Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

" Карандаш и его друг гвоздик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karandash_i_ego_drug_gvozdik.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Программное содержание.

  • Систематизировать и уточнить знания о свойствах дерева и металла.
  •  Продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность , смекалку
  • Учить детей разрешать противоречия.
  • Активизировать словарь детей(гладкий - шершавый, холодный -теплый, прочный - хрупкий, тяжелый - легкий)

Демонстрационный материал :  посылка, 2 коробки, гвоздь, карандаш, куклы, картинка с изображением реки

Раздаточный материал:

металлические пластины,  деревянные бруски;  палочки, гвозди; ванночки с водой, свеча, спички, эмблемы.

Методические приемы.

Сюрпризный момент, загадки, использование элементов ТРИЗ, экспериментирование, показ кукольного спектакля, вопросы, беседа, игры.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад пришел почтальон и принёс посылку.  На   посылке было написано, что она для нашей группы.

 Давайте её откроем.  (в ней лежит 2 коробки и письмо)

« Дорогие ребята, если вы отгадаете наши загадки, то узнаете, что лежит в коробках.   Винтик и Шпуньтик.»

                            Серый Ивашка

                           Деревянная рубашка

                          Где носом проведет,

                         Там след кладет

                                                   (карандаш)

                           Металлический Антошка

                         Он на очень длинной ножке 

                        По головке постучишь

                       Что-нибудь и смастеришь

                                                                (гвоздь)

Воспитатель. Молодцы ребята загадки отгадали.  А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

 Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь,  а в какой карандаш?

Дети. Нет

Воспитатель. Можно узнать по запаху?

Дети. Нет

Воспитатель. Как же нам узнать?

Дети. Можно посмотреть.

Воспитатель. Вот они гвоздь и карандаш

 (Над ширмой появляются куклы – гвоздь и карандаш. Они спорят.)

  Карандаш: Я самый главный, вон, сколько вещей делают из дерева.

  Гвоздь: Нет, я главней из металла гораздо больше вещей делают.

   Воспитатель. Подождите, подождите, о чем у вас спор.

   Куклы.                 Ой, здравствуйте ребята,

                                Мы с карандашом большие друзья

                                 Но не можем никак решить кто из нас прав

    Гвоздь.   Я говорю, что из металла делают много нужных вещей

    Карандаш. А я говорю, что из дерева делают нужные вещи.

Воспитатель. Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Посмотрите на экран и  назовите, какие предметы делают из дерева?

Слайд № 1 (деревянные предметы)

Воспитатель. А какие предметы делают из металла?

Слайд № 2 (металлические предметы)

Воспитатель. Вот видите, сколько нужных предметов делают и из дерева и из металла.    Поэтому вы оба правы.

Дид. игра «Чудесный мешочек» ( дети поочерёдно на ощупь определяют  по одному предмету и  выкладывают на стол), в результате игры на столе появляются деревянные и металлические предметы. Детям дается задание: разделиться на две группы и рассортировать  предметы

Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).

 Подводим  итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.

Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл , а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют , что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)

 Стругаю палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.

 Проделываю тоже с металлической палочкой.

Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.

Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?

Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются , что металл тонет , а дерево нет.

Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево легкое, а металл  тяжелый.

Воспитатель. Сейчас возьмите в руки деревянную палочку. Попробуйте сломать её. Теперь попробуйте сломать гвоздь.  Почему палочка сломалась?

Дети.  Палочка - хрупкая

Воспитатель. Почему не сломался гвоздь?

Дети. Гвоздь – прочный

 Значит дерево – хрупкое, а металл – прочный.

Воспитатель. Ребята подумайте и скажите, что случиться, если мы палочку поднесем к  огню?

Дети. Палочка – загорелась

Воспитатель. Что случиться, если мы гвоздь поднесем к огню?

Дети. Гвоздь нагрелся.

 Значит, дерево горит, а металл нагревается.

Воспитатель. Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то, что вы  уже знали  о дереве и металле.

 Давайте ещё раз назовем свойства дерева и металла.

Дети. Дерево – шероховатое, теплое, легкое, хрупкое, горит

            Металл- гладкий, холодный, тяжелый, прочный, нагревается.

Воспитатель. Вот поэтому люди, зная свойства дерева и металла стали одни вещи  делать  из дерева, а другие из металла.

Воспитатель. Молодцы.  А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

                                               Физ. минутка   "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

 Куклы. Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем сориться.

Воспитатель. Пока мы отдыхали, наши друзья решили прогуляться. Давайте ребята сядем на стульчики и посмотрим, куда они отправились.

Воспитатель. Шли, они шли и дошли до реки.  Карандаш обрадовался.

  Куклы. Переплывем на тот берег, освежимся.

Воспитатель. Обрадовался карандаш, а гвоздь приуныл

 Почему гвоздь приуныл?

Дети. Он может утонуть.

Воспитатель. Как же ему перебраться на другой берег?

Дети. Его может перевести карандаш.

Воспитатель. Так наши друзья и поступили. И перебрались на другой берег.

 Куклы.  Как я устал, а я есть очень хочу. Давай сварим уху.  Я пойду рыбу ловить, и я пойду.  А кто будет костер разводить?

Воспитатель. Ребята давайте подскажем нашим друзьям. Кому нужно костер разводить.  А кто пойдет рыбу ловить.

Дети. Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится.

           Гвоздь – костер разводить он не боится огня.

Дид. игра: «Поможем друзьям»  (дети делятся на две команды; одна команда помогает карандашу ловить рыбу, другая помогает гвоздю разводить костер).

Воспитатель. Наловили друзья рыбы, развели костер, сварили уху.

                        Поели, отдохнули и видят день клониться к вечеру,

                        пора возвращаться домой.

 Куклы. Вот и закончилось наше путешествие.

                           Спасибо  вам ребята за то, что вы нас помирили,

                            рассказали и показали много интересного.

                           А сейчас нам пора прощаться и на прощания мы хотим вам подарить вот эти эмблемы, чтобы вы нас не забывали.

                           До свидания!

Воспитатель. Вот и закончилось путешествие наших друзей.

                         Наше занятие тоже подходит  к концу

                         Что вам понравилось?

                         Что запомнилось?

                         Какие были трудности?

                         Какое у вас настроение?

 Воспитатель. У меня тоже хорошее настроение, потому что вы порадовали меня вашими знаниями, успехами, стараниями! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группеТема: "Свойства воздуха"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе«Волшебная вода»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...