картотека наблюдений за песком
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка для организации наблюдений с детьми дошкольного возраста. Цикл наблюдений способствует формированию у детей умения выявлять свойства природных материалов в процессе игр, экспериментирования и дает представление об использовании песка человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_nablyudeniy_za_peskom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Циклы наблюдений за песком

Методическая разработка

для организации наблюдений с детьми дошкольного возраста

Picture background

Цель: познакомить с  компонентом неживой природы – песком и  его свойствами. Сформировать представление об использовании песка человеком.

Наблюдение №1 «Откуда берётся песок»

Материал: на каждого ребенка по 2 камня (из камней  при трении сыплется песок) лист картона, лупа.

Опыт:  Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это?

Как мы получили  песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Экскурсия на берег реки.

Наблюдение № 2 «Из чего состоит песок»

Опыт: Насыпьте  песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чем похожи,  и чем отличаются песчинки?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Наблюдение №3  «Форма песка»

Опыт: Чистый песок насыпьте в большой лоток. Рассмотрите через лупу - формы песчинок. Подержите в ладонях, пересыпая его, потрите пальчиками.

Что вы чувствуете?

Для сравнения можно рассмотреть несколько видов песка: сравнить по цвету, форме, размеру.

Как выглядят песчинки речного песка? (блестящие, отполированные, круглые)

На что похож песок из пустыни? (матовый, круглый)

Что повлияло на цвет и форму песка?

Вывод: Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму -  маленьких камешек.

Наблюдение №4 «Сыпучесть песка»

Опыт: Покажите  детям  песочные часы. Проследите  за тем, как пересыпается песок, ощутите длительность минуты.

Предложите набрать в ладошку сухого песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Это высыпание заметить по обычным часам и сравнить временной период этих «часов».

Вывод: Песок сыпучий.

Наблюдение № 5 «Плотность песка»

Опыт: Разровняйте площадку из сухого песка. По всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузим без надавливания в песок палочку. Затем положим на поверхность песка  тяжелый предмет, например, камень. Аккуратно подняв их, обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предметов в песке. Встряхните лоток, чтобы песок перемешался и лежал произвольно. Повторите опыт. Вы увидите, что палочка в этом случае, погрузится глубже, чем в просеянный песок. Отпечаток камня будет более отчетливым.

Вывод: Насеянный песок заметно плотнее!

Поэтому в строительстве используют просеянный песок.

Наблюдение № 6 «Рыхлый песок»

Опыт 1-ый: Предложите пересыпать песок из стаканчика на лист бумаги.

Легко ли сыплется песок?

Попробуем поставить («посадить») в стаканчик с песком палочку, как будто сажаем маленькое деревце.

Что происходит?

Почему палочка не падает?

Палочка расталкивает песчинки, которые « не держатся друг за друга», и поэтому ее легко воткнуть.

Вывод: Сухой песок рыхлый.

Опыт 2-ой: Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте его.

Каким стал песок? (влажным, мокрым)

Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок между песчинками)

Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок.

В какой песок она легче входит?

Вывод: С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный

Предложите сделать поделки из мокрого песка.

Наблюдение №7 «Свойства мокрого песка»

Опыт: Предложите  пересыпать мокрый песок.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать  любую нужную форму, пока не высохнет.

Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.  На мокром песке можно рисовать, высыхая, рисунок сохраняется.

Если в мокрый песок добавить цемент,  то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень.  Вот так песок работает на строительстве  домов.

Предложите сделать постройки из песка, нарисовать картинки на песке.

Наблюдение №8 « Своды и тоннели»

Опыт:  Склейте трубочку из бумаги, чуть больше карандаша. Вставляем в неё карандаш. Затем осторожно трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается несмятой.

Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды!

Поэтому насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Наблюдение № 9 «Песчаный конус»

Опыт 1-ый: Возьмите горсть сухого песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движение песка, похожее на течение.

 

Опыт 2-ой: Возьмите трубочки-соломинки от коктейля, создайте искусственный ветер.

Что происходит с песчинками?

Сухие песчинки легко двигаются, «убегают» от ветра.

Вывод: Песок может двигаться!

Вспомните о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря.

Понаблюдайте за песком в ветреную погоду. Куда ветер несет песок?

Наблюдение № 10 «Животные и песок»

Опыт: Во время игры в песочнице предложите детям представить, что перед ними песчаная пустыня, и все они - ее обитатели.

