Методическая разработка педагогического мероприятия «Путешествие в Антарктиду» (с использованием образовательной технологии «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой и технологии Лего-конструирования)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63» г. Иркутск
Методическая разработка
Педагогического мероприятия
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Путешествие в Антарктиду»
(с использованием образовательной технологии
«Путешествие по карте» Н.А. Коротковой
и технологии Лего-конструирования)
Автор:
Файласова Оксана Владимировна,
воспитатель,
1 квалификационная категория
2024г.
Технологическая карта ННОД | ||||||||||||
Наименование ОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63» г. Иркутск | ||||||||||||
Раздел 1. | ||||||||||||
1.1. | Ф.И.О. (квалификационная категория) | Файласова Оксана Владимировна - воспитатель, 1 квалификационная категория | ||||||||||
1.2. | группа | подготовительная | ||||||||||
1.3. | дата | Ноябрь 2024 г. | продолжительность | 35 минут | ||||||||
Раздел 2. Содержание Комментарии | ||||||||||||
2.1. | тема | «Путешествие в Антарктиду» | познавательно-исследовательская деятельность | Содержание деятельности позволяют учитывать особые образовательные потребности детей, занять активную исследовательскую позицию каждому ребенку. | ||||||||
2.2. | цель | развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. | ||||||||||
2.3. | задачи | образовательные | - Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства. - Уточнить представления детей о свойствах льда (не тонет, большая часть льда находится под водой. - Уточнить знания детей о животных Антарктиды, их среде обитания и выживания в суровых условиях. - Закрепить знания о геометрических фигурах. - Закрепить знания детей о профессиях людей и зданиях. | |||||||||
развивающие | - Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. - Закреплять навыки говорить полным предложением. Обогащать словарь детей словами: айсберг, ледник, материк, океан, Антарктида, поморник, морской леопард, касатка и т.д. | |||||||||||
воспитательные | - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; - активность и самостоятельность на занятии; - формировать доброжелательное отношение друг к другу; - умение договариваться, находить общее решение; - умение работать в команде. | |||||||||||
2.4. | предпосылки УУД | личностные | - формирование познавательной и социальной мотивации; формирование умения прийти на помощь другим | |||||||||
познавательные | - умение применять правила и пользоваться инструкциями; -умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого - ориентировка в пространстве | |||||||||||
регулятивные | - умение работать по инструкции взрослого | |||||||||||
коммуникативные | - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе) | |||||||||||
2.5. | методы и приемы, используемые в ОД | Словесные Наглядные Практические Методы повышения эмоциональной активности. | - Беседа с детьми (об Антарктиде, её место положение на глобусе) - Диалог с детьми о решении проблемной ситуации - Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий - Рассматривание опыта про Айсберг - Использование картинок об Антарктиде; разных животных из жарких и холодных стран; разных профессий и зданий. - Электронная презентация «Антарктида» - Выполнение опыта «Чем опасен Айсберг» - Практическое задание «Найди геометрическую фигуру» - Практическое задание "Создание макета Антарктиды» -сюрпризный момент | |||||||||
Предварительная работа | С детьми | реализация плана мероприятий проекта «Антарктида»: рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты; чтение книг об Антарктиде; игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»; аппликация на тему «Пингвины»; рисование на тему «Антарктида»; лепка на тему «Пингвины». Предварительная беседа «Где на глобусе находится Сибирь, привязка к оз.Байкал) | - Чтение художественной литературы в рамках тематической недели: | |||||||||
с родителями | Отмечать на карте путешествия с родителями в летний период и др. | |||||||||||
2.6. | оборудование | для педагога | Глобус; флажки; презентация по теме «Антарктида»; емкость с водой (аквариум), лед, салфетки; опыт со льдом «Айсберг» | |||||||||
для детей | - геометрические фигуры, разрезанные на три части: круг, квадрат, треугольник - картинки об Антарктиде; - картинки разных животных из жарких и холодных стран; - картинки разных профессий и зданий | |||||||||||
Раздел 3. | ||||||||||||
Структура ННОД | Продолжительность | Содержание ННОД | Целевые ориентиры | Комментарии | ||||||||
3.1. | Вводная часть | 3мин. | Сюрпризный момент: В процессе свободной деятельности детей воспитатель заходит в группу с глобусом и привлекает внимание детей Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я принесла? Дети: Глобус Воспитатель: Я предлагаю вам его рассмотреть. Кто хочет, присоединяйтесь. Воспитатель: Посмотрите, одно из мест на глобусе отмечено красным флажком. Кто знает, что это за место? Я вам подскажу, это отмечен материк. Воспитатель: Ребята, этот материк называется Антарктида. Давайте вместе скажем, как называется этот материк. Воспитатель: Хотите больше узнать об этом материке? Воспитатель: С помощью чего, мы можем узнать необходимую нам информацию, не выходя из группы? Дети: прочитать в книге, спросить у воспитателя Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в экспедицию к берегам Антарктиды. | Ребёнок активизирует внимание и усиливает мотивацию к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. Пытается самостоятельно назвать место на глобусе. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность | Дети обращают внимание на глобус Воспитатель вместе с детьми, располагается на ковре: рассматривают Глобус Если дети затрудняются дать правильный ответ, то воспитатель сообщает им сама Дети анализируют источники информации Данный приём способствует проявлению познавательной активности дошкольников, их самостоятельности. | |||||||
