный (1-неделя):
- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной, исследовательский (2- 7 недели):
- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);
-д/и «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Вредно-полезно», «Вершки и корешки», «Сколько».
- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный (8 неделя):
- подведение итогов, итоговая беседа;
- выставки творческих работ детей;
- составление фото отчёта по реализации проекта.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | ||
1 этап. Подготовительный. | |||||
1. | Беседа с родителями по организации «огорода на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители. | ||
2. | Подбор наглядно-дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» | Воспитатели, родители. | ||
2 этап. Основной. | |||||
11. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Воспитатели. | ||
22. | Образовательная деятельность: «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | Воспитатели. | ||
33. | Практическая деятельность: посадка лука, гороха, фасоли, томатов, тыквы и других культур. | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. | Воспитатели. | ||
44. | Наблюдение за ростом и развитием растений. | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Воспитатели. | ||
55. | Труд на «огороде на окне» | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Воспитатели. | ||
66. | Опытническая и экспериментальная деятельность детей | Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | Воспитатели. | ||
77. | Наблюдение «Как развиваются растения» | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» | Воспитатели. | ||
88. | Сюжетно-ролевая игра «Огородники» | Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. | Воспитатели. | ||
3 этап. Заключительный | |||||
11. | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | ||
22. | Творческие работы детей «Наш огород» | Организовать тематичес-кую выставку детских работ и работ, изготов-ленных совместно с роди-телями. | Воспитатели, родители. | ||
33. | Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки | Подведение итогов работы по проекту | Воспитатели, родители. | ||
Результаты реализации проекта «Огород на окне»
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне».
3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к растениям, уважат труд взрослых.
6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневнике наблюдений»
7.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьёй:
- Оформление огорода (приобретение земли и необходимого оборудования, посадочного материала), индивидуальные беседы.
- Консультация «Зеленый мир на окне», участие в наблюдениях.
- Организация выставки творческих работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры:
- П/и «Огурчик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
- Д/И ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
- Д/И «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки. Консультация «О луке – детям»
- Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
- Д/И «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
- Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
- Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
- Игра м/п «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
- Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
- Хороводная игра «Кабачок»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
- Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»
Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.
Художественная литература:
А.Прокофьев «Огород»
А. Прокофьев «Капуста»
Н.Нищева «В огороде нашем…»
Я.Бжехва «Помидор»
Н.Носов «Хитрый огуречик»
Б Заходер «Детки в клетке»
Е.Стюарт «Огород»
К.Тангрыкулиев «Капуста»
К.Тангрыкулиев «Огурец»
Э.Островская «Картошка»
Ю.Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла»
В.Волина «Наша грядка»
Дж. Родари «Чиполлино»
Р. н. с. «Вершки и корешки»
Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
«Репка»
Белорусская сказка «Пых»
Украинская сказка «Колосок»
Беседы:
- «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);
- «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
- «Овощи, фрукты, полезные продукты»
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
Загадки:
- Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок. (Редис)
- Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
- Маленький, горький луку брат.
Взрастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож. если только пожуёшь
Даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
- На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.? (Горох)
- В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В земле сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
Стихи:
- А. Максакова
Посадила в огороде; помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.
- Т. Казырина
А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох!
На второй редиска, друг от друга близко.
А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз.
А десятая отныне, нам подарит даже дыни! - Ж. Дарк
Летом огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!
Пальчиковые игры
- Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)
Но купили мы арбуз — (большие пальцы)
Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
- "В сад идем мы погулять"
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
- Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
- Вот так яблоко вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Фотоотчёт
Рассматривание семян | Выбор овощей для посадки |
Рисование овощей | Продуктивная деятельность (лепка) |
Посадка лука | «Травянчики» с газонной травой |
Веточки сирени | Веточки берёзы |
Веточки сирени | Веточки берёзы |
тыква | горох |
фасоль | горох |
Посадка лука | Посадка лука |
Сажаем петунию | Сажаем петунию |
Сажаем петунию | Сажаем петунию |
Растениям нравится | Рассада помидоры |
Фасоль созрела | Поливаем растения |
Помидоры окрепли | Поливаем растения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.
Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".
Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март). Тема проекта. «Огород на окне»....

Экологическая акция "Витамины на окне"
В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....
Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»
Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)
Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе "Наблюдение за снежными узорами на окнах".
В помощь педагогам средней группы...
Сборник дидактических игр для экологического окна
Сборник дидактических игр...


























