Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Морское Царство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с разными видами рыб, сравнивание предметов между собой, умение выделять главные признаки, находить сходство и различие. Обогащение и активизация словаря (игра, малек, батискаф, жабры, плавники). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 384 им. Д. К. Корнеева
Организованная образовательная деятельность
для детей
старшего дошкольного возраста
«Морское Царство»
Составила: Черкасская Т. А.,
воспитатель ГБОУ Школа №384
им. Д. К. Корнеева.
Программное содержание:
- Формировать представление о разных видах рыб.
- Учить сравнивать предметы между собой, выделять главные признаки, находить сходство и различие.
- Обогащать и активизировать словарь (игра, малек, батискаф, жабры, плавники).
- Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.
- Развивать зрительную память, целостное восприятие, логическое и ассоциативное мышление, сообразительность, воображение.
- Формировать бережное отношение к объектам живой природы.
Подготовка к НОД:
Фланелеграф (наборное полотно, мольберт). Схема -модели по теме «Рыба» (среднее обитание - обтекаемая формат тела - наличие чешуи, плавников и хвоста - жабры - появление мальков из икры). Мяч (клубок). Костюм Незнайки. Видеофильм «Жизнь глубин океана». Картинки-подсказки к игре «Хорошо-плохо». Шапочка-маска щуки. Коллекция ракушек и морских звезд. Рисунок-лабиринт для зрительной гимнастики, картинки «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» и «Дорисуй предмет», карандаш, рыбки красного и синего цвета - на каждого ребенка.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативные технология, личностно-ориентированная технология, технология моделирования.
Предварительная работа:
Чтение произведений о подводном мире, проведение занятий по рисованию, лепке и аппликации.
Ход мероприятия:
Дети входят в групповую комнату. Проводится игра «Давайте познакомимся». Дети образуют руг и поочередно называют свои имена. Раздается стук в дверь. Входит незнайка (взрослый в костюме).
Незнайка: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Здравствуй, Незнайка!»
Незнайка: «Мне не нравится мое имя. Все думают, что если меня зовут Незнайкой, то я ничего не знаю. На самом деле я очень умный.»
Воспитатель: «Ну что же, у тебя будет возможность продемонстрировать свои глубокие знания. Сегодня мы с ребятами решили поговорить о водоемах и их обитателях.»
Незнайка: «Я давно мечтал заняться подводным плаванием. Давайте отправимся в подводное путешествие.»
Воспитатель: «Интересное предложение. Дети, что можно увидеть и найти под водой?»
Дети: «Водоросли, рыб, морских животных, можно найти клад.»
Воспитатель: «Незнайка, ты же знаешь, кто такие рыбы и где они обитают?»
Незнайка: «Конечно! Я лучший в мире рыбак. Однажды я поймал огромную рыбу. Она так низко летела, что я ухватил ее за хвост. Рыба затрубила, как слон. Но я ее удержал, и она потом долго жила у меня на даче в клетке. Мне так нравилось кормить ее сеном и картошкой.»
Воспитатель: «Ты все перепутал. Ребята, по-моему, Незнайка ничего не знает о рыбах. Давайте вожмем его с собой в подводное путешествие. На чем можно спуститься под воду?»
Дети: «На подводной лодке, на батискафе.»
Воспитатель: «Представьте, что мы - команда научно-исследовательского судна «Искатель». Займите места на борту батискафа и приготовьтесь к погружению.»
Дети садятся на стулья, смотрят фрагмент видеофильма «Жизнь глубин океана».
Воспитатель: «Полюбуйтесь красотой подводного мира. И рядом с поверхностью воды, и на глубине обитает множество животных. Особенно здесь много рыб. Чем они отличаются друг от друга?»
Дети: «Они отключается размером и окраской, у них разной формы плавники и хвосты.»
Воспитатель: «Правильно. Но все рыбы имеют общие признаки. Какую форму имеет тело рыбы? Чем оно покрыто?»
Дети: «Тело рыбы похоже на овал. Оно сплюснуто с боков. Рыбы покрыты блестящей чешуей, это помогает им быстро плавать, скользить в воде.»
Воспитатель: «У всех рыб есть плавники.» - (Здесь и далее показывает картинки.)
Воспитатель: «Для чего они нужны?»
Дети: «Плавники помогают рыбам плавать. Они ими гребут как веслами.»
Воспитатель: «Хвостовой плавник рыбы используют как руль. Он помогает менять направление движения. Все рыбы дышат при помощи жабр. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки, которые вырастают и становятся взрослыми рыбами.»
Незнайка: «Как интересно! Но я, кажется, не все запомнил.»
Воспитатель: «Давай еще раз расскажем Незнайке о рыбах.» - (Выставляют схемы-модели.)
Воспитатель: «Эти картинки вам помогут.»
Два-три ребенка, используя схема-модели, составляют рассказы о рыбах.
Незнайка: «А каких рыб вы знаете?» - (Ответы детей.)
Воспитатель: «Часто рыбы упоминается в сказках. Вспомните их.»
Дети: «Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке». Щука из «Сказки о Емеле». Лисичка-сестричка учила серого волка ловить хвостом рыбку из проруби. В сказке «Конек-горбунок» в океане плавала рыба-кит.»
Незнайка: «Хотелось бы мне превратиться в рыбу и поплавать.»
Воспитатель: «Превращаю всех детей в мальков. Плавайте, резвитесь, но не забывайте, что рыбы молчат.»
Проводится разминка «Стайка рыбок».
«Дети выполняют движения по показу:
Плавают рыбешки
В нашей речке чистой,
Плавают рыбешки
Быстро, быстро, быстро!
Папы, и мамы, и малыши!
Детки-рыбешки на больших похожи. Как папы и мамы, плавают тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!»
Воспитатель: «Вас, мальков, может догнать и съесть большая щука.» - ( Надевает шапочку-маску щуки.)
Воспитатель: «Вот она плывет к вам.»
Проводится игра «Щука и мальки».
Щука старается поймать (осадить) мальков.
Незнайка: «Хорошо, что я не малек! Вдруг меня поймала бы какая-нибудь щука. Отгадайте-ка лучше мою рыбную загадку:
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Отвечай поскорей,
Сколько рыб среди друзей?
Дети: «Три.»
Незнайка: «Какие вы внимательные и сообразительные! Не спутали уток с рыбами. Да и я теперь рыб ни с кем не спутаю. Как вы думаете, если бы рыбы умели говорить, о чем бы они нам рассказали? О чем мечтают рыбы?» - (Ответы детей.)
Проводится зрительная гимнастика:
Каждый ребенок получается рисунок-лабиринт.
Воспитатель: «Сидит рыбак на берегу, ловит рыбку. Давайте поможем рыбке уплыть в трое озеро. Проследите взглядом ее путь.»
Дети выполняют задание.
Воспитатель: «А если рыбак поймает нашу рыбу, какие слова она должна произнести, чтобы рыбак ее пожалел и отпустил?» - (Предложения детей.)
Незнайка: «Не хочу быть рыбаком. Рыб жалко, пусть плавают, играют с мальками.»
Воспитатель: «Давайте и мы поиграем.»
Проводятся игры:
«Что перепутал художник?»
Дети рассматривают картинки, находя и обводят карандашом ошибки в изображении, затем меняются картинками и проверяют правильность выполнения задания.
«Четвертый лишний»
Дети рассматривают картинки, находят и обводят карандашом лишнее изображение.
Хвост, чешуя, плавники, крючок.
Аквариум, река, море, озеро.
Скалярия. гуппи, меченосец. щука.
Дети распределяются на группы по четыре человека.
Воспитатель: «Сейчас я задам вам важный вопрос. Посовещайтесь в своих группах, пусть каждый выскажет свое мнение, и вместе выберите правильный ответ. Что люди могут сделать, чтобы сохранить разнообразие рыб в реках и озерах?»
Дети формулируют правила охраны водоемов.
Дети: «Люди не должны засорять водоемы, бросать мусор в воду, мыть в водоемах машины.»
Незнайка: «Теперь я все знаю о рыбах.»
Воспитатель: «А чтобы вы не забыли о том, что услышали сегодня на занятии, я подарю вам картинки. Вспомните все, что знаете о рыбах, и дорисуйте их.» - (Дает детям незавершенные изображения рыб.)
Воспитатель: «Если вам понравилось наше путешествие, выложите на фланелеграф рыбку красного цвета, если не понравилось - рыбку синего цвета. Посмотрим, каких рыбок будет больше: красных или синих.»
Дети выставляют рыбок на фланелеграфе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого ...

Сценарий занятия по лепке организованной образовательной деятельности для среднего дошкольного возраста "Дымковская игрушка"
Сценарий занятия по лепке "Дымковская игрушка"...
Организованная образовательная деятельность для среднего дошкольного возраста "Цирк Шапито"
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию...

«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Материал для районного методического объединения.
Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации? Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель...

Презентация на тему:«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Дидактическая игра-пособие«Ремесленные подворья».Цель: формировать и обогащать знания детей на тему народное творчество и ремесла России.Задачи: Знакомство с народными промыслами России, а...

