Проект " Маленькие помощники"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Задачи.
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.88 КБ | |
| 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
на тему: «Маленькие помощники»
для детей 2-й младшей группы
Васильева Светлана Витальевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г.о. Котельники, 2023 год
Автор проекта: Васильева Светлана Витальевна
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Дата реализации проекта: с 19 – 30 ноября
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 лет)
Цель: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи.
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта:
Для детей: рисунки, постройки, чистота в группе, пересадка растений, чистое бельё кукол; знания о труде взрослых и детей.
Для педагога: получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.
Для родителей: получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Знания о труде в целом взрослых и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т.п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие. Социально-коммуникативные развитие. Художественно-эстетическое развитие. Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
- Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
- Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
- Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Работа с детьми:
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы
и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
∙ Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
∙ Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
Работа с родителями)
∙ Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
∙ Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
- ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Конспект проекта в методический кабинет.
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
- Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
- Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
- Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
- Появилось уважение к труду взрослых.
- Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
- Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
- Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта.
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…). (см. Приложение 2)
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»). (см. Приложение 3)
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
∙ Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
∙ Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше).
Паспорт информационного проекта по теме:
«Маленькие помощники» для детей средней группы.
Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
- По содержанию: информационно практико-ориентированный,
познавательно - игровой.
- По числу участников проекта: групповой (15-20 человек).
- По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
- По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
- По профилю знаний: многопредметный.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта:
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,
книг и т. п.
8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.
Актуальность проблемы:
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
- Дети: получают и закрепляют на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым и безопасности.
- Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
- Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
- Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
- Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
- Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения.
Реализация проекта по этапам:
Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
- Распределение образовательной деятельности по дням и по времени.
Заключительный этап
- Конспект проекта в методический кабинет.
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
- Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
- Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
- Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
- Появилось уважение к труду взрослых.
- Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
- Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
- Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
Этапы подготовки и реализации проекта
Организационный этап
- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым родителем).
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
- Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
Продуктивный
- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги)
- Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше)
Презентативный
- Фотоотчёт «Маленькие помощники».
Итоговый
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта «Маленькие помощники».
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми по теме:
«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин "Когда не бывает скучно").
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
– Что увидели ребята, когда вошли в группу?
– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не скучно было?"
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
- показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
- формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
- рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
- воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и, если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход мероприятия:
- Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
- Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
- Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
- Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки о профессиях взрослых
Ты учишь буквы складывать, Считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И всё родное, русское любить. (воспитатель) | С малышами я вожусь, С ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни. С ними я хожу гулять, Их укладываю спать. И, конечно же, люблю Я профессию свою. (воспитатель) | Кто в дни болезней Всех полезней И лечит всех от всех Болезней? (доктор) 4. В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он… (артист) |
Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу (водитель) | Наведёт стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит всё. (фотограф) | Сегодня играла я Бабу – Ягу А завтра Снегурку Сыграть Я смогу. (актриса) |
С огнём бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? (пожарники) | Кто у постели больного сидит? И как лечится, он всем говорит; Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор) | Если вьётся пламя, Дым валит столбом, «Ноль – один» мы наберём, Его на помощь позовём. (пожарный) |
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.(маляр) | Мы учим детишек, Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (учитель) | Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой. (дворник) |
К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Не любит утром долго спать, Чуть свет встаёт… (шофёр) | На такси и самосвале, На пожарной и на скорой – Вы, конечно, их узнали – Трудятся весь день … (шофёр) | Завтра утром наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется… (пилот) |
Мы рано встаём, Ведь наша забота – Всех отвозить По утрам на работу. (шофёр) | Его приходу Каждый рад, Когда на кухне водопад. (водопроводчик) | Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Назови скорей, кто я? Ну, конечно же … (швея) |
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки обеды? (повар) | Он на мостике стоит И имеет грозный вид, Управляет кораблём. А бинокль всегда при нём. (капитан) | Средь облаков на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо люди жили в нём (строители) |
Ставя ловких две руки Каблуки на башмаки, И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (сапожник) | На работе день – деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (крановщик) | Он бревно отешет ловко, Рамы сделает, навес, У него смолой спецовка Как сосновый пахнет лес. (плотник) |
У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти, не краски, А гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивей! (парикмахер) | Он принёс нам телеграмму: «Приезжаю. Ждите. Мама.» Деду пенсию принёс, Хоть совсем не дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? (почтальон). | Складывает цифры, Цифры вычитает. Доходы и расходы В отчёте представляет. Здесь доход, а здесь расход. Ничего не пропадёт! (бухгалтер) |
. Мы защитники страны, Тренированы, сильны. Пограничники, танкисты, Моряки, артиллеристы, Службу мы несём везде: На земле и на воде. (военнослужащие) | Из просеянной муки Он печёт нам пироги, Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай-ка! (пекарь) | Он одет в комбинезон, Ловко красит рамы он. Побелил он потолок, Сделать нам ремонт помог. (маляр) |
Если наводнение Иль землетрясение, На помощь нам всегда придёт И нас от гибели спасёт. (спасатель) | У него серьёзный вид, За порядком он следит. Ясным днём, ночной порой Охраняет наш покой. (милиционер) | У него товаров горы – Огурцы и помидоры. Кабачки, капуста, мёд, Всё он людям продаёт. (продавец) |
Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (повар) | Он вылечит корь, И бронхит, и ангину, Пропишет пилюли и витамины. (врач) | Феном, щёткой и расчёской Ловко сделает причёску. (парикмахер) |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
на тему: «Маленькие помощники»
для детей 2-й младшей группы
Васильева Светлана Витальевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г.о. Котельники, 2023 год
Автор проекта: Васильева Светлана Витальевна
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Дата реализации проекта: с 19 – 30 ноября
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 лет)
Цель: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи.
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта:
Для детей: рисунки, постройки, чистота в группе, пересадка растений, чистое бельё кукол; знания о труде взрослых и детей.
Для педагога: получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.
Для родителей: получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Знания о труде в целом взрослых и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т.п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие. Социально-коммуникативные развитие. Художественно-эстетическое развитие. Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
- Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
- Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
- Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Работа с детьми:
