Методические рекомендации
занимательные факты по окружающему миру

Тарасова Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_oznakomleniya_doshkolnikov_s_prirodoy.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Значение ознакомления дошкольников с природой.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребѐнка в мир природы, сформировать реалистические представления об еѐ объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы дошкольной образовательной организации. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней. Познание природы, проникновение в еѐ причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения. Формы работы по ознакомлению дошкольников с природой. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия (НОД), экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия (НОД)- проводятся в соответствии с содержаниемОбразовательной программой дошкольного образования. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы. Экскурсия –дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема. На экскурсиях осуществляется реализация программныхзадач, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Выбор места экскурсии зависит от еѐ задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Прогулки –ежедневные прогулки эффективно используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе рабочей программы и с учѐтом местных климатических условий. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения. Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведѐнные для этого время. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. Дети 2-3лет только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а дети 3-4лет сами участвуют в этой работе. В среднем дошкольном возрасте все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В группах 5-6лет выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В группе 6-7лет, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы. Методы ознакомления детей с природой Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...