Знакомство с живой и неживой природой!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе на тему: "Знакомство с живой и неживой природой".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Живая и неживая природа».
Подготовила воспитатель: Тремба-Кугаришина Ирина Геннадьевна 2025г.
Образовательные области: Познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать мелкую моторику пальцев. Познакомить детей с понятием «воздух», его некоторыми свойствами и ролью в жизни животных, развивать любознательность, активное отношение к окружающему миру, продолжать воспитывать любовь к природе; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, развивать творческое воображение, умение фантазировать; развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь; способствовать развитию познавательных интересов; расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
Воспитательные: Воспитывать любознательность, сообразительность, умение слышать и слушать друг друга
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- бумажный кораблик;
- таз с водой;
- бумажный веер по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: А что такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: дорогие ребята сегодня я хотела нарисовать природу, но не успела. Помогите мне пожалуйста доделать картину. А чтобы вы знали, что нужно доделать я загадаю вам загадки-подсказки.
Загадки:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)
Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают.
(Облака.)
Не девочка – с сережками,
Не книжка, а с листочками…
(дерево)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель, сосна)
Вода не размочит
Не съест его пламень.
Нож, саблю наточит,
Зерно мелет
( камень)
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. А без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? А вы ребята видите воздух? Раз мы его невидим, значит, какой воздух? (невидимый).
Мы с вами не видим воздух, но знаем, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
ВЫВОД: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили
Воспитатель: Ребята, что-то мне стало жарко!
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на деревья голые подул, подул, подул.
Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.
Ветерок всё тише, тише,
Дерево всё выше, выше.
Воспитатель: А вам не жарко? (берет веер, машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!
Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Я машу веером, толкаю воздух и воздух движется, получается ветерок. (раздает детям веера, они машут на себя).
Воспитатель: Ребята, а вы любите пускать кораблики? Хотите поиграть со мной?
Опыт 2. «Кораблики»
(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик.)
Воспитатель: Посмотрите, я махнула веером, появился ветер и кораблики задвигались.
- Если я не буду махать веером, толкать воздух, наш кораблик будет стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблик и он снова будет двигаться.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха?
Дети: (Нет)
Воспитатель: Почему?
Дети: Человеку нужно дышать
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 4 «Не дышите»
Воспитатель: А давайте еще проверим, может ли человек существовать без воздуха? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют)
Воспитатель: человеку нужен воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух? Людям, животным, рыбам, растениям.
Воспитатель: Ребята мы с вами отвлеклись, а нам надо доделать картину, слушайте следующую загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: ( Цветы)
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.
(Божья коровка.)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Гриб)
Летом серый, зимой белый.
Длинноухий, "духом смелый"
Как осина он дрожит
Если где-то волк бежит.
(Зайка)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)
В воде мы живем,
Без воды пропадем.
Ответ: Рыба
Рефлексия
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая картина у нас с вами получилась. Давайте вспомним что относится к живой природе (растения, животные, насекомые, рыбы, люди)
А к неживой природе (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух). Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки).
Вам понравилось наше занятие?
Молодцы ребята вы славно потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Знакомство с объектами живой и неживой природы.Комплексное занятие
Комплексное занятие по ознакомлению школьников с объектами живой и неживой природы....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

Знакомства с явлениями живой и неживой природы"
В рамках проекта PRE-SCHOOL, на тематической неделе "Экспериментируем с живой и неживой природой" провела образовательную деятельность ( экспериментальную деятельность ) на тему :"...

Интерактивная игра: "Знакомство с объектами живой и неживой природы"
Задачи: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе. Учить различать природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, ...
