Путешествие по карте по методике Н. А. Коротковой «Часть света – Антарктида»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фролова Полина Алексеевна

Возрастная группа: подготовительная.

Форма организации: групповая.

Цель: ознакомление детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды.

 Задачи: 

 Образовательные:

 -дать детям представления об особенностях географического положения,

 животного мира, природы Антарктиды;

 Развивающие:

 -развивать познавательный интерес в процессе опытнической и

 исследовательской деятельности детей;

 - развивать речь, память, обогащать словарный запас.  

-побудить в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания и воплотить это в творческий продукт.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Материал: карточки с изображением природного ландшафта Антарктиды, карточки с изображением типичных представителей фауны Антарктиды, мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий, презентация, большая карта для воспитателя, настольные карты для каждого ребёнка.

 

Алгоритм проведения ООД «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5.   Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

                                 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Выбор пункта назначения

 

Воспитатель: Ребята, на детский сад пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пингвин Квин. Хочу пригласить вас в гости! Буду с нетерпением ждать встречи с вами. Пингвин Квин.»

Воспитатель: ну что, ребята, примем приглашение Пингвина Квина? Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, где живёт пингвин.

Воспитатель загадывает загадку:

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида

Он готов поведать людям,

Как прекрасна (Антарктида).

Воспитатель: есть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Как вы думаете, каким цветом Антарктида изображена на глобусе, карте? (белым)

-Попробуйте сами найти эту землю на нашей карте. А где сейчас находимся мы?

2. Выбор транспортного средства передвижения.

Воспитатель: - Но ведь это так далеко…. На чем мы можем отправиться в путешествие?

Воспитатель: -Посмотрите на карту. Где нам предстоит передвигаться?  (по суше и по воде)

Воспитатель: -На чем можно передвигаться по суше?

 (Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта).

Воспитатель: Что вы выберете? (поезд, машина, самолет)

Воспитатель: - Что быстрее? (самолет)

Воспитатель: -Ребята, самолёт не может лететь очень долго, у него кончится топливо и ему необходимо приземлиться. Где может приземлиться самолёт? (в аэропорту).

Воспитатель: - Я знаю, что аэропорт есть в городе Кейптаун. Найдите его на карте.

Воспитатель: дальше самолет лететь не может. В Антарктиде нет аэродромов. Как будем путешествовать дальше? Впереди нас океан! - Где мы можем продолжить путь? (по морю).

(Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта).

Воспитатель: - Какой транспорт выбираете? (лодка, корабль)

Воспитатель: - Что лучше для передвижения по океану? (корабль, потому что океан большой и лодка может затонуть). 

Воспитатель: -Ребята, вы можете выбрать, на чем же мы отправимся.

Дети делают выбор.

Воспитатель: Я согласна с вами, что на корабле нам будет удобно.

3. Определение маршрута по карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

-Обозначим метками на карте пункты назначения.

(Воспитатель ставит метки на большой карте, дети на своих настольных картах).

- Начертите на картах наш путь.

(Воспитатель чертит на большой карте, дети на своих картах).

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

-Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. (Показываю портреты на слайде)

- Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Слайд репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»).

-  А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние?

- А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (рассуждения детей).

Физкультминутка:

Волны плещут в океане.

(машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?

(вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей.

(вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.

(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке

(наклоны)

И сжимаем в кулаке

(дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.

(приседания)

«Самолет»:

Ну-ка летчики-пилоты,

(Дети стоят прямо, руки по швам.)

Приготовились к полету.

К самолету подошли

(Маршируют.)

И по трапу вверх взошли

Начинается полет,

(Приседают на одно колено, расставив руки в стороны)

Загудел наш самолет,

(Гудят: у-у)

Вверх поднялся, полетел.

(Встают на ноги.)

Летчик вправо посмотрел

(Поворачивают головы вправо, влево.)

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Быстрокрылый самолет.

(Бегут по залу.)

Дети останавливаются, слышат шум моря.

 

5. Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

- Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда).

 (Выбирают изображения нужных предметов).

-Отправляемся!

Слайд «Корабли»

-  Путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой.

- Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги)

- Что такое айсберг?

Слайд «Айсберг»

Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море.

- Что же происходит с этими отколовшимися кусками льда? Плавают или тонут? Давайте проверим. Я приглашаю вас в лабораторию.

Опыт №1:

Помещаем лед в банку с водой. 

-Что мы видим? (лед легче воды)

- Большая часть айсберга тоже скрыта под водой. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

 - Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы).

- Мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Что мы видим?

Слайд «Антарктида»

 -Какая она, Антарктида? (Метки - картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима).

- Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)

Слайд «Пингвины»

 - Давайте изобразим пингвинов, как они ходят.

Физкультминутка.

 Идут себе вразвалочку,

 Ступают вперевалочку,

 Пингвин-папа,

 Пингвин-мама,

 И сынишка-пингвинишка

 В черном фраке и манишке.

 (Дети имитируют движения пингвинов.)

 - Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? (птица)

 - Почему мы считаем пингвина птицей? (его тело покрыто перьями)

 -Пингвин – это очень большая красивая птица с черно – белым опереньем.

 Лапы мощные с грубой кожей, похожи на ласты. Пингвин – птица, которая

 не летает, ловкие и быстрые в воде, умеют хорошо плавать и нырять,

 медлительные на суше, крепкие, упитанные, питаются рыбой, не бояться

 холода, их перышки не намокают в воде.

Опыт №2.

Давайте это проверим? Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите, что происходит с капельками.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

 - А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание слайда: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники).

- Ставим метки.

-Ребята, а как вы думаете, в Антарктиде растут деревья, кустарники? (нет)

-Почему? (потому что земля в Антарктиде покрыта слоем льда, который никогда не тает)

-А могут ли жить в Антарктиде люди? (нет, там нет городов)

- Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.

Слайд «День»

-Какое время суток изображено на картинке? (день).

-Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…)

Слайд «Ночь»

– А здесь какое время суток? (ночь).

- Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)

- Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи. И вот когда наступает ночь. Можно увидеть прекрасное природное явление -полярное сияние

        Видео «Полярное сияние». 

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

 — Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш корабль и возвращаемся домой.

 -Заводим моторы.

День и ночь стучат машин

От винта бежит вода.

Вот уже проплыли льдины,

Отступили холода.

До свидания, Антарктида!

-Понравилось путешествовать?

-У кого были затруднения? Какие?

Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.  А теперь можете идти играть. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_karte_po_metodike_n._a._korotkovoy.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по карте по методике Н. А. Коротковой

«Часть света – Антарктида»

Возрастная группа: подготовительная.

Форма организации: групповая.

Цель: ознакомление детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды.

 Задачи: 

 Образовательные:

 -дать детям представления об особенностях географического положения,

 животного мира, природы Антарктиды;

 Развивающие:

 -развивать познавательный интерес в процессе опытнической и

 исследовательской деятельности детей;

 - развивать речь, память, обогащать словарный запас.  

-побудить в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания и воплотить это в творческий продукт.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Материал: карточки с изображением природного ландшафта Антарктиды, карточки с изображением типичных представителей фауны Антарктиды, мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий, презентация, большая карта для воспитателя, настольные карты для каждого ребёнка.

Алгоритм проведения ООД «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5.   Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

                                 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Выбор пункта назначения 

Воспитатель: Ребята, на детский сад пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пингвин Квин. Хочу пригласить вас в гости! Буду с нетерпением ждать встречи с вами. Пингвин Квин.»

Воспитатель: ну что, ребята, примем приглашение Пингвина Квина? Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, где живёт пингвин.

Воспитатель загадывает загадку:

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида

Он готов поведать людям,

Как прекрасна (Антарктида).

Воспитатель: есть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Как вы думаете, каким цветом Антарктида изображена на глобусе, карте? (белым)

-Попробуйте сами найти эту землю на нашей карте. А где сейчас находимся мы?

2. Выбор транспортного средства передвижения.

Воспитатель: - Но ведь это так далеко…. На чем мы можем отправиться в путешествие?

Воспитатель: -Посмотрите на карту. Где нам предстоит передвигаться?  (по суше и по воде)

Воспитатель: -На чем можно передвигаться по суше?

 (Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта).

Воспитатель: Что вы выберете? (поезд, машина, самолет)

Воспитатель: - Что быстрее? (самолет)

Воспитатель: -Ребята, самолёт не может лететь очень долго, у него кончится топливо и ему необходимо приземлиться. Где может приземлиться самолёт? (в аэропорту).

Воспитатель: - Я знаю, что аэропорт есть в городе Кейптаун. Найдите его на карте.

Воспитатель: дальше самолет лететь не может. В Антарктиде нет аэродромов. Как будем путешествовать дальше? Впереди нас океан! - Где мы можем продолжить путь? (по морю).

(Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта).

Воспитатель: - Какой транспорт выбираете? (лодка, корабль)

Воспитатель: - Что лучше для передвижения по океану? (корабль, потому что океан большой и лодка может затонуть). 

Воспитатель: -Ребята, вы можете выбрать, на чем же мы отправимся.

