Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Морское Царство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Черкасская Татьяна Анатольевна

Знакомство детей с разными видами рыб, сравнивание предметов между собой, умение выделять главные признаки, находить сходство и различие. Обогащение и активизация словаря (игра, малек, батискаф, жабры, плавники). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутыми  предложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskoe_tsarstvo.docx12.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        ГБОУ Школа 384  им. Д. К. Корнеева

             Организованная образовательная деятельность

для детей

старшего дошкольного возраста

«Морское Царство»

                                 

                                                                         Составила: Черкасская Т. А.,

                                                                          воспитатель ГБОУ Школа №384                      

                                                                          им. Д. К. Корнеева.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о разных видах рыб.
  2. Учить сравнивать предметы между собой, выделять главные признаки, находить сходство и различие.
  3. Обогащать и активизировать словарь (игра, малек, батискаф, жабры, плавники).
  4. Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.
  5. Развивать зрительную память, целостное восприятие, логическое и ассоциативное мышление, сообразительность, воображение.
  6. Формировать бережное отношение к объектам живой природы.

Подготовка к НОД:

Фланелеграф (наборное полотно, мольберт). Схема -модели по теме «Рыба» (среднее обитание - обтекаемая формат тела - наличие чешуи, плавников и хвоста - жабры - появление мальков из икры). Мяч (клубок). Костюм Незнайки. Видеофильм «Жизнь глубин океана». Картинки-подсказки к игре «Хорошо-плохо». Шапочка-маска щуки. Коллекция ракушек и морских звезд. Рисунок-лабиринт для зрительной гимнастики, картинки «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» и «Дорисуй предмет», карандаш, рыбки красного и синего цвета - на каждого ребенка.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативные технология, личностно-ориентированная технология, технология моделирования.

Предварительная работа:

Чтение произведений о подводном мире, проведение занятий по рисованию, лепке и аппликации.

Ход мероприятия:

Дети входят в групповую комнату. Проводится игра «Давайте познакомимся». Дети образуют руг и поочередно называют свои имена. Раздается стук в дверь. Входит незнайка (взрослый в костюме).

Незнайка: «Здравствуйте!»

Воспитатель: «Здравствуй, Незнайка!»

Незнайка: «Мне не нравится мое имя. Все думают, что если меня зовут Незнайкой, то я ничего не знаю. На самом деле я очень умный.»

Воспитатель: «Ну что же, у тебя будет возможность продемонстрировать свои глубокие знания. Сегодня мы с ребятами решили поговорить о водоемах и их обитателях.»

Незнайка: «Я давно мечтал заняться подводным плаванием. Давайте отправимся в подводное путешествие.»

Воспитатель: «Интересное предложение. Дети, что можно увидеть и найти под водой?»

Дети: «Водоросли, рыб, морских животных, можно найти клад.»

Воспитатель: «Незнайка, ты же знаешь, кто такие рыбы и где они обитают?»

Незнайка: «Конечно! Я лучший в мире рыбак. Однажды я поймал огромную рыбу. Она так низко летела, что я ухватил ее за хвост. Рыба затрубила, как слон. Но я ее удержал, и она потом долго жила у меня на даче в клетке. Мне так нравилось кормить ее сеном и картошкой.»

Воспитатель: «Ты все перепутал. Ребята, по-моему, Незнайка ничего не знает о рыбах. Давайте вожмем его с собой в подводное путешествие. На чем можно спуститься под воду?»

Дети: «На подводной лодке, на батискафе.»

Воспитатель: «Представьте, что мы - команда научно-исследовательского судна «Искатель». Займите места на борту батискафа и приготовьтесь к погружению.»

Дети садятся на стулья, смотрят фрагмент видеофильма «Жизнь глубин океана».

Воспитатель: «Полюбуйтесь красотой подводного мира. И рядом с поверхностью воды, и на глубине обитает множество животных. Особенно здесь много рыб. Чем они отличаются друг от друга?»

Дети: «Они отключается размером и окраской, у них разной формы плавники и хвосты.»

Воспитатель: «Правильно. Но все рыбы имеют общие признаки. Какую форму имеет тело рыбы? Чем оно покрыто?»

Дети: «Тело рыбы похоже на овал. Оно сплюснуто с боков. Рыбы покрыты блестящей чешуей, это помогает им быстро плавать,  скользить в воде.»

Воспитатель: «У всех рыб есть плавники.» - (Здесь и далее показывает картинки.)

Воспитатель: «Для чего они нужны?»

Дети: «Плавники помогают рыбам плавать. Они ими гребут как веслами.»

