Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Знакомство с числом и цифрой ноль» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Тема: «Знакомство с числом и цифрой ноль»

 (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_chislo_i_tsifra_0.docx112.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Тема: «Знакомство с числом и цифрой ноль»

 (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

                                                                                                                                                       Автор:

Колос Людмила Александровна

г. Надым, 2022 г.

Образовательная область

«Формирование элементарных математических способностей»

Возраст детей, группа

5 - 6 лет, старшая группа

Тема

«Знакомство с числом и цифрой ноль».

Цель

Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи

Развивающие:

- развивать мыслительные операции;

- развивать мелкую моторику.

Образовательные:

- формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0;

- сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

- умение работать по числовому ряду от 0 до 9;

- формировать умение анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения;

- желание работать в парах, группах;

- желание достичь поставленной цели.

Материал

Материал к занятию: Мудрая Сова из «Что? Где? Когда?», ИКТ, колокольчик, раздаточный материал: ящики с веретенами, шершавая цифра 0; 2 мольберта; наборы цифр от 0 до 9; мяч, на каждую пару детей - закрытые одинаковые пакетики с разными видами конструктора: магнитный конструктор, деревянный конструктор, лего - дупло; схемы моделирования цифры ноль.

Предполагаемый результат

  1. Дети выделяют проблему, и предлагают различные решения.
  2. Дети умеют взаимодействовать с другими детьми при решении выдвинутых задач.
  3. Дети справились со всеми заданиями.

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Вызвать интерес, внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Звенит колокольчик. Дети собираются около воспитателя.

Колокольчик дал сигнал:

Поработать нас позвал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

И прекрасна, и сильна

Математики - страна.

Все мы в группе, как семья!

Рады все: и ты, и я!

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова (на слайде появляется мудрая сова). И если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, вы ей очень понравились, т.к. очень серьезно относитесь к математике.

Взаимодействие с воспитателем.

Мотивация к познавательной деятельности;

формирование мышления.

Создание положительного эмоционального фона.

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Создать проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию.

Воспитатель: - Мудрая Сова решила открыть у нас в детском саду «Клуб юных Знатоков». Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный, сообразительный, достойный. Мудрая Сова будет проводить отборочный турнир. Состоять он будет из несколько этапов с интересными заданиями.

- Ребята, вы хотите принять участие в турнире и показать свои знания, чтобы попасть в «Клуб юных знатоков»?

Дети: - Да! Хотим!

Постановка детской цели,

участие в беседе, предложение собственных вариантов выхода из затруднения.

Выбор источников передачи информации   из личного опыта.

Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю.

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения.

Тренировка мыслительных операций.

Воспитатель: - Отлично! Ребята, скажите, чем мы занимаемся на занятиях по математике? Чему вы уже научились? Зачем человеку нужно уметь считать и знать цифры? Цифры обозначают числа. Числа нужны людям для счета предметов (ответы детей).

Воспитатель: - Итак, начнем. 1 этап от Мудрой Совы: «Разложи веретена». Воспитатель предлагает детям пройти к столу.

- Ребята, посмотрите. Что вы видите? (Ящики с веретенами, элемент Монтессори).

Воспитатель: 2 ящика, разделенные на 5 отделений каждый. На задней стенке ящиков написаны цифры.

  1. Воспитатель просит воспитанников(индивидуально) назвать цифры, изображенные на задней стенке ящиков, – все, кроме 0. (Важно проверить знание детьми цифр вразброс).
  2. Воспитатель: - Ребята, мы будем с вами раскладывать в каждое отделение (домик) столько веретен, сколько обозначает цифра. Будьте внимательны!
  3. Воспитатель показывает, а названный ребенок берет одно веретено правой рукой, перекладывает его в левую, одновременно считая: «Один». Он сжимает веретено в левой руке, чтобы ощутить его толщину, затем добавляет еще одно и считает «два», продолжает набирать в руку веретена до 9, каждый раз считая вслух, затем перекладывает их в отделение с цифрой 9 (важно каждый раз складывать веретена на ладонь левой руки и сжимать ее, чтобы получить сенсорное впечатление от соответствующих количеств. Тогда ребенок сам почувствует, как количества уменьшаются, «стремятся к нулю»).
  4. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, вы все веретена разложили? Коробка пуста?
  5. Дети: - Да!

Воспитатель: в каждом отделении есть веретена, только в одном ничего нет. Ноль означает ничего.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям обвести ее по контуру (используем элемент Монтессори, шершавые цифры) и определить, на что она похожа.

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом.

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

Но как его не назовем,

Он называется нулем!

Воспитатель: - Ребята, какой вывод можно сделать из выполненного задания? (Ответы детей)

- Правильно, есть цифра, которая показывает, что нет ни одного предмета, эта цифра 0. Ноль означает ничего).

Воспитатель: - Ребята, читая, книги о цифрах, я узнала, что ноль появился в Индии, сначала ноль обозначали как точку и называли его «Сифр» (ноль). А, потом изображали как кружок. Спустя много времени ему дали название «нуль», что означает - «ничто», а затем, он стал таким, каким мы знаем его и сегодня.

Взаимодействие с воспитателем.

Умение слушать поставленную задачу, работать индивидуально,

коллективно.

Работа с интерактивной доской.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Воспитатель: 2 этап от Мудрой Совы: «Найди свое место».

Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить.

Воспитатель: - Ребята, для того, чтобы выполнить второе задание от Мудрой Совы, вы должны разделиться на 2 команды.

- Ребята, как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответы детей: выстроить числовой ряд.

- Вместе все -  посчитайте от 1 до 9,

- 1 ребенок – посчитай обратно.

- 2 ребенок - посчитай от 3до 9,

- 3 ребенок - от 5 до 8,

- 4 ребенок - от 6 до 1,

- 5 ребенок - от 9 до 5.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, где место ноля в числовом ряду, как вы думаете? (Ответы детей)

Правильно, в числовом ряду число ноль всегда стоит первый! Расположите, пожалуйста, цифру 0 в числовом ряду, слева от единицы (дополните числовой ряд).

Воспитатель: - Ноль - самое маленькое число в числовом ряду (сравнить число ноль с другими числами числового ряда). Ноль не значит ничего, когда стоит отдельно от других чисел, но, без ноля, нельзя записать ни десятки, ни сотни, ни тысячи, ни миллионы. Делаем вывод: без ноля в математике никак нельзя! Получается, что ноль - очень важная цифра!

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Участие в беседе.

Двигательная активность.

Умение осуществлять контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Умение анализировать, сравнивать, работать в парах.

Наблюдение за процессом деятельности

Соблюдение правил в работе.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Отлично и с этим этапом справились. А, теперь немножко отдохнем. Мудрая Сова предлагает вам поиграть в игру: «Наоборот» (дети встают и выходят на ковер).

  • жарко - холодно
  • добро - зло
  • друг - враг
  • здоровый - больной
  • горький - сладкий
  • белый - черный
  • ложиться - вставать
  • закрывать - открывать

Воспитатель: - Отлично! 3 этап - «Моделирование цифры ноль». - Ребята, для того, чтобы лучше запомнить число и цифру ноль, Мудрая Сова предлагает вам построить памятник этой цифре с помощью конструктора разного вида (работа парами).

- Посмотрите, на столе стоят три одинаковых пакетика. Они плотно закрыты. В каждом из них находится элемент разного вида конструктора. Где, какой конструктор, никто не знает. Сейчас, пожалуйста, подойдите и возьмите тот пакетик, который вам больше приглянулся. (Воспитанники выбирают по одному пакетику). Прежде, чем вы приступите к моделированию, предлагаю вам быстро посчитать. Согласны?

- Дети: - Да!

Воспитатель: - Прохлопайте столько раз, сколько у собаки:

• ушей (2)

• лап (4)

• хвостов (1)

• рогов (нисколько)

- С помощью какой цифры обозначим число рогов у собаки? (Ноль)

Воспитатель: - Замечательно! Откройте пакетики и посмотрите с каким видом конструктора вам предстоит работать. Пройдите к своим столам.

Воспитатель: - Ребята! На столах у вас лежат схемы моделирования цифры ноль. Вы можете моделировать опираясь на них, а можете видоизменить схему моделирования: выполнить цифру ноль более объемной, внести свою изюминку. Вперед к моделированию!

C:\Users\Сергей\Desktop\Screenshot_20220228-002947_Yandex.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\загрузки\Новая папка\png-clipart-lego-duplo-decorative-letters-alphabet-лего-game-toy-block.png

C:\Users\Сергей\Desktop\загрузки\Новая папка\png-transparent-3d-computer-graphics-illustration-round-cube-angle-3d-computer-graphics-rectangle.png

Воспитатель: - Ребята, у вас здорово все получилось! Вы большие молодцы.

Воспитатель: -  Посмотрите! Оказывается, что в центре города Будапешт, который находится в Венгрии, установлен памятник нолю. Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник.

Мы с вами выполнили все задания Мудрой Совы!

Давайте послушаем мнение Совы.

Сова: - Ребята, я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем вручаю медали «Юных Знатоков», и еще, игру –ходилку с викториной: «Сыромания».

Спасибо вам!

Применение знаний в практической деятельности и закрепление полученных знаний.

Умение анализировать, сравнивать, работать в группах.

Соблюдение правил в выполнении заданий.

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Итог. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Кто для нас придумал такие интересные математические задания?

- Что нового вы узнали?

- А еще что делали?

- Вам понравилось на занятии?

- А где вы можете применить полученные знания?

Отвечают на вопросы воспитателя.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Путешествие к бабушке с Красной Шапочкой» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группыТема: «Путешествие к бабушке с Красной Шапочкой»(образовательная область «Формиров...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми подготовительной группыТема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирова...

Конспект образовательной деятельности с детьми старший группы тема: «Знакомство с цифрой 6»

Конспект образовательной деятельности с детьми  старший группы тема: «Знакомство с цифрой 6»...

Технологическая карта мероприятия непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Сказочная зима» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования; формирование умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной выразительности; обобщить знания о зиме.  ...

Конспект ООД ФЭМП в старшей группе. Тема: Знакомство с числом и цифрой 6.

Конспект ООД ФЭМП в старшей группе. Тема: Знакомство с числом и цифрой 6....