Путешествие по карте по методике Н.А. Коротковой «В гости на родину кенгуру»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Макарчук Софья Романовна
Цель: обеспечение условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира
 
Задачи: 
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) . 
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. 
3. Развивать представления о стране и населяющих её народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения Австралии. 
5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (макет)
 
Материал и оборудование:
Мультимедийные – компьютерная презентация «В гости на родину кенгуру».
Оборудование – физическая карта мира, контурные карты, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны, цветные метки для «прокладывания» маршрута на карте.
Музыкальные – звук взлета самолета.
 
Предварительная работа: 
Чтение художественной литературы: сказка Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру»; А. Макалистер «Вот ты где, Вамбатик», «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги- Эму».
 
I. Этап выбор пункта назначения
 
- Здравствуйте, ребята. Мы с вами сегодня отправимся в очередное путешествие, но куда нам предстоит сейчас это узнать, но расскажите мне, где мы с вами уже успели побывать?
- Как много вы уже знаете.
- О чем бы еще хотели узнать?
В группе лежит бутылка, в которой письмо. Письмо частями размыто водой.
- Ребята, посмотрите, что эта за бутылка у нас лежит. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что там?
- Хотите его прочитать.
Здравствуйте, ребята. Пишет вам кенгуру, я живу на самом большом и красивом острове в далекой А…(размыто водой). Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашим растительным и животным миром. Приезжайте. Ваш кенгуру.
- И так из письма понятно, что нас в гости приглашает кто…
- Ребята, но часть письма размыта, и не понятно где живет кенгуру.
- Где нам его найти?
- Ребята, а кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотели бы побывать?
- Я приглашаю вас, отправится на Родину этого животного.
 
II. Этап выбор транспортного средства
 
- Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Австралии?
- А на каком транспорте добраться будет быстрее всего?
 
III. Этап определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте
 
 
Прежде чем отправиться в путешествие нам с вами, что нужно сделать?
- Кто может проложить его на карте?
- Сначала надо найти место, где мы с вами находимся – это будет «пункт отправления».
- Где мы живем? Как Урал обозначен на карте?
- Найдите Уральские горы и на это место прикрепим флажок.
- Далее надо найти Австралию – это «пункт прибытия», снова крепим флажок.
- А теперь «прокладываем» маршрут на карте от «пункта отправления» до «пункта прибытия»
 
IV. Этап высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения
 
- Ребята, как вы думаете, кто и что может встретиться нам в путешествии по Австралии?
 
V. Этап путешествия
 
 - Вы готовы к путешествию? Тогда устраиваемся по удобнее и полетели.
(звучит музыка)
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет снижает высоту. Осторожно, присядьте, чтобы не упасть.
- Вот наш самолет приземлился.
- Мы с вами добрались до Австралии.
- Австралия – это самый маленький континент. Ее берега омываются Индийским и Тихим океанами. (слайд 1)
- Растительность Австралии своеобразна и оригинальна.
Там растут очень удивительные растения.
- На что похоже это растение? (слайд 2)
- Его так и называют «Бутылочное дерево».
 - В стволе бутылочного дерева, как в гигантской бутылке, всегда огромные запасы вкуснейшей питьевой воды. Более того, на самом верху ствола есть резервуары, в которых накапливается очень густой и сладкий сок.
- В лесах Австралии произрастает большое количество деревьев.
- Кто знает, как называется это дерево? (слайд 3)
- Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире, высота его может достигать 100 метров (25-этажный дом). На его ветвях листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Благодаря этому дерево долго может сохранять в себе влагу.
- Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды. (слайд 4)
Эвкалипт вечнозеленое растение (как наша елка), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета, кора становится бурой, она отходит от древесины ствола и опадает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги. (слайд 5)
- Животный мир Австралии тоже уникален. В эвкалиптовых лесах живет, какое животное? (слайд 6)
- Коала живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Он спит целый день или неподвижно сидит, вцепившись в дерево передними лапами, а ночью ест. Когда все листья вокруг съедены, коала перебирается на другое дерево.
- Чем коала отличается от нашего бурого медведя?
 
