Путешествие по карте по методике Н.А. Коротковой «В гости на родину кенгуру»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по карте по методике Н.А. Коротковой
«В гости на родину кенгуру»
Цель: обеспечение условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира
Задачи:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
3. Развивать представления о стране и населяющих её народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения Австралии.
5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (макет)
Материал и оборудование:
Мультимедийные – компьютерная презентация «В гости на родину кенгуру».
Оборудование – физическая карта мира, контурные карты, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны, цветные метки для «прокладывания» маршрута на карте.
Музыкальные – звук взлета самолета.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: сказка Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру»; А. Макалистер «Вот ты где, Вамбатик», «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги- Эму».
- Этап выбор пункта назначения
- Здравствуйте, ребята. Мы с вами сегодня отправимся в очередное путешествие, но куда нам предстоит сейчас это узнать, но расскажите мне, где мы с вами уже успели побывать?
- Как много вы уже знаете.
- О чем бы еще хотели узнать?
В группе лежит бутылка, в которой письмо. Письмо частями размыто водой.
- Ребята, посмотрите, что эта за бутылка у нас лежит. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что там?
- Хотите его прочитать.
Здравствуйте, ребята. Пишет вам кенгуру, я живу на самом большом и красивом острове в далекой А…(размыто водой). Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашим растительным и животным миром. Приезжайте. Ваш кенгуру.
- И так из письма понятно, что нас в гости приглашает кто…
- Ребята, но часть письма размыта, и не понятно где живет кенгуру.
- Где нам его найти?
- Ребята, а кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотели бы побывать?
- Я приглашаю вас, отправится на Родину этого животного.
- Этап выбор транспортного средства
- Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Австралии?
- А на каком транспорте добраться будет быстрее всего?
- Этап определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте
Прежде чем отправиться в путешествие нам с вами, что нужно сделать?
- Кто может проложить его на карте?
- Сначала надо найти место, где мы с вами находимся – это будет «пункт отправления».
- Где мы живем? Как Урал обозначен на карте?
- Найдите Уральские горы и на это место прикрепим флажок.
- Далее надо найти Австралию – это «пункт прибытия», снова крепим флажок.
- А теперь «прокладываем» маршрут на карте от «пункта отправления» до «пункта прибытия»
- Этап высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения
- Ребята, как вы думаете, кто и что может встретиться нам в путешествии по Австралии?
- Этап путешествия
- Вы готовы к путешествию? Тогда устраиваемся по удобнее и полетели.
(звучит музыка)
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет снижает высоту. Осторожно, присядьте, чтобы не упасть.
- Вот наш самолет приземлился.
- Мы с вами добрались до Австралии.
- Австралия – это самый маленький континент. Ее берега омываются Индийским и Тихим океанами. (слайд 1)
- Растительность Австралии своеобразна и оригинальна.
Там растут очень удивительные растения.
- На что похоже это растение? (слайд 2)
- Его так и называют «Бутылочное дерево».
- В стволе бутылочного дерева, как в гигантской бутылке, всегда огромные запасы вкуснейшей питьевой воды. Более того, на самом верху ствола есть резервуары, в которых накапливается очень густой и сладкий сок.
- В лесах Австралии произрастает большое количество деревьев.
- Кто знает, как называется это дерево? (слайд 3)
- Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире, высота его может достигать 100 метров (25-этажный дом). На его ветвях листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Благодаря этому дерево долго может сохранять в себе влагу.
- Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды. (слайд 4)
Эвкалипт вечнозеленое растение (как наша елка), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета, кора становится бурой, она отходит от древесины ствола и опадает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги. (слайд 5)
- Животный мир Австралии тоже уникален. В эвкалиптовых лесах живет, какое животное? (слайд 6)
- Коала живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Он спит целый день или неподвижно сидит, вцепившись в дерево передними лапами, а ночью ест. Когда все листья вокруг съедены, коала перебирается на другое дерево.
- Чем коала отличается от нашего бурого медведя?
- А еще коала обладает собственными уникальными отпечатками пальцев. (слайд 7)
Кроме коалы, в Австралии живут и другие животные. Я предлагаю вам прогуляться по степи и понаблюдать за ее обитателями в бинокль.