3.2. | Основная часть | 20 мин. 2 мин. 2 мин. 8 мин. 5 мин 5 мин. 8 мин | Определения маршрута. Воспитатель: Прежде чем куда-то отправиться, нужно наметить маршрут. Сначала найдем на глобусе место, где мы живем - это пункт отправления. Покажите на глобусе место, где расположен наш край? Поставим на это место флажок – Это пункт отправления. Второй флажок стоит на материке Антарктида – это пункт прибытия. Оставшимися флажками проложим путь маршрута от пункта отправления до пункта прибытия. - что может встретиться нам на пути? (Монголия, Китай, Тихий океан и Антарктида) Выбор средства передвижения. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до Антарктиды? Дети: предлагают варианты ответа: на машине, на автобусе, поезде Воспитатель: машина, автобус и поезд идут только по суше, а между нами и Антарктидой – океан. Дети: На лодке или на корабле? Воспитатель: А, на каком транспорте добраться до Антарктиды будет быстрее всего? Дети: На самолете Воспитатель: А, я предлагаю вам отправиться в виртуальную экспедицию. Вы хотите? Дети: Да Воспитатель: Я предлагаю отправиться в виртуальную экспедицию с помощью компьютера. Такое путешествие произойдет быстро. Согласны? Дети располагаются перед экраном на стульчиках. Слайд № 1 - Антарктида Воспитатель: Посмотрите, каким цветом отмечена Антарктида? Дети: белым Воспитатель: Что означает белый цвет? Дети: снег, лед, холод Воспитатель: Антарктида, находится на Южном полюсе – настоящая ледяная пустыня. Это, самое холодное место на планете. Здесь нет растений, а немногочисленные животные находят себе пищу в море. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Слайд № 2 - Айсберги Воспитатель: Ребята, кто, знает, что это? Дети: Айсберги Воспитатель: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь; то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми от ветра парусами; на пирамиду; на прекрасный замок с башенками. А в солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Воспитатель: Как вы думаете, как появились эти ледяные громады? Для кого могут айсберги представлять опасность? Дети: Для тех, кто плывет в море. Для кораблей Воспитатель: Как вы думаете, почему? Дети: высказывают свое мнение, с опорой на имеющиеся знания Воспитатели: Хорошо, чтобы узнать, почему айсберги опасны для кораблей, предлагаю поэкспериментировать. Опыт «Чем опасен Айсберг в океане» Воспитатель: Проходите в нашу мини -лабораторию, вставайте вокруг стола (на столе – аквариум с водой, на тарелке большой кусок льда) Опыт со льдом: Воспитатель: Я помещаю в воду большой кусок льда - это айсберг. Посмотрите: он утонул? Дети: Нет. Воспитатель: Почему? Дети: Лёд легче воды. Воспитатель: Совершенно верно. Воспитатель: Теперь вы можете ответить на вопрос, почему айсберг опасен кораблю? Где находится большая часть льда? Дети: Под водой и она не видна капитану корабля. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Дети: Айсберги опасны для кораблей. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что под водой находится его большая часть и она не видна. Воспитатель: Ребята, продолжим нашу виртуальную экспедицию, возвращаемся на свои места. Воспитатель: Отправимся вглубь материка. Как вы думаете, могут ли постоянно жить люди в Антарктиде? Дети: Нет, там очень холодно. Воспитатель: Да, постоянно там люди жить не могут. Слайд № 3 - Полярники Воспитатель: В Антарктиде живут полярники. Так называют ученых, которые в суровых условиях изучают погоду Антарктиды, её животный мир. Они живут на специальных станциях длительное время, это очень смелые и отважные люди, благодаря которым мы знаем о жизни в Антарктиде. Слайд № 4 – Животные Антарктиды Воспитатель: Как вы думаете, живут ли в Антарктиде животные? Дети: Да. Воспитатель: Да, вы правы, несмотря на то, что Антарктида - самое холодное место на земле, там живут животные: тюлень, морской котик; птицы, рыбы. Воспитатель: Пингвин – птица или зверь? Дети: Птица. Воспитатель: Почему мы считаем пингвина птицей? Дети: Потому что у него есть крылья, перья, клюв. Воспитатель: Как вы думаете, почему очень мало животных могут жить в Антарктиде? Дети: Там холодно Воспитатель: Да, там действительно очень холодно, и не все животные могут приспособиться для жизни в этих суровых условиях. Воспитатель: Ребята, вы много интересного узнали сегодня об Антарктиде. Я предлагаю завершить нашу виртуальную экспедицию. Воспитатель: Ребята, вы хотите, поделиться своими знаниями об Антарктиде с родителями? Тогда я предлагаю вам сделать макет Антарктиды, согласны? Создание макета с использованием Лего-конструктора – Антарктиды, фигур айсбергов Воспитатель: Для этого нам нужно разделиться на три команды с помощью разрезных геометрических фигур. Каждый из вас должен взять деталь (один фрагмент) конструктора фигуры из этого лотка. И по фрагменту фигуры найти свою команду Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой фигуры. Воспитатель: - Задание для первой группы: вам нужно собрать разрезанную карту - материк Антарктиды и разместить на нем айсберги. (сложить пазл- материка и расставить на нем айсберги, собранные из конструктора Лего) - Задание для второй группы: из этих животных выберите тех, которые, по-вашему, мнению, живут в Антарктиде. Будьте внимательны, прежде, чем выбрать нужную картинку, посоветуйтесь с товарищами. Поместите картинки на макет. (картинки разных животных из жарких и холодных стран) - Задание для третьей группы: вам нужно собрать и разместить, полярные станции и полярников на материк. (в помощь детям педагог предлагает схемы построек станций) | Ребенок демонстрирует пространственное мышление показывают на глобусе место, где живет. Ребенок фиксирует найденные пункты на глобусе метками – флажками, определят начало и конец маршрута Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний Ребёнок активно познаёт новую информацию Ребёнок выявляет качества и свойства предметов, развивает аналитические умения — устанавливает причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщает и систематизирует накапливаемые знания. Ребёнок развивает мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей; Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре - Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения |
- С помощью данного диалога воспитатель прокладывает маршрут экспедиции выясняет, насколько дети поняли задачу, побуждает их к действию. - Данный приём позволяет закреплять ориентировку на глобусе, знакомится со странами и океаном - Воспитатель не навязывает детям готовое решение, а моделирует проблемную ситуацию, ситуацию поиска, из которой дети самостоятельно ищут выход, т.е. выбирают нужный вид транспорта - Данный приём позволяет закреплять знание о разных видах транспорта Воспитатель дает познавательна информацию об Антарктиде, айсбергах. - Практическое задание проводится с целью закрепления Воспитатель задает наводящий вопрос, если дети не отвечаю. - Практическое задание проводится для закрепления | |||||||
3.3. | Заключительная часть | 2 мин. | Воспитатель: Как вы считаете, получился у нас макет Антарктиды? Дети: Да. Воспитатель: Для того, чтобы макет получился, давайте узнаем, что делала каждая команда. - Что делала первая группа детей? Дети: собирали материк, собирали и расставляли айсберги Воспитатель: Получилось? Вам было сложно? Почему? - Какое задание выполняла вторая команда? Правильно выполнили задание? Вам было интересно? Почему? - Справились ли дети из третьей команды со своим заданием? Что сложно было для вас? Воспитатель: Как вы думаете, почему макет получилось собрать? Потому что работали дружно и выполнили все задания правильно. Ребята вы сегодня много узнали об Антарктиде. Но есть еще одно интересное природное явление в Антарктиде, знаете какое? Это северное сияние. Хотите о нем узнать? И сегодня вечером вам о нем расскажет Ирина Валентиновна. А сейчас, кто хочет, может поиграть с макетом, согласны? | Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | - Рефлексия проводится с целью формирования у детей умения оценивать свою деятельность, анализировать результаты групповой и индивидуальной работы Совместная образовательная деятельность плавно переходит в свободную игровую | |||||||
Список используемых ресурсов и методических материалов:
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2017 г
- Сайт "nsportal.ru" Социальная сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"
Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми второй младшей группы по ФЭМП "Путешествие на автобусе"
1.Закреплять умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);2.Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);3.Закреплять умение понимать вопрос «...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 4-5 лет по образовательной области « Познавательное развитие».
На данном занятии через совместную деятельность дети учатся выделять признаки зимней, летней и демисезонной одежды....

Методическая разработка. Презентация для непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Домашние животные"
Презентация для НОД по теме "Доашние животные" Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. По...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего возраста: "Путешествие на воздушном шаре".
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств и мыслей....

Методическая разработка по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста« Путешествие по временам года» с использованием технологии «Сторителлинг»
Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг», (настольная игра «Кубики историй»)...

Районный конкурс для учителей-логопедов и учителей –дефектологов образовательных организаций Ашинского муниципального района «Лучшая методическая разработка педагогического мероприятия» Тема: "Есть такая профессия - Родину защищать (подготовительная к шк
Коррекция лексико-грамматического строя речи на тему "День защитника Отечества"...
