Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Байсиева Залина Арсеновна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему

«Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему

«Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Цель НОД : 

  • Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи НОД: 

  • Обучающие:
  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
  • Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
  • Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
  • Развивающие:
  • Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  • воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Методическое обеспечение: 

цветные картинки с изображением зимующих птиц ( снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока); кормушка; письмо с заданиями от сороки в конверте.

Интеграция образовательных областей: 

ОО « Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.

ОО « Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.

ОО» Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.

ОО « Художественно – эстетическое развитие» - приобщать к музыкальному искусству.

ОО «Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица и т.д. , корм, зерно, семена, оперенье; прилагательные – насекомоядные, зерноядные, белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.

Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.

Здоровьесберегающие технологии: глазная гимнастика, физкультурная минутка - что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.

Вводная часть: 

Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.

Воспитатель: 

- Ребята, встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг) 

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся

(дети берутся за руки) 

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу) 

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Сказка» ребятам группы №5. Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Белобока, а зовут её …(сорока).

 Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?» 

Основная часть: 

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие. Вот вам первое задание.

Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их:

Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске. 

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы.

Воспитатель: А почему вы думаете что это птицы?

Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки. ( Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя.)

Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! С первым заданием справились.

Воспитатель: А как одним словом можно назвать этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему этих         птиц         называют зимующими?

Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Воспитатель: А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!

Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)

Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Слышите голоса? Это голоса птиц.

Воспитатель: Ребята нужно выполнить второе задание Сороки: «Отгадай загадку и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску. Вместе с детьми рассказываем о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц. 

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы с вами вспомним птиц – « Наши соседи». Как зовут нашего первого гостя? Отгадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится,

Собирает крошки, а потом на ветку – прыг

И чирикнет: «Чик-чирик»

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на доске. 

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка.

Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

Выносливая птичка

Усердно ищет корм

И крошки подбирает

Воркует под окном. (Голубь) 

Картинка с изображением голубя появляется на доске. 

Воспитатель. Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.

Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Воспитатель. Следующая наша гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на доске. 

Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее …

(Ворона)

Картинка с изображением вороны появляется на слайде. 

Воспитатель. 

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.

Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.

Воспитатель. Встречайте следующего гостью:

Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На доске появляется картинка с изображением синицы. 

Воспитатель. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

Физкультминутка «Снегири». 

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам 

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны 

Распушили перышки - частое потряхивание руками 

Греются на солнышке - хлопки по бокам 

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. 

Воспитатель: Еще у нас с вами остались зимующие птицы и мы их назовем « Гости с севера». Почему ? Поточу, они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло. 

Встречайте первого гостя с севера:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на доске. 

Воспитатель. Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть( головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).

Глазная гимнастика «Сорока» 

Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело.

С веточки на веточку Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.

(Проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; движение глаз вправо-влево 6-8 раз; движение глазами вверх вниз 6-8 раз проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

поморгать и зажмурить глаза) 

-Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.) 

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

  • Воспитатель: Настало время выполнить последнее задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:
  • Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.) 
  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.) 
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) 
  • Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.) 
  • Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.) 
  • Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.) 
  • У какой птицы снежное имя? ( у снегиря)
  • Понравилось вам путешествие? (Ответы.) 

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам.

Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока». 

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Заключительная часть. 

Воспитатель: В трудную минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром По теме «Зимующие птицы» Младшая группа

В данном конспекте занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе, я предоставила материал по ознакомлению детей с зимующими птицами. Подготовила дидактические игры, физминутку, подвижную...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» в разновозрастной группе.

конспект по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе с презентацией....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимующие птицы» в 1 младшей группе.

Задачи:1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;4. Упражнять в установлении сх...

Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы

Обучающие:Закреплять знания о зимующих птицах;Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;Вызывать желание узнавать новые факты из...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект  НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста)Вводная часть:Воспитатель:- Ребята, встанем дружно вместе в круг(де...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Цель. Расширить знания детей о зимующих  птицах, учить называть и узнавать их....