Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по экспериментированию

    в старшей группе

    «Волшебная вода»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_4rd.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по экспериментированию

    в старшей группе

    «Волшебная вода»

    воспитателя Тараненко Елены Георгиевны

    2011-2012 учебный год


     Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности

    Задачи:

    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.

    Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.

    Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

    Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», лучше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок по очереди назовет, где дома применяют воду ( или сам ребенок, или родители).

    Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.

    Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно (чтение педагога сопровождается показом слайдовой презентации).

    «Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

     (Вода.)

    Мы говорим: она течёт;

    Мы говорим: она играет;

     Она бежит всегда вперёд,

    Но никуда не убегает.

    (Вода.)

    В море я всегда солена,

    А в реке я пресная.

    Лишь в пустыне раскаленной

    Мне совсем не место.

    (Вода.)

    Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

    Дети. О воде!

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».

    В морях и океанах – вода солёная;

    вода в море – … морская;

    вода в океане – …океаническая;

    в реках - …, 

    в родниках -…, 

    в болотах -…, 

    Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны? 

    Ответы детей.

    Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи , ведь детки знают стихи.

    Ребёнок 1: Вода всегда и всем нужна,

    Она прозрачна и чиста.

    Она бежит, течет и льется,

    Из речки, крана и колодца.

    Вода тепла и холодна,

    А так же мокрая она.

    И кто с водой не осторожен

    Намочит быстро их она.

    Ребёнок 2: Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг?

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

     Человеку умирать?

     Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели.

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.


    Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

    Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?

    Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

    Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?

    Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

    Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

    Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

    Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».

    Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

    Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

    Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? 

    Дети выполняют задание воспитателя.

    Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? 
    Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.

    Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?

    Ответы детей: вода стала сладкая.

    Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?

    Ответы детей: вода пахнет кофе.

    Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

    Опыт № 3 «Вода не имеет формы».

    Перед детьми различные сосуды.

    Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?

    Ответы детей.
    Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

    Дети: Ковшиком через воронку.

    Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

    Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».

    Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

    Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?

    Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.

    Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?

    Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.

    Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

    Ответы детей.
    Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?

    Дети добавляют краску, перемешивают.

    Воспитатель: Что изменилось?

    Дети: Вода изменила цвет?

    Воспитатель: Растворилась ли краска?

    Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
    Воспитатель: Растворится ли в воде мука?

    Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

    Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

    Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

    Ответы детей.
    Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются). 

    Опыт №5 «Лед – твердая вода»

    Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?

    Ответы детей.
    Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

    Ответы детей: Влажными.

    Вывод детей: лед – твердая вода.

    Опыт №6«Газообразная вода - пар»

    Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?

    Ответ: Образовались капли воды.

    Вывод: вода может превратиться в пар.

    Подведение итогов и оценка результатов.

    Игровое упражнение «Волны»

    - А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.

    Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? 

    Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.

    Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.

    Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».

    1. Налить в стакан воды.

    2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

    3. Залить формочки цветной водой

    4. Поставить в холодильник.

    5. Утром принести в детский сад.

    Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.

    Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.

    Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой


    Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

    Отзыв

    на непосредственно образовательную деятельность по экспериментированию в старшей  группе «Волшебная вода», проведённую воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского

    муниципального образования Ленинградский район

    Тараненко Еленой Георгиевной

    Целью и задачами образовательной деятельности по экспериментированию «Волшебная вода» было формирование представлений у детей старшей группы о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе), уточнение значения воды для всего живого на земле в совместной игровой деятельности.

    В ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, которые дети совместно с педагогом успешно решали на протяжении всего занятия, реализуя тем самым детскую цель. Интерес к деятельности поддерживался с помощью игровых, информационно-коммуникативных технологий. Участие дошкольников в клубе «Юные лаборанты» заинтересовало дошкольников, содействовало успешному восприятию и усвоению нового знания о свойствах воды.

    Мультимедийная презентация помогла детям в поиске идей для решения проблемы, поставленной перед ними педагогом. Для организации детей педагог использовал разнообразные методы и приёмы, что позволило достичь желаемого результата, вызвать положительные эмоции, активизацию действий.

    При проведении опытов по определению свойств воды педагог, опираясь в работе на личностно-ориентированные технологии, осуществлял индивидуальный подход к детям, который был направлен на эмоциональную, мотивационную отзывчивость на занятие.

    Содержание образовательной деятельности соответствует возрасту, доступно детям, прослеживалось логическое распределение познавательного материала. Чётко и понятно были определены правила и задачи поиска. Речь педагога чёткая, эмоциональная. Внешний вид педагога, его педагогическая культура и такт способствовали созданию благоприятного психологического климата и деловой рабочей обстановке.

    Большое внимание педагог уделял реализации здоровьесберегающих технологий. При проведении образовательной деятельности были соблюдены санитарно-гигиенические требования, воздушно-тепловой режим, учтены правила техники безопасности во время показа мультимедийной презентации. На протяжении всего занятия чередовались различные виды деятельности: использовалось игровое упражнение «Волны».

    Данное занятие способствовало сплочению детского коллектива, имело познавательное значение, обеспечивало мыслительную активность у детей, были созданы условия для детского творчества.

    24. 10. 2011 г.

    Старший воспитатель МБДОУ детский сад

    комбинированного вида № 21                 _______________   / О.В. Тараненко/

    Заведующий МБДОУ детский сад

    комбинированного вида № 21                 ______________    /Л.В. Терещенко/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

    Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группеТема: "Свойства воздуха"....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

    Область познание. Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствовать познавате...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по экспериментированию в старшей группе.Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».Подготовила: воспитатель МБДОУ детский са...