Дети делают выбор.

Воспитатель: Я согласна с вами, что на корабле нам будет удобно.

3. Определение маршрута по карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

-Обозначим метками на карте пункты назначения.

(Воспитатель ставит метки на большой карте, дети на своих настольных картах).

- Начертите на картах наш путь.

(Воспитатель чертит на большой карте, дети на своих картах).

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

-Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. (Показываю портреты на слайде)

- Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Слайд репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»).

-  А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние?

- А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (рассуждения детей).

Физкультминутка:

Волны плещут в океане.

(машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?

(вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей.

(вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.

(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке

(наклоны)

И сжимаем в кулаке

(дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.

(приседания)

«Самолет»:

Ну-ка летчики-пилоты,

(Дети стоят прямо, руки по швам.)

Приготовились к полету.

К самолету подошли

(Маршируют.)

И по трапу вверх взошли

Начинается полет,

(Приседают на одно колено, расставив руки в стороны)

Загудел наш самолет,

(Гудят: у-у)

Вверх поднялся, полетел.

(Встают на ноги.)

Летчик вправо посмотрел

(Поворачивают головы вправо, влево.)

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Быстрокрылый самолет.

(Бегут по залу.)

Дети останавливаются, слышат шум моря.

5. Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

- Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда).

 (Выбирают изображения нужных предметов).

-Отправляемся!

Слайд «Корабли»

-  Путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой.

- Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги)

- Что такое айсберг?

Слайд «Айсберг»

Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море.

- Что же происходит с этими отколовшимися кусками льда? Плавают или тонут? Давайте проверим. Я приглашаю вас в лабораторию.

Опыт №1:

Помещаем лед в банку с водой. 

-Что мы видим? (лед легче воды)

- Большая часть айсберга тоже скрыта под водой. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

 - Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы).

- Мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Что мы видим?

Слайд «Антарктида»

 -Какая она, Антарктида? (Метки - картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима).

- Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)

Слайд «Пингвины»

 - Давайте изобразим пингвинов, как они ходят.

Физкультминутка.

 Идут себе вразвалочку,

 Ступают вперевалочку,

 Пингвин-папа,

 Пингвин-мама,

 И сынишка-пингвинишка

 В черном фраке и манишке.

 (Дети имитируют движения пингвинов.)

 - Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? (птица)

 - Почему мы считаем пингвина птицей? (его тело покрыто перьями)

 -Пингвин – это очень большая красивая птица с черно – белым опереньем.

 Лапы мощные с грубой кожей, похожи на ласты. Пингвин – птица, которая

 не летает, ловкие и быстрые в воде, умеют хорошо плавать и нырять,

 медлительные на суше, крепкие, упитанные, питаются рыбой, не бояться

 холода, их перышки не намокают в воде.

Опыт №2.

Давайте это проверим? Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите, что происходит с капельками.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

 - А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание слайда: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники).

- Ставим метки.

-Ребята, а как вы думаете, в Антарктиде растут деревья, кустарники? (нет)

-Почему? (потому что земля в Антарктиде покрыта слоем льда, который никогда не тает)

-А могут ли жить в Антарктиде люди? (нет, там нет городов)

- Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.

Слайд «День»

-Какое время суток изображено на картинке? (день).

-Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…)

Слайд «Ночь»

– А здесь какое время суток? (ночь).

- Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)

- Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи. И вот когда наступает ночь. Можно увидеть прекрасное природное явление -полярное сияние

        Видео «Полярное сияние». 

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

 — Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш корабль и возвращаемся домой.

 -Заводим моторы.

День и ночь стучат машин

От винта бежит вода.

Вот уже проплыли льдины,

Отступили холода.

До свидания, Антарктида!

-Понравилось путешествовать?

-У кого были затруднения? Какие?

Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.  А теперь можете идти играть. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"

В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Презентация "Путешествие по карте" Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Конспект ООД по технологии Н.А. Коротковой "Путешествие по карте" "Поможем птицам вернуться домой"

Конспект ООД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия Путешествие по карте Н.А.Коротковой "В Арктику".

Возрастная группаПодготовительная к школе группаТема занятия«Путешествие в Арктику»Культурная практикаПознавательна исследовательская деятельностьКультурно – смысловой контекстМетоди...

Путешествие по карте по методике Н.А. Коротковой «В гости на родину кенгуру»

Цель: обеспечение условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира Задачи: 1. Развивать у д...

Методическая разработка педагогического мероприятия «Путешествие в Антарктиду» (с использованием образовательной технологии «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой и технологии Лего-конструирования)

развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира....