Проект Исследовательски – творческий среди детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Исследовательски – творческий, групповой, среди детей подготовительной группы
«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с животными – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришла к выводу, что использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей знаний.
Поэтому возникла идея – создания системы педагогических мероприятий по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление природы родного края методом проектной деятельности.
Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Реализуя каждый проект, я формировала экологические знания детей, так как проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
1 этап подготовительный – изучение методической литературы; педагогическая диагностика детей; анкетирование родителей; обогащение РППС по познавательному развитию и социально-коммуникативному; разработка перспективного плана.
2 этап основной – реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами, социумом
3 этап заключительный – рефлексия, итоговая педагогическая диагностика
Целью первого этапа – определить уровень экологического развития каждого ребёнка на начало периода работы. Также необходимо было выявить уровень знаний детей о животных Свердловской области и проектных умений детей.
На основании полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости работы направленной на формирование знаний о животном мире у детей, совершенствование проектных умений детей.
Один из главных путей реализации поставленных задач - является создание развивающей предметно-пространственной среды – организация оборудованного места для игр и занятий, подбор дидактического и наглядного материала.
Прежде всего, был составлен перспективный план. Планирование осуществлялось с учётом: основной образовательной программы ДОО, полученных ранее знаний, умений, навыков, и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, постепенное усложнение материала. При составлении плана предусматривала: игровые задания и упражнения по экологическому развитию детей.
Исходя из перспективного плана, была намечена работа с детьми и родителями. Во время реализации проектной деятельности была пополнена развивающая предметно – пространственная среда.
Уголок познавательного развития:
- Созданы альбомы про животных, птиц, рыб, обитающих в Свердловской области.
- Созданы альбомы загадок и стихов о животных и птицах.
- Созданы макеты и игровые поля «Дерево», «Луг», «Поляна», «Аквариум», лепбуки о растениях и птицах.
- Пополнена медиатека (Фильмы, мультфильмы, презентации, песни)
Разработаны дидактические игры: «Природа – не природа, «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса».
- Пополнены атрибуты для с/р игр
- Была проведена диагностика методом наблюдения. В результат которой был составлен перспективный план работы с детьми по теме.
Цель: Совершенствовать представления детей о животных, обитающих в лесах Свердловской области
Задачи.
- Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе.
- Расширять и систематизировать знания о животном мире родного края.
- Расширять знания о приспособлении животных к среде обитания.
- Показать цепи питания
- Показать приспособление животных к изменению среды обитания.
- Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Тип проекта
Старший дошкольный
Среднесрочный
Фронтальный
Исследовательски - творческий
Интегративный
Этапы реализации
1 этап подготовительный - разработка конспектов НОД,
2 этап практический - реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами и социумом.
3 этап заключительный – КВН по экологии «Тайны природы».
Перспективный план Январь-Февраль
Формы работы с детьми | Пополнение развивающей среды | Формы работы с родителями |
Познавательное развитие | ||
Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб» Просмотр презентаций: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов» Экологическое развлечение «Происшествие в лесу», «Красная книга Свердловской области» Д/И: «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Что едят птицы», «Чьи хвосты» Отгадывание кроссворда «Птицы и животные» | Презентации: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов», «Красная книга Свердловской области» Д/И «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса». Внесение макета «Аквариум» | Консультация: «Учите детей любить природу», «Покормите птиц зимой» Анкетирование «Маршрут выходного дня» Изготовление совместно с детьми и родителями кормушек для птиц Изготовление макета «Аквариум» Проведена акция «Братья наши меньшие» |
Речевое развитие | ||
Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб». Беседы о животных, птицах, рыбах. Составление рассказов по серии сюжетных картин Самостоятельные рассказы детей по изготовленным альбомам «Животные Свердловской области», «Лес – наш друг», «Птицы», «Рыбы» Д/И «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай». Чтение художественной литературы: стихов, рассказов и сказок – «Любопытный мышонок», Носов «Карасик», Бальмонт «Золотая рыбка», «Сказка о рыбаке и рыбке», Крылов «Лебедь, рак и щука», «Покормите птиц зимой», Чтение загадок | Создание мини – библиотеки «Животные и птицы Свердловской области». Создание Д/И: «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай». | Участие в составлении выставке подобранных книг по теме проекта. «Животный мир Свердловской области». |
Художественно – эстетическое развитие | ||
Занятия: Лепка: «Морское царство», «Зайчик», «Птицы на кормушке» Аппликация: «Рыбки», «Птицы на ветках», «Сказочная птица» Рисование: «Река с рыбками». «Любимое животное», «Лиса и зайчик» Художественно – ручной труд (оригами): «Лиса», «Птица» Рассматривание альбома «Животные Свердловской области» Игры - драматизации «Происшествие в лесу» Слушание: подборки песен по теме. | Внести альбом «Животные Свердловской области» Пополнить центр художественно – эстетического развития разными атрибутами для театра | Создание совместно с детьми книжки «Загадки про животных» Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности детей. |
Социально – коммуникативное развитие | ||
Занятия: «Такие разные животные.» С/Р игры Зоомагазин, Рыбалка Беседы: «Кем я стану когда вырасту». «Зоопарк» Игровая ситуация: «Встреча с интересными людьми» Д/И: «Профессии» | Внесение книги: «Кем быть». Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий | Внесение книги: «Кем быть». Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий |
Физическое развитие | ||
П/И: «Удочка», «Караси и щука», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Охотники и зайцы», «У оленя дом большой», «Кот и мыши» | Изготовление атрибутов к подвижным играм | Памятка для родителей: «Подвижные игры как средство укрепления здоровья ребенка», «Как играть в подвижные игры.» Помощь в изготовлении атрибутов для подвижных игр. |
В начале проекта была просмотрена презентация «В мире животных Свердловской области» в котором говорится о диких животных, обитающих в наших лесах. С этого началась работа над проектом «Животный мир Свердловской области», целью которого было закрепить знания о птицах и животных, обитающих в наших лесах. Ребятишки углубили знания о зимующих и перелетных птицах, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учились различать птиц по внешнему виду. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц. Также дети закрепили знания детей о диких животных нашей области. Расширили представления об их образе жизни. Познакомились с тем, как животные готовятся к зиме. Так же дети углубили знания о рыбах, обитающих в реках Тавда и Нейва: характерные отличия во внешнем виде, окраске.
Дети создавали с родителями книжки-малышки.
Была проведена консультация с родителями и был составлен маршрут выходного дня. Сходить с ребенком в лес.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Наша работа была бы не полная без взаимодействия с родителями.
Через наглядную агитацию, консультации, беседы, даны рекомендации, стараюсь увлечь, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребёнка, донести до них информацию об особенностях развития дошкольника в экологии.
Достижением проекта стали: активное участие родителей на каждом этапе проекта, появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей, особый эмоциональный микроклимат семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью группы, детского сада. Проект объединил и детей и родителей между собой. Родители стали чаще читать дома книги детям, участвовать в жизни группы, с удовольствием выполняли поручения для проекта, больше общались друг с другом, сблизились с детьми в совместной деятельности и изготовлении поделок, некоторые пополнили свой багаж знаний о Свердловской области и приобрели домашних питомцев.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих группу и даже подружиться. В группе создана атмосфера взаимопонимания, и доверия между детьми, педагогами и родителями.
Родители приняли активное участие в создании книжки-малышки, атрибуты для игр, развлечений, дидактических игр, лепбуков.
Взаимодействие со специалистами
Работу по формированию экологической культуры через ознакомление с природой Свердловской области я осуществляла при тесном взаимодействии со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, которые давали необходимые рекомендации по работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А так же помогали в оснащении образовательного процесса необходимым материалом.
3 Этап – заключительный (рефлексионный)
На заключительном этапе работы был проведен сравнительный мониторинг с целью определения уровня сформированности экологических знаний на конец периода работы.
На диаграмме (приложение 2) видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились показатели, которые ранее были значительно ниже.
Работа в данном направлении повлияла на детей, они стали активными, общительными, раскованными, У детей появилась потребность ухаживать за животными.
Список литературы:
1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие / Р.Ю. Белоусова.- Н.Новгород: НИРО, 2009.- 160 с.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: Учитель, 2002
3. Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. «Проектная деятельность дошкольников»
4. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
5. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: Русское слово, 2006
6. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей (Учебное пособие); М., Сфера, 2009 г. 288 с.
7. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.:ТЦ Сфера, 2004
8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004
9.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004
10. Корнилова В. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ") Сфера, 2009.
11.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду (серия Образовательное пространство ДОУ); Волгоград, Учитель, 2009
12.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
13.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Наталья Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 245 с. (Приложение к журналу "Обруч").
14.Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. - Учебно-методический комплект. М., Линка – Пресс; 288 с.
15.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна».- М.: Скрипторий, 2003
16.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». - М.: Скрипторий, 2003
17.Соломенникова. О. А., Экологическое воспитание в детском саду, М, Мозаика-Синтез, 2009 .
18. Федеральная образовательная проrрамма дошкольноrо образования (ФОП ДО). ФГОС. - Мозаика-Синтез, 2023
Приложение 1.
Анкета «Природа в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы, позволяющие определить отношение к окружающей природе в вашей семье. Необходимые сведения дописать.
1. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Знаете ли вы, что такое экологические игры- эксперименты? __________________________________________________________________
6. Есть ли у вас домашние животные? Какие?____________________________________________________________
7. Рассказываете ли вы ребенку о правильном уходе за домашними животными? __________________________________________________________________
8. Какие цветы растут у вас дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Помогает вам ребенок ухаживать за цветами ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей по экологии
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)_____________________________________________________________
2. Есть ли комнатные растения? Какие?______________________________
________________________________________________________________
3. Кто ухаживает за животными или растениями?______________________
________________________________________________________________
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
________________________________________________________________
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
________________________________________________________________
6. С какой целью?_________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Где ребенок обычно проводит лето? _______________________________
_________________________________________________________________
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?____________________________________________________________
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Сравнительный мониторинг детей с целью определения уровня сформированности экологических знаний на начало учебного года и конец периода работы.
На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились отдельные показатели, которые ранее были значительно ниже.
Приложение 3
Оригами Лиса, птица
ооо
В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Буклет ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Буклет для педагогов...

Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный
Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и ...

Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы
Познавательно - исследовательский проект "Лаборотория Почемучки" для детей подготовительной группы...

Исследовательский проект «Сладкая опасность» для детей подготовительной группы.
Вид проекта- исследовательский.Продолжительность проекта– краткосрочный.Актуальность проекта:Конфеты – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит их вкус с детства. Расширить представ...

Познавательно - исследовательский проект "Волшебница вода" для детей подготовительной группы.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является проектный метод, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать тво...