- А еще коала обладает собственными уникальными отпечатками пальцев. (слайд 7)
Кроме коалы, в Австралии живут и другие животные. Я предлагаю вам прогуляться по степи и понаблюдать за ее обитателями в бинокль.
Игра «Угадай животное» (Развивающая игра «Фонарики»)
 
- Еще Австралию называют самым сухим континентом.
- Как вы думаете почему?
- Это пустыня «Виктория» и «Большая песчаная пустыня», а остальная территория это степи. (слайд 8)
- По территории Австралии протекает только одна большая река – Муррей. Есть еще маленькие речки, но их не так много. (слайд 9)
 
- Река Муррей не только самая большая, но и самая «живая». Здесь обитают самые разнообразные животные. Какие? (слайд 10)
- А еще здесь живет самое удивительное австралийское животное.
- Как оно называется? (слайд 11)
Размером утконос с кролика, хвост как у бобра, плоский, лапы перепончатые, тело покрыто короткой шерстью.
Утконос очень быстро плавает и в этом ему помогают передние лапы.
- В водоемах водятся не только удивительные, но и самые опасные животные Австралии. Как вы думаете кто? (слайд 12)
- Конечно. Крокодилов на континенте очень много. Взрослый крокодил может достигать 4 метров в длину, у них около 70 зубов на каждой стороне челюсти, которые за всю их жизнь меняются несколько раз.
- Как вы думаете, а чем питаются крокодилы?
- Обычно крокодил сидит и ждёт, пока добыча не подойдёт достаточно близко, а затем хватает её быстрым движением головы.
- Также крокодил может быть опасен и для человека.
- Мы с вами увидели растительный и животный мир Австралии.
- Нам надо идти обратно. Давайте пойдем вон по той тропинке и посмотри, куда она нас выведет.
Идем по тропинке, стараемся высоко поднимать ноги – вдруг нам встретится змея.
Увидели птицу слева, справа
Вот мы и вышли, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись.
- Посмотрите, мы с вами вышли к поселению, где живут люди. Кто-нибудь знает, как называют этих людей? (слайд 13)
- Это местное население Австралии, которое живет в удаленных поселениях, их называют аборигены. Аборигены были первыми обитателями материка.
- Ребята, как вы думаете, что за предмет в руках у аборигена? (слайд 14)
- Это бумеранг.
- Для чего использовали?
- Австралийские аборигены для охоты изобрели снаряд - возвращающийся бумеранг. Обычно бумеранг имеет форму банана, но может быть и другой формы. (слайд 15)
- Посмотрите, какие у меня есть бумеранги, они сделаны из бумаги.
- А вы хотели бы попробовать сделать бумеранг?
- Тогда подходите к столам.
- А вы хотели бы поупражняться в бросании бумеранга, тогда я предлагаю вам вечером устроить конкурс на лучший полет бумеранга. Хотите?
- Вот мы с вами и побывали на континенте Австралия, увидели много интересного. Чтобы мы не забыли, о чем узнали в путешествии, попробуем заполнить контурную карту, теми растения животными, которых мы видели, для этого вы можете объединиться в пары, в группы или по одному.
- Ребята, нам с вами пора возвращаться назад.
- Занимайте места в самолете, устраивайтесь поудобнее и полетели….
VI. Этап подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали
 
- Вот мы и оказались в детском саду.
- Где мы с вами побывали?
- Посмотрим, какие были ваши предположения в начале путешествия. Что мы увидели во время путешествия?
- Подтвердились ли наши предположения?
- Что нового узнали во время путешествия?
- Что было самым трудным в путешествии?
- Что было самым интересным?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по карте по методике Н.А. Коротковой

«В гости на родину кенгуру»

Цель: обеспечение условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира

Задачи: 

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

3. Развивать представления о стране и населяющих её народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения Австралии.

5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (макет)

Материал и оборудование:

Мультимедийные – компьютерная презентация «В гости на родину кенгуру».