Воспитатель: «Хвостовой плавник рыбы используют как руль. Он помогает менять направление движения. Все рыбы дышат при помощи жабр. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки, которые вырастают и становятся взрослыми рыбами.»

Незнайка: «Как интересно! Но я, кажется, не все запомнил.»

Воспитатель: «Давай еще раз расскажем Незнайке о рыбах.» - (Выставляют схемы-модели.)

Воспитатель: «Эти картинки вам помогут.»

Два-три ребенка, используя схема-модели, составляют рассказы о рыбах.

Незнайка: «А каких рыб вы знаете?» - (Ответы детей.)

Воспитатель: «Часто рыбы упоминается в сказках. Вспомните их.»

Дети: «Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке». Щука из «Сказки о Емеле». Лисичка-сестричка учила серого волка ловить хвостом рыбку из проруби. В сказке «Конек-горбунок» в океане плавала рыба-кит.»

Незнайка: «Хотелось бы мне превратиться в рыбу и поплавать.»

Воспитатель: «Превращаю всех детей в мальков. Плавайте, резвитесь, но не забывайте, что рыбы молчат.»

Проводится разминка «Стайка рыбок».

«Дети выполняют движения по показу:

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой,

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро!

Папы, и мамы, и малыши!

Детки-рыбешки на больших похожи. Как папы и мамы, плавают тоже!

Рыбки гуляют только в воде

И не гуляют больше нигде!»

Воспитатель: «Вас, мальков, может догнать и съесть большая щука.» - ( Надевает шапочку-маску щуки.)

Воспитатель: «Вот она плывет к вам.»

Проводится игра «Щука и мальки».

Щука старается поймать (осадить) мальков.

Незнайка: «Хорошо, что я не малек! Вдруг меня поймала бы какая-нибудь щука. Отгадайте-ка лучше мою рыбную загадку:

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним,

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Отвечай поскорей,

Сколько рыб среди друзей?

Дети: «Три.»

Незнайка: «Какие вы внимательные и сообразительные! Не спутали уток с рыбами. Да и я теперь рыб ни с кем не спутаю. Как вы думаете, если бы рыбы умели говорить, о чем бы они нам рассказали? О чем мечтают рыбы?» - (Ответы детей.)

Проводится зрительная гимнастика: 

Каждый ребенок получается рисунок-лабиринт.

Воспитатель: «Сидит рыбак на берегу, ловит рыбку. Давайте поможем рыбке уплыть в трое озеро. Проследите взглядом ее путь.»

Дети выполняют задание.

Воспитатель: «А если рыбак поймает нашу рыбу, какие слова она должна произнести, чтобы рыбак ее пожалел и отпустил?» - (Предложения детей.)

Незнайка: «Не хочу быть рыбаком. Рыб жалко, пусть плавают, играют с мальками.»

Воспитатель: «Давайте и мы поиграем.»

Проводятся игры:

«Что перепутал художник?»

Дети рассматривают картинки, находя и обводят карандашом ошибки в изображении, затем меняются картинками и проверяют правильность выполнения задания.

«Четвертый лишний»

Дети рассматривают картинки, находят и обводят карандашом лишнее изображение.

Хвост, чешуя, плавники, крючок.

Аквариум, река, море, озеро.

Скалярия. гуппи, меченосец. щука.

Дети распределяются на группы по четыре человека.

Воспитатель: «Сейчас я задам вам важный вопрос. Посовещайтесь в своих группах, пусть каждый выскажет свое мнение, и вместе выберите правильный ответ. Что люди могут сделать, чтобы сохранить разнообразие рыб в реках и озерах?»

Дети формулируют правила охраны водоемов.

Дети: «Люди не должны засорять водоемы, бросать мусор в воду, мыть в водоемах машины.»

Незнайка: «Теперь я все знаю о рыбах.»

Воспитатель: «А чтобы вы не забыли о том, что услышали сегодня на занятии, я подарю вам картинки. Вспомните все, что знаете о рыбах, и дорисуйте их.» - (Дает детям незавершенные изображения рыб.)

Воспитатель: «Если вам понравилось наше путешествие, выложите на фланелеграф рыбку красного цвета, если не понравилось - рыбку синего цвета. Посмотрим, каких рыбок будет больше: красных или синих.»

Дети выставляют рыбок на фланелеграфе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект  организованной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста  Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого ...

Организованная образовательная деятельность для среднего дошкольного возраста "Цирк Шапито"

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию...

«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Материал для районного методического объединения.

Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?  Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель...

Презентация на тему:«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дидактическая игра-пособие«Ремесленные подворья».Цель: формировать и обогащать знания детей на тему народное творчество и ремесла России.Задачи: Знакомство с народными промыслами России, а...