Предложите сделать норы в песке.

Как обитатели пустыни спасаются от врагов?

Почему они не погибают в песке?

Вспомните, как образуются своды и тоннели в песке?

Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды.

Наблюдение №11 «Фильтр из песка»

Опыт 1-ый: После дождя исследовать участки, где образуются лужи.

Почему образовались лужи?

Куда делась вода из лужи?

Вывод: Вода проходит сквозь песок.

Опыт 2-ой: Возьмите стаканчики с песком и емкости с «грязной» водой. Наливаем воду в стакан с песком и ждем, когда она просочится через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной».

Как она изменилась? (стала прозрачнее)

Вывод: Песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Совместная деятельность по расширению представлений полученных в процессе наблюдений за песком:

  • создание коллекции разных видов песка;
  • игры:

Игра-импровизация - «Если бы я был…»

Правила игры:  ребенок представляет себя в роли любого животного или растения пустыни и изображает его. Другие участники должны узнать представленное животное или растение.

Дидактические словесные игры:

«Напишем письмо животным пустыни»

«В чем ошибся Незнайка» Приложение №1

«Коробка ощущений»

Сюжетно – ролевые:

«Магазин – Кондитерская»

«Юные архитекторы»

Художественная литература для чтения с детьми:

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»:

«Пустыня и люди»- Баруздин С (ст. 233)

«Про жаркую пустыню» - Ганейзер Г (ст. 290)

«Почему вода в ручьях и реках бывает мутной»- Дж. Родари

Журнал «Дошкольное Воспитание» №7 -2003г:

«Желтая страница» - Маршак С (ст. 23)

«Песчаный дом» - Люшнин Г (ст. 23)

«На песке» - Квитко Л  (ст. 23)

«Песчанкин домик» - Н.Сладков 

«Песочные часы»

«Планета – наш дом» - И.Г.Белавина, Н.Г.Найденская:

Загадки по мотивам сказок Сладкова:

«Пропавшая рубаха»- ст.47

«Где бы спрятаться»- ст.48

«Зачем тушканчику хвост»- ст.49

«Кто что умеет»- ст.49

Методическая литература:

«Планета – наш дом» - И.Г.Белавина, Н.Г.Найденская

Журнал «Дошкольное Воспитание» №7 -2003г

Приложение №1

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки)

  1. Однажды я пошел в лес, но забыл взять бутылку с водой. Солнце было жарким, а путь – долгим. Что делать?

     Спустился я к берегу реки, а там песка - видимо-невидимо. Я        

     обрадовался, выбрал самый мокрый песок, быстренько слепил из него

     кувшинчик, набрал воды из реки и отправился дальше.

      2. Недавно, ребята, пришел я в гости к своим знакомым. Зашел в дом,                

поздоровался, как положено, походил по дому, посмотрел, как у них  все устроено. В общем-то, неплохо, только вот грязно почему-то везде,

следы от чьих-то ботинок на полу отпечатались. Я человек прямой, так и спросил: «Что же вы так редко в доме убираете? Пол когда последний раз мыли? Разве не знаете, что чистота – залог здоровья?»

Тут хозяйка вдруг как набросится на меня: «Это ты – настоящий Незнайка! Мы тут убирали – убирали, полы вымыли, а ты пришел, даже ноги не вытер следы-то везде – твои».

          Оказалось, что в гости шел я по песчаной дорожке, ботинки мои увязли    

     в земле, песок к ним прилип, а я не заметил. Я потом целый вечер

     отмывал от грязи свои замечательные ботинки, да так до конца и не

     отмыл. Может, я не по тем дорожкам ходил?

 

3. Отправился я как-то в поход. Устал, жарко, пить хочется. Но я ведь  

знаю,  что грязную воду пить нельзя. Да я вообще много чего знаю.

Например, как очистить эту самую воду от всякой грязи. Взял я глины побольше и пропустил через нее воду. Стала она чистой и прозрачной. Так что мой вам совет: очищайте воду с помощью глины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игры с песком

В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...

Наблюдение за песком

Конспект наблюдений на прогулке в средней группе за песком...

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...

Конспект наблюдение за песком

Прогулка Элемент Деятельность воспитателяДеятельность детейЗадачи Наблюдение за пескомЗанятие проводится в хорошую погоду на площадке. Дети встают вокруг песочницы с песком (полусухим). На бортике раз...