Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Юлия Петровна Таран

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по экспериментированию в старшей группе.

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад № 11 комбинированного вида ст.Новощербиновская Таран Юлия Петровна

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Задачи: закреплять знания детей о магните;  показать магнитное поле вокруг магнита; учить детей находить предметы, притягивающие к магниту, определить материалы, не притягивающие к магниту; определить способность металлических предметов намагничиваться; развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по экспериментированию в старшей группе.

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад № 11 комбинированного вида ст.Новощербиновская Таран Юлия Петровна

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Задачи: закреплять знания детей о магните;  показать магнитное поле вокруг магнита; учить детей находить предметы, притягивающие к магниту, определить материалы, не притягивающие к магниту; определить способность металлических предметов намагничиваться; развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

Материал: магниты по количеству детей; подносы с кнопками, скрепками, детали железного конструктора и др. металлическими предметами; бумага, картон, пластиковые стаканы, деревянные предметы, стеклянные баночки с водой.

Ход занятия.

Ребята у нас случилась беда.

На нашей площадке вчера работал наш плотник Валентин Викторович. Он ремонтировал наш стол  и случайно рассыпал там все содержимое своей рабочей сумки (молоток, плоскогубцы, болтики). Крупные инструменты он собрал. Но болтики не смог собрать они оказались слишком мелкие, наверно он их не заметил.

Что же нам теперь делать? Как нам играть теперь на нашей площадке, мы же с вами можем пораниться. Как вы думаете, как нам их можно собрать? (ответы детей: например руками). Но это же очень долго, их же очень много, мы можем не все заметить, а я не могу позволить вам пораниться.

Воспитатель выслушивает все варианты ответов детей, если нужно, активизирует их активность дополнительными вопросами, тем самым подводя к теме «Магниты».

Говорят, что есть такой волшебный камень, который может собирать разные предметы. Вы хотите с ним познакомиться? (ответ детей: да).

Мы с вами сегодня примерим роль учёных. Вы хотите стать учёными и проводить опыты? (ответ детей: да). Кто знает, где они проводят свои опыты? (ответ детей: в лаборатории).

Молодцы, правильно в лаборатории. А кто знает как себя нужно вести в лаборатории? (воспитатель с детьми повторяет правила поведения в лаборатории: спокойно, тихо, аккуратно, не спешить с опытами без разрешения воспитателя).

Сегодня мы познакомимся поближе с магнитом. Ребята, кто знает, каким свойством обладает магнит? (ответ детей: он может притягивать к себе железные предметы). Кто из вас держал его в руках? (ответ детей). Какой он? (ответ детей: твердый, холодный, темного цвета). Ребята вы просто молодцы уже столько много знаете о магните.

Давайте пройдем  к нашему первому лабораторному столу и проведем первый опыт.

Посмотрите внимательно, что вы видите на столе? (ответ детей:  стаканы с водой и на дне скрепки на тарелке магниты). Ребята подойдите каждый аккуратно к стаканчику и возьмите себе магнит. Прислоните магнит к стенке стакана. Что происходит со скрепками? (ответ детей: прислонились к стенке стакана). Правильно они прислонились к стенке стакана. Медленно двигайте магнит по стенке вверх. Что мы видим? (ответы детей: скрепки поднимались вверх).

Дети, какой вывод можно сделать? (ответ детей: магнит может притягивать железные предметы через стекло и воду).

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (пшено) и закопать в нее скрепки.

Как их можно быстро собрать? В ответе может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Ребята продолжим наши опыты? (ответ детей: да).

Пройдем к следующему столу. Возьмите лист картона положите на него скрепку,  а снизу к нему поднесите магнит и двигайте  его в разных направлениях. Дети, что происходит со скрепкой? (ответ детей: она скрепилась с магнитом и движутся). Как вы думаете, почему движется скрепка? (ответ детей: магнит притягивает скрепку). А если ещё добавить скрепок, на что они будут похожи? (ответ детей: на цепочку).

А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит. (ответ детей: скрепки не двигаются) Почему не двигаются скрепки? (ответ детей: потому, что стол толще, чем картон). Ребята какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы.

Ребята вы, наверное, немного утомились?

Физминутка.

Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал».


Сейчас переходим к следующему эксперименту. Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого из вас есть свой магнит. Нужно поднести свой магнит к предметам (скрепки, болтики, гайки, мех, пластмассовые и деревянные игрушки), те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы, что не притянутся – справа. Молодцы, справились с заданием. А теперь назовите те предметы, которые притягиваются к магниту. (ответы детей: скрепки, болтики, гайки)

Из какого материала они сделаны? (ответы детей: из железа) Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? (ответ детей: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, мех) Молодцы, вы у меня настоящие учёные  умело справились с опытом.

Ребята, а вы хотите узнать, как люди открыли магнит? (ответ детей: да).

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.

Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никакихдругих материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Ну вот, мы с вами побывали учеными, стали очень умными…

Ребята, а что нового  и интересного вы сегодня узнали? (ответ детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, стекло, воду). Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила. А где в нашей группе можно встретить магнит? (ответ детей:  магнитная доска, азбука, компас, настольная игра «Рыбалка».

Молодцы, хорошо потрудились сегодня в лаборатории вам понравилась быть учёными (ответ детей: да). Вы мне тоже очень понравились как отвечали на мой вопросы, как себя вели в лаборатории.

Ребята, а кто мне скажет: что нам может помочь в нашей беде, собрать болтики на площадке? (ответ детей: магнит). Правильно, наш волшебный магнит. Сейчас мы выйдем на площадку и соберем все до единого болтика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"

Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Зима. Зимующие птицы"

Открытое мероприятие конкурса педагогического мастерства "Лучший воспитатель Калининского района" 1 тур...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Зимовье зверей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы.  Раздел «Подготовка к грамоте» Тема: «Зимовье зверей»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Знакомство с числом и цифрой ноль» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группыТема: «Знакомство с числом и цифрой ноль» (образовательная область «Формирова...