Экспериментирование с воздухом
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Программное содержание:
1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-
исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия.
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Проходим полетим на воздушном шаре.
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетали
Шар воздушный, как земля
Здесь живут и ты и я.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями .Вы хотите быть исследователями ?
А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку :
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый ,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это ?
Дети: Воздух
Дети: Стихотворение про воздух.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой, когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахрамой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель :У нас тоже будут свои маленькие лаборатории .Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям .Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта ,давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети :Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух ?
Дет: Невидимый.
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку
полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет.
Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух,
захватывайте воздух-невидимку
как можно больше и закручивайте пакет
, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете.
Теперь развяжем пакет и выпустим из
него воздух. Каким стал пакет? Почему
так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким
, плоским, потому что в нем нет воздуха).
вывод: (обращение к детям): воздух
прозрачный, невидимый, воздух-невидимка,
чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Пузырьки в стакане.
. У каждого приготовлено оборудование:
стакан с водой и трубочка.
Опустите трубочку в воду
и подуйте в нее. Что вы видите?
(В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда
взялись эти пузырьки? (Мы дуем
в трубочку, и воздух выходит,
появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух,
который внутри нас.
Опыт №3 с веером.
Сначала дети складывают из
бумаги веер самостоятельно.
Воспитатель предлагает взять в руки
веер, устроить ветер с помощью
веера, помахать веером сначала на
себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете?
(В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
Физкультминутка.
«Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую –шар всё толще, дую –толще, дую – толще.
лопнул шарик, мой дружок.
Опыт №4 мыльными пузырями.
: Ребята, как вы думаете,
почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри
мыльных пузырей? (Воздух)
вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух
на петельку с мыльным раствором,
то мыльная пленка наполняется воздухом,
становится круглой формы .
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята ,а вы знали о том,
что воздух можно услышать?
Музыканты ,которые играют
на духовых инструментах очень
часто его слышат .Как вы
думаете почему ? (Музыкант дует
в отверстие инструмента .
Воздух дрожит ,получаются звуки)
.Звуки распространяются по воздуху .
Вывод: звук возникает, когда дрожит
воздух, и тогда мы можем его услышать.
Дети :Стихотворение про воздух.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом.
В трубочки подуем разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом опыт.
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
-Воздух — невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
-Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.
-Воздух бесцветен.
-воздух не имеет запаха.
-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Программное содержание:
#1054;бучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
#1056;азвивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
#1042;оспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-
исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия.
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Проходим полетим на воздушном шаре.
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетали
Шар воздушный, как земля
Здесь живут и ты и я.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями .Вы хотите быть исследователями ?
А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку :
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый ,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это ?
Дети: Воздух
Дети: Стихотворение про воздух.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой, когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахрамой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель :У нас тоже будут свои маленькие лаборатории .Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям .Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта ,давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети :Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух ?
Дет: Невидимый.
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку
полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет.
Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух,
захватывайте воздух-невидимку
как можно больше и закручивайте пакет
, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете.
Теперь развяжем пакет и выпустим из
него воздух. Каким стал пакет? Почему
так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким
, плоским, потому что в нем нет воздуха).
вывод: (обращение к детям): воздух
прозрачный, невидимый, воздух-невидимка,
чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Пузырьки в стакане.
. У каждого приготовлено оборудование:
стакан с водой и трубочка.
Опустите трубочку в воду
и подуйте в нее. Что вы видите?
(В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда
взялись эти пузырьки? (Мы дуем
в трубочку, и воздух выходит,
появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух,
который внутри нас.
Опыт №3 с веером.
Сначала дети складывают из
бумаги веер самостоятельно.
Воспитатель предлагает взять в руки
веер, устроить ветер с помощью
веера, помахать веером сначала на
себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете?
(В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
Физкультминутка.
«Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую –шар всё толще, дую –толще, дую – толще.
лопнул шарик, мой дружок.
Опыт №4 мыльными пузырями.
: Ребята, как вы думаете,
почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри
мыльных пузырей? (Воздух)
вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух
на петельку с мыльным раствором,
то мыльная пленка наполняется воздухом,
становится круглой формы .
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята ,а вы знали о том,
что воздух можно услышать?
Музыканты ,которые играют
на духовых инструментах очень
часто его слышат .Как вы
думаете почему ? (Музыкант дует
в отверстие инструмента .
Воздух дрожит ,получаются звуки)
.Звуки распространяются по воздуху .
Вывод: звук возникает, когда дрожит
воздух, и тогда мы можем его услышать.
Дети :Стихотворение про воздух.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом.
В трубочки подуем разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом опыт.
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
-Воздух — невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
-Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.
-Воздух бесцветен.
-воздух не имеет запаха.
-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка - детский сад №46»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
На тему : «Воздух - невидимка».
Подготовила и провела:
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Старшая группа №10
Янгляева Р.З.
Саранск, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...

Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Чудесный воздух вокруг нас»
В данном конспекте происходит ознакомление детей с темой "Воздух" (свойства воздуха, как человек использует воздух, роль воздуха в жизни человека) путем эксперименти...

Экспериментирование с воздухом и водой. Поиск воздуха. Средняя группа.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. расширять знания о воздухе; активизировать речь, обогащать словарь....