Игра «Угадай животное» (Развивающая игра «Фонарики»)
- Еще Австралию называют самым сухим континентом.
- Как вы думаете почему?
- Это пустыня «Виктория» и «Большая песчаная пустыня», а остальная территория это степи. (слайд 8)
- По территории Австралии протекает только одна большая река – Муррей. Есть еще маленькие речки, но их не так много. (слайд 9)
- Река Муррей не только самая большая, но и самая «живая». Здесь обитают самые разнообразные животные. Какие? (слайд 10)
- А еще здесь живет самое удивительное австралийское животное.
- Как оно называется? (слайд 11)
Размером утконос с кролика, хвост как у бобра, плоский, лапы перепончатые, тело покрыто короткой шерстью.
Утконос очень быстро плавает и в этом ему помогают передние лапы.
- В водоемах водятся не только удивительные, но и самые опасные животные Австралии. Как вы думаете кто? (слайд 12)
- Конечно. Крокодилов на континенте очень много. Взрослый крокодил может достигать 4 метров в длину, у них около 70 зубов на каждой стороне челюсти, которые за всю их жизнь меняются несколько раз.
- Как вы думаете, а чем питаются крокодилы?
- Обычно крокодил сидит и ждёт, пока добыча не подойдёт достаточно близко, а затем хватает её быстрым движением головы.
- Также крокодил может быть опасен и для человека.
- Мы с вами увидели растительный и животный мир Австралии.
- Нам надо идти обратно. Давайте пойдем вон по той тропинке и посмотри, куда она нас выведет.
Идем по тропинке, стараемся высоко поднимать ноги – вдруг нам встретится змея.
Увидели птицу слева, справа
Вот мы и вышли, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись.
- Посмотрите, мы с вами вышли к поселению, где живут люди. Кто-нибудь знает, как называют этих людей? (слайд 13)
- Это местное население Австралии, которое живет в удаленных поселениях, их называют аборигены. Аборигены были первыми обитателями материка.
- Ребята, как вы думаете, что за предмет в руках у аборигена? (слайд 14)
- Это бумеранг.
- Для чего использовали?
- Австралийские аборигены для охоты изобрели снаряд - возвращающийся бумеранг. Обычно бумеранг имеет форму банана, но может быть и другой формы. (слайд 15)
- Посмотрите, какие у меня есть бумеранги, они сделаны из бумаги.
- А вы хотели бы попробовать сделать бумеранг?
- Тогда подходите к столам.
- А вы хотели бы поупражняться в бросании бумеранга, тогда я предлагаю вам вечером устроить конкурс на лучший полет бумеранга. Хотите?
- Вот мы с вами и побывали на континенте Австралия, увидели много интересного. Чтобы мы не забыли, о чем узнали в путешествии, попробуем заполнить контурную карту, теми растения животными, которых мы видели, для этого вы можете объединиться в пары, в группы или по одному.
- Ребята, нам с вами пора возвращаться назад.
- Занимайте места в самолете, устраивайтесь поудобнее и полетели….
- Этап подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали
- Вот мы и оказались в детском саду.
- Где мы с вами побывали?
- Посмотрим, какие были ваши предположения в начале путешествия. Что мы увидели во время путешествия?
- Подтвердились ли наши предположения?
- Что нового узнали во время путешествия?
- Что было самым трудным в путешествии?
- Что было самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"
В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Презентация "Путешествие по карте" Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Конспект ООД по технологии Н.А. Коротковой "Путешествие по карте" "Поможем птицам вернуться домой"
Конспект ООД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы....
Конспект занятия Путешествие по карте Н.А.Коротковой "В Арктику".
Возрастная группаПодготовительная к школе группаТема занятия«Путешествие в Арктику»Культурная практикаПознавательна исследовательская деятельностьКультурно – смысловой контекстМетоди...

Путешествие по карте по методике Н. А. Коротковой «Часть света – Антарктида»
Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая.Цель: ознакомление детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды....

Методическая разработка педагогического мероприятия «Путешествие в Антарктиду» (с использованием образовательной технологии «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой и технологии Лего-конструирования)
развитие у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира....
