Проект по экологии
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект
по экологии
во второй младшей группе
«Времена года»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Наушкинский детский сад»
Проект
по экологии
во второй младшей группе
«Времена года»
Воспитатель: Перебоева Т.В.
Наушки
2021-2022 г г
Тип проекта: Информационно - практико – ориентированный
Исполнители: Дети первой младшей группы, воспитатели, родители Продолжительность: Долгосрочный 2021-2022 г г.
Раздел программы: Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой Тематика: «Познавательное развитие» Экология. Формирование основ экологической культуры
Актуальность: В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны
Цель: Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи: 1. Формирование первичных представлений об особенностях природы. 2. Формирование позитивных установок к различным видам труда. 3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА - У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года; - Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года; - Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. «Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания. Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети). Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ Принцип детоцентризма - в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Принцип кооперации - в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1 этап –организационно – диагностический Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. 2 этап – основной Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания. 3 этап-заключительный Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ С детьми: Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о природе; видео просмотры. С родителями: Беседы и консультации; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Сформированы начальные представления о природном мире. Сформировано положительное отношение к различным видам труда. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми. Владение связной речью, как средством общения. 1. Лучше научить замечать красоту родной природы. 2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки. 3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств. 4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы. 5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике. Пути реализации: Блок № 1 «Осень разноцветная: сентябрь 2022 – ноябрь 2022 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности;
Сентябрь: Рисование ( нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик», Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Аппликация «Осеннее дерево». Д/игра «Что нам осень принесла». П/ игра: «Листья» Экскурсия в осенний парк. Выставка работ «Дары Осени» Разучивание стихотворений об осени Консультация: «Витамины с грядки» Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени»
Октябрь Экскурсия в осенний парк. Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация « Дождик дождик – кап, кап, кап». П/игра «Солнышко и дождик». Сбор гербария Родительское собрание: «ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ВОЗРАСТ - КРИЗИС 3 ЛЕТ» Фото выставка: «Осень золотая». Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».
Ноябрь Животные. Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика». Совместное ухаживание за домашними животными дома. Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью» Блок № 2 «Волшебница - зима: декабрь 2022 – февраль 2023 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Декабрь. Пришла зима Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками» Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Итоговое мероприятие: Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.
Январь. Зимующие птицы. Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек. Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?» Итоговое мероприятие: Выставка детских работ Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Февраль Зимние забавы Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима» Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение в зале «Ловкие ребята»
Блок № 4 «Весна-красна: март 2023 – май 2023 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Март Весна пришла Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? » Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла» Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» Итоговое мероприятие: утренник , посвящённый 8 марта
Апрель Прилёт птиц Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы. П/игра «Птички, раз! Птички, два! ». Изготовление скворечника с ребёнком дома. Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» Итоговое мероприятие: Фильм « Непоседы весной». Праздник «Времена года»
Май. Наш цветник Словесно-речевые игра «Солнечные зайчики» Пальчиковая игра «Шарик». Д/игра «Солнце или дождик? П/игра «Воробушки и кот ». Изготовление скворечника с ребёнком дома. Консультация для родителей о безопасности «Ядовитые растения!» Итоговое мероприятие: Экологическая акция «Посади дерево» Блок № 5 «Ах, лето:
Июнь . Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Июнь «Здравствуй, Лето» Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик». Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка». Труд: полив цветов. Экскурсия в летний лес. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». Итоговое мероприятие: «Солнышко лучистое, в гости приходи!» Июль «Расцвело цветами лето» Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). Хороводная игра «Вейся венок». Потешка «Как по лугу». Труд: полив цветов. Раскрашивание раскрасок «Цветы». Опыт «Нужна ли цветам вода». Уход за огородом и цветником с детьми .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по экологии
проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"
Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»
Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.
Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...

