Знакомство с живой и неживой природой!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тремба-Кугаришина Ирина Геннадьевна

Конспект занятия в средней группе на тему: "Знакомство с живой и неживой природой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_nezhivoy_prirodoy.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Живая и неживая природа».

Подготовила воспитатель: Тремба-Кугаришина Ирина Геннадьевна 2025г.

Образовательные области: Познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать мелкую моторику пальцев. Познакомить детей с понятием «воздух», его некоторыми свойствами и ролью в жизни животных, развивать любознательность, активное отношение к окружающему миру, продолжать воспитывать любовь к природе; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, развивать творческое воображение, умение фантазировать; развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь; способствовать развитию познавательных интересов; расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Воспитательные: Воспитывать любознательность, сообразительность, умение слышать и слушать друг друга

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Оборудование:

- схемы живой и неживой природы;

- картинки живой и неживой природы;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

- спасательные нарукавники;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- бумажный кораблик;

- таз с водой;

- бумажный веер по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: А что такое природа? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.

Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: дорогие ребята сегодня я хотела нарисовать природу, но не успела. Помогите мне пожалуйста доделать картину. А чтобы вы знали, что нужно доделать я загадаю вам загадки-подсказки.

Загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)

Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают.
(Облака.)

Не девочка – с сережками,

Не книжка, а с листочками…

(дерево)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель, сосна)

Вода не размочит

Не съест его пламень.

Нож, саблю наточит,

Зерно мелет

( камень)

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. А без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? А вы ребята видите воздух? Раз мы его невидим, значит, какой воздух? (невидимый).

Мы с вами не видим воздух, но знаем, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили

Воспитатель: Ребята, что-то мне стало жарко!

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

Воспитатель: А вам не жарко? (берет веер, машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Я машу веером, толкаю воздух и воздух движется, получается ветерок. (раздает детям веера, они машут на себя).

Воспитатель: Ребята, а вы любите пускать кораблики? Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик.)

Воспитатель: Посмотрите, я махнула веером, появился ветер и кораблики задвигались.

- Если я не буду махать веером, толкать воздух, наш кораблик будет стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблик и он снова будет двигаться.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха?

Дети: (Нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: Человеку нужно дышать

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: А давайте еще проверим, может ли человек существовать без воздуха? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют)

Воспитатель: человеку нужен воздух?

Дети: Да!

Воспитатель: А кому ещё нужен воздух? Людям, животным, рыбам, растениям.

Воспитатель: Ребята мы с вами отвлеклись, а нам надо доделать картину, слушайте следующую загадку:

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: ( Цветы)

Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.

(Божья коровка.)

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

(Гриб)

Летом серый, зимой белый.
Длинноухий, "духом смелый"
Как осина он дрожит
Если где-то волк бежит.

(Зайка)

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)

В воде мы живем,
Без воды пропадем.
Ответ: Рыба

Рефлексия

Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая картина у нас с вами получилась. Давайте вспомним что относится к живой природе (растения, животные, насекомые, рыбы, люди)

А к неживой природе (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух). Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки).

Вам понравилось наше занятие?

Молодцы ребята вы славно потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Знакомство с объектами живой и неживой природы.Комплексное занятие

Комплексное занятие по ознакомлению школьников с объектами живой и неживой природы....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

Знакомства с явлениями живой и неживой природы"

В рамках проекта PRE-SCHOOL, на тематической неделе "Экспериментируем с живой  и неживой природой" провела образовательную деятельность ( экспериментальную деятельность ) на тему :"...

Интерактивная игра: "Знакомство с объектами живой и неживой природы"

Задачи: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе. Учить различать природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, ...