Оборудование – физическая карта мира, контурные карты, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны, цветные метки для «прокладывания» маршрута на карте.

Музыкальные – звук взлета самолета.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: сказка Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру»; А. Макалистер «Вот ты где, Вамбатик», «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги- Эму».

  1. Этап выбор пункта назначения

- Здравствуйте, ребята. Мы с вами сегодня отправимся в очередное путешествие, но куда нам предстоит сейчас это узнать, но расскажите мне, где мы с вами уже успели побывать?

Как много вы уже знаете.

- О чем бы еще хотели узнать?

В группе лежит бутылка, в которой письмо. Письмо частями размыто водой.

Ребята, посмотрите, что эта за бутылка у нас лежит. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что там?

- Хотите его прочитать.

Здравствуйте, ребята. Пишет вам кенгуру, я живу на самом большом и красивом острове в далекой А…(размыто водой). Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашим растительным и животным миром. Приезжайте. Ваш кенгуру.

- И так из письма понятно, что нас в гости приглашает кто…

- Ребята, но часть письма размыта, и не понятно где живет кенгуру.

- Где нам его найти?

- Ребята, а кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотели бы побывать?

- Я приглашаю вас, отправится на Родину этого животного.

  1. Этап выбор транспортного средства

- Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Австралии?

- А на каком транспорте добраться будет быстрее всего?

  1. Этап определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте

Прежде чем отправиться в путешествие нам с вами, что нужно сделать?

- Кто может проложить его на карте?

- Сначала надо найти место, где мы с вами находимся – это будет «пункт отправления».

- Где мы живем? Как Урал обозначен на карте?

- Найдите Уральские горы и на это место прикрепим флажок.

- Далее надо найти Австралию – это «пункт прибытия», снова крепим флажок.

- А теперь «прокладываем» маршрут на карте от «пункта отправления» до «пункта прибытия»

  1. Этап высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения

- Ребята, как вы думаете, кто и что может встретиться нам в путешествии по Австралии?

  1. Этап путешествия

 - Вы готовы к путешествию? Тогда устраиваемся по удобнее и полетели.

(звучит музыка)

- Уважаемые пассажиры! Наш самолет снижает высоту. Осторожно, присядьте, чтобы не упасть.

- Вот наш самолет приземлился.

- Мы с вами добрались до Австралии.

- Австралия – это самый маленький континент. Ее берега омываются Индийским и Тихим океанами. (слайд 1)

- Растительность Австралии своеобразна и оригинальна.

Там растут очень удивительные растения.

- На что похоже это растение? (слайд 2)

- Его так и называют «Бутылочное дерево».

 - В стволе бутылочного дерева, как в гигантской бутылке, всегда огромные запасы вкуснейшей питьевой воды. Более того, на самом верху ствола есть резервуары, в которых накапливается очень густой и сладкий сок.

- В лесах Австралии произрастает большое количество деревьев.

- Кто знает, как называется это дерево? (слайд 3)

- Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире, высота его может достигать 100 метров (25-этажный дом). На его ветвях листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Благодаря этому дерево долго может сохранять в себе влагу.

- Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды. (слайд 4)

Эвкалипт вечнозеленое растение (как наша елка), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета, кора становится бурой, она отходит от древесины ствола и опадает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги. (слайд 5)

- Животный мир Австралии тоже уникален. В эвкалиптовых лесах живет, какое животное? (слайд 6)

- Коала живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Он спит целый день или неподвижно сидит, вцепившись в дерево передними лапами, а ночью ест. Когда все листья вокруг съедены, коала перебирается на другое дерево.

- Чем коала отличается от нашего бурого медведя?

- А еще коала обладает собственными уникальными отпечатками пальцев. (слайд 7)

Кроме коалы, в Австралии живут и другие животные. Я предлагаю вам прогуляться по степи и понаблюдать за ее обитателями в бинокль.

Игра «Угадай животное» (Развивающая игра «Фонарики»)

- Еще Австралию называют самым сухим континентом.

- Как вы думаете почему?

- Это пустыня «Виктория» и «Большая песчаная пустыня», а остальная территория это степи. (слайд 8)

- По территории Австралии протекает только одна большая река – Муррей. Есть еще маленькие речки, но их не так много. (слайд 9)

- Река Муррей не только самая большая, но и самая «живая». Здесь обитают самые разнообразные животные. Какие? (слайд 10)

- А еще здесь живет самое удивительное австралийское животное.

- Как оно называется? (слайд 11)

Размером утконос с кролика, хвост как у бобра, плоский, лапы перепончатые, тело покрыто короткой шерстью.

Утконос очень быстро плавает и в этом ему помогают передние лапы.

- В водоемах водятся не только удивительные, но и самые опасные животные Австралии. Как вы думаете кто? (слайд 12)

- Конечно. Крокодилов на континенте очень много. Взрослый крокодил может достигать 4 метров в длину, у них около 70 зубов на каждой стороне челюсти, которые за всю их жизнь меняются несколько раз.

- Как вы думаете, а чем питаются крокодилы?

- Обычно крокодил сидит и ждёт, пока добыча не подойдёт достаточно близко, а затем хватает её быстрым движением головы.

- Также крокодил может быть опасен и для человека.

- Мы с вами увидели растительный и животный мир Австралии.

- Нам надо идти обратно. Давайте пойдем вон по той тропинке и посмотри, куда она нас выведет.

Идем по тропинке, стараемся высоко поднимать ноги – вдруг нам встретится змея.

Увидели птицу слева, справа

Вот мы и вышли, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись.

- Посмотрите, мы с вами вышли к поселению, где живут люди. Кто-нибудь знает, как называют этих людей? (слайд 13)

- Это местное население Австралии, которое живет в удаленных поселениях, их называют аборигены. Аборигены были первыми обитателями материка.

- Ребята, как вы думаете, что за предмет в руках у аборигена? (слайд 14)

- Это бумеранг.

- Для чего использовали?

- Австралийские аборигены для охоты изобрели снаряд - возвращающийся бумеранг. Обычно бумеранг имеет форму банана, но может быть и другой формы. (слайд 15)

- Посмотрите, какие у меня есть бумеранги, они сделаны из бумаги.

- А вы хотели бы попробовать сделать бумеранг?

- Тогда подходите к столам.

- А вы хотели бы поупражняться в бросании бумеранга, тогда я предлагаю вам вечером устроить конкурс на лучший полет бумеранга. Хотите?

- Вот мы с вами и побывали на континенте Австралия, увидели много интересного. Чтобы мы не забыли, о чем узнали в путешествии, попробуем заполнить контурную карту, теми растения животными, которых мы видели, для этого вы можете объединиться в пары, в группы или по одному.

- Ребята, нам с вами пора возвращаться назад.

- Занимайте места в самолете, устраивайтесь поудобнее и полетели….

  1. Этап подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали

- Вот мы и оказались в детском саду.

- Где мы с вами побывали?

- Посмотрим, какие были ваши предположения в начале путешествия. Что мы увидели во время путешествия?

- Подтвердились ли наши предположения?

- Что нового узнали во время путешествия?

- Что было самым трудным в путешествии?

- Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"

В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Презентация "Путешествие по карте" Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Конспект ООД по технологии Н.А. Коротковой "Путешествие по карте" "Поможем птицам вернуться домой"

Конспект ООД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия Путешествие по карте Н.А.Коротковой "В Арктику".

Возрастная группаПодготовительная к школе группаТема занятия«Путешествие в Арктику»Культурная практикаПознавательна исследовательская деятельностьКультурно – смысловой контекстМетоди...

Путешествие по карте по методике Н. А. Коротковой «Часть света – Антарктида»

Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая.Цель: ознакомление детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды....

Методическая разработка педагогического мероприятия «Путешествие в Антарктиду» (с использованием образовательной технологии «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой и технологии Лего-конструирования)

развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира....