Методическая разработка педагогического мероприятия «Путешествие в Антарктиду» (с использованием образовательной технологии «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой и технологии Лего-конструирования)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Файласова Оксана Владимировна

развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_antarktidu.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63» г. Иркутск

Методическая разработка

Педагогического мероприятия

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

«Путешествие в Антарктиду»

 (с использованием образовательной технологии  

«Путешествие по карте» Н.А. Коротковой

и технологии Лего-конструирования)

Автор:

Файласова Оксана Владимировна,

воспитатель,

1 квалификационная категория

2024г.


Технологическая карта ННОД

Наименование  ОО  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63» г. Иркутск

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Файласова Оксана Владимировна - воспитатель, 1 квалификационная категория

1.2.

группа

подготовительная

1.3.

дата

Ноябрь 2024 г.

продолжительность

35 минут

Раздел 2.                    Содержание                                                              Комментарии

2.1.

тема

 «Путешествие в Антарктиду»

познавательно-исследовательская  деятельность

Содержание деятельности позволяют учитывать особые образовательные потребности детей, занять активную исследовательскую позицию каждому ребенку.  

2.2.

цель

развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

2.3.

задачи

образовательные

- Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства.

- Уточнить представления детей о свойствах льда (не тонет, большая часть льда находится под водой.

- Уточнить знания детей о животных Антарктиды, их среде обитания и

  выживания в суровых условиях.

- Закрепить знания о геометрических фигурах.

- Закрепить знания детей о профессиях людей и зданиях.

развивающие

- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Закреплять навыки говорить полным предложением. Обогащать словарь детей словами: айсберг, ледник, материк, океан, Антарктида, поморник, морской леопард, касатка и т.д.

воспитательные

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- активность и самостоятельность на занятии;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение работать в команде.

2.4.

предпосылки УУД

личностные

-         формирование познавательной и социальной мотивации;

формирование умения прийти на помощь другим

познавательные

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого

- ориентировка в пространстве

регулятивные

- умение работать по инструкции взрослого

коммуникативные

- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)

2.5.

методы и приемы, используемые в ОД

Словесные

Наглядные

Практические 

Методы повышения эмоциональной активности.

- Беседа с детьми (об Антарктиде, её место положение на глобусе)

-  Диалог с детьми о решении проблемной ситуации

- Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий

- Рассматривание опыта про Айсберг

- Использование картинок об Антарктиде; разных животных из жарких и холодных стран; разных профессий и зданий.

 - Электронная презентация «Антарктида»

- Выполнение опыта «Чем опасен Айсберг»

- Практическое задание «Найди геометрическую фигуру»

- Практическое задание "Создание макета Антарктиды»

-сюрпризный момент

Предварительная работа

С детьми

реализация плана мероприятий проекта «Антарктида»: рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты; чтение книг об Антарктиде; игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»; аппликация на тему «Пингвины»; рисование на тему «Антарктида»; лепка на тему «Пингвины». Предварительная беседа «Где на глобусе находится Сибирь, привязка к оз.Байкал)

- Чтение художественной литературы в рамках тематической недели:

с родителями

Отмечать на карте путешествия с родителями в летний период и др.

2.6.

оборудование

для педагога

Глобус; флажки; презентация по теме «Антарктида»; емкость с водой (аквариум), лед, салфетки; опыт со льдом «Айсберг»

для детей

- геометрические фигуры, разрезанные на три части: круг, квадрат, треугольник

- картинки об Антарктиде;

- картинки разных животных из жарких и холодных стран;

- картинки разных профессий и зданий

Раздел 3.                                                                                                

Структура ННОД

Продолжительность

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

Комментарии

3.1.

Вводная часть

3мин.

Сюрпризный момент:

В процессе свободной деятельности детей воспитатель заходит в группу с глобусом и привлекает внимание детей

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что я принесла?

Дети: Глобус

Воспитатель: Я предлагаю вам его рассмотреть.  Кто хочет, присоединяйтесь.

Воспитатель: Посмотрите, одно из мест на глобусе отмечено красным флажком. Кто знает, что это за место?

 Я вам подскажу, это отмечен материк.

Воспитатель: Ребята, этот материк называется Антарктида. Давайте вместе скажем, как называется этот материк.

Воспитатель: Хотите больше узнать об этом материке?

Воспитатель: С помощью чего, мы можем узнать необходимую нам информацию, не выходя из группы?

Дети: прочитать в книге, спросить у воспитателя

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в экспедицию к берегам Антарктиды.

Ребёнок активизирует внимание и усиливает мотивацию к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.

Пытается самостоятельно назвать место на глобусе.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность

Дети обращают внимание на глобус

Воспитатель вместе с детьми, располагается на ковре: рассматривают

Глобус

Если дети затрудняются дать правильный ответ, то воспитатель сообщает им сама

Дети анализируют источники информации

Данный приём способствует проявлению познавательной  активности дошкольников, их  самостоятельности.

3.2.

Основная часть

20 мин.

2 мин.

2 мин.

8 мин.

5 мин

5 мин.

8 мин

Определения маршрута.

Воспитатель: Прежде чем куда-то отправиться, нужно наметить маршрут. Сначала найдем на глобусе место, где мы живем - это пункт отправления.

Покажите на глобусе место, где расположен наш край?

Поставим на это место флажок – Это пункт отправления.

Второй флажок стоит на материке Антарктида – это пункт прибытия.

Оставшимися флажками проложим путь маршрута от пункта отправления до пункта прибытия.

- что может встретиться нам на пути?

(Монголия, Китай, Тихий океан и Антарктида)

Выбор средства передвижения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до Антарктиды?

Дети: предлагают варианты ответа: на машине, на автобусе, поезде

Воспитатель: машина, автобус и поезд идут только по суше, а между нами и Антарктидой – океан.

Дети: На лодке или на корабле?

Воспитатель: А, на каком транспорте добраться до Антарктиды будет быстрее всего?

Дети: На самолете

Воспитатель: А, я предлагаю вам отправиться в виртуальную экспедицию. Вы хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в виртуальную экспедицию с помощью компьютера. Такое путешествие произойдет быстро. Согласны?

Дети располагаются перед экраном на стульчиках.

Слайд № 1 - Антарктида

Воспитатель: Посмотрите, каким цветом отмечена Антарктида? Дети: белым

Воспитатель: Что означает белый цвет?  

Дети: снег, лед, холод

Воспитатель: Антарктида, находится на Южном полюсе – настоящая ледяная пустыня. Это, самое холодное место на планете. Здесь нет растений, а немногочисленные животные находят себе пищу в море. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.

Слайд № 2 - Айсберги

Воспитатель: Ребята, кто, знает, что это?  

Дети: Айсберги

Воспитатель: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь; то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми от ветра парусами; на пирамиду; на прекрасный замок с башенками. А в солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Воспитатель: Как вы думаете, как появились эти ледяные громады? Для кого могут айсберги представлять опасность?

Дети: Для тех, кто плывет в море. Для кораблей

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: высказывают свое мнение, с опорой на имеющиеся знания

Воспитатели: Хорошо, чтобы узнать, почему айсберги опасны для кораблей, предлагаю поэкспериментировать.

Опыт «Чем опасен Айсберг в океане»

Воспитатель: Проходите в нашу мини -лабораторию, вставайте вокруг стола

(на столе – аквариум с водой, на тарелке большой кусок льда)

Опыт со льдом:

Воспитатель: Я помещаю в воду большой кусок льда - это айсберг. Посмотрите: он утонул?

 Дети: Нет. 

Воспитатель: Почему? 

Дети: Лёд легче воды.

Воспитатель: Совершенно верно.

Воспитатель: Теперь вы можете ответить на вопрос, почему айсберг опасен кораблю?

Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой и она не видна капитану корабля.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? 

Дети: Айсберги опасны для кораблей.

Воспитатель: Почему? 

Дети: Потому что под водой находится его большая часть и она не видна. 

Воспитатель: Ребята, продолжим нашу виртуальную экспедицию, возвращаемся на свои места.

Воспитатель: Отправимся вглубь материка. Как вы думаете, могут ли постоянно жить люди в Антарктиде?

Дети: Нет, там очень холодно.

Воспитатель: Да, постоянно там люди жить не могут.

Слайд № 3 - Полярники

Воспитатель: В Антарктиде живут полярники. Так называют ученых, которые в суровых условиях изучают погоду Антарктиды, её животный мир. Они живут на специальных станциях длительное время, это очень смелые и отважные люди, благодаря которым мы знаем о жизни в Антарктиде.

Слайд № 4 – Животные Антарктиды

Воспитатель: Как вы думаете, живут ли в Антарктиде животные?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, вы правы, несмотря на то, что Антарктида - самое холодное место на земле, там живут животные: тюлень, морской котик; птицы, рыбы.

Воспитатель: Пингвин – птица или зверь?

Дети: Птица.

Воспитатель: Почему мы считаем пингвина птицей?

Дети: Потому что у него есть крылья, перья, клюв.

Воспитатель: Как вы думаете, почему очень мало животных могут жить в Антарктиде?

Дети: Там холодно

Воспитатель: Да, там действительно очень холодно, и не все животные могут приспособиться для жизни в этих суровых условиях.

Воспитатель: Ребята, вы много интересного узнали сегодня об Антарктиде. Я предлагаю завершить нашу виртуальную экспедицию.

Воспитатель: Ребята, вы хотите, поделиться своими знаниями об Антарктиде с родителями? Тогда я предлагаю вам сделать макет Антарктиды, согласны?

Создание макета с использованием Лего-конструктора – Антарктиды, фигур айсбергов

Воспитатель: Для этого нам нужно разделиться на три команды с помощью разрезных геометрических фигур.  Каждый из вас должен взять деталь (один фрагмент) конструктора фигуры из этого лотка. И по фрагменту фигуры найти свою команду

Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой фигуры.

Воспитатель: 

- Задание для первой группы: вам нужно собрать разрезанную карту - материк Антарктиды и разместить на нем айсберги.

 (сложить пазл- материка и расставить на нем айсберги, собранные из конструктора Лего)

- Задание для второй группы: из этих животных выберите тех, которые, по-вашему, мнению, живут в Антарктиде. Будьте внимательны, прежде, чем выбрать нужную картинку, посоветуйтесь с товарищами. Поместите картинки на макет.

(картинки разных животных из жарких и холодных стран)

- Задание для третьей группы: вам нужно собрать и разместить, полярные станции и полярников на материк.

 (в помощь детям педагог предлагает схемы построек станций)

Ребенок демонстрирует пространственное мышление показывают на глобусе место, где живет.

Ребенок фиксирует найденные пункты на глобусе метками – флажками, определят начало и конец маршрута

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний

Ребёнок активно познаёт новую информацию

Ребёнок выявляет качества и свойства предметов, развивает аналитические умения — устанавливает причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщает и систематизирует накапливаемые знания.

Ребёнок развивает мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре

- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

 

- С помощью данного диалога воспитатель прокладывает маршрут экспедиции

выясняет, насколько дети поняли задачу, побуждает их к действию.

- Данный приём позволяет закреплять ориентировку на глобусе, знакомится со странами и океаном

- Воспитатель не навязывает детям готовое решение, а моделирует проблемную ситуацию, ситуацию поиска, из которой дети самостоятельно ищут выход, т.е. выбирают нужный вид транспорта

- Данный приём позволяет закреплять знание о разных видах транспорта

Воспитатель дает познавательна информацию об Антарктиде, айсбергах.

- Практическое задание проводится с целью закрепления

Воспитатель задает наводящий вопрос, если дети не отвечаю.

- Практическое задание проводится для закрепления

3.3.

Заключительная часть

2 мин.

Воспитатель: Как вы считаете, получился у нас макет Антарктиды?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того, чтобы макет получился, давайте узнаем, что делала каждая команда.

- Что делала первая группа детей?

Дети: собирали материк, собирали и расставляли айсберги

Воспитатель: Получилось? Вам было сложно? Почему?

- Какое задание выполняла вторая команда? Правильно выполнили задание? Вам было интересно? Почему?

- Справились ли дети из третьей команды со своим заданием? Что сложно было для вас?

Воспитатель: Как вы думаете, почему макет получилось собрать? Потому что работали дружно и выполнили все задания правильно.

Ребята вы сегодня много узнали об Антарктиде. Но есть еще одно интересное природное явление в Антарктиде, знаете какое? Это северное сияние. Хотите о нем узнать?  И сегодня вечером вам о нем расскажет Ирина Валентиновна. А сейчас, кто хочет, может поиграть с макетом, согласны?

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

- Рефлексия проводится с целью формирования у детей умения оценивать свою деятельность, анализировать результаты групповой и индивидуальной работы

Совместная образовательная деятельность плавно переходит в свободную игровую

Список используемых ресурсов и методических материалов:

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2017 г
  2. Сайт "nsportal.ru" Социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"

Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми второй младшей группы по ФЭМП "Путешествие на автобусе"

1.Закреплять умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);2.Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);3.Закреплять умение понимать вопрос «...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 4-5 лет по образовательной области « Познавательное развитие».

На данном занятии через совместную деятельность  дети учатся выделять признаки зимней, летней и демисезонной одежды....

Методическая разработка. Презентация для непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Домашние животные"

Презентация для НОД по теме "Доашние животные" Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. По...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего возраста: "Путешествие на воздушном шаре".

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств и мыслей....

Методическая разработка по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста« Путешествие по временам года» с использованием технологии «Сторителлинг»

Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг», (настольная игра «Кубики историй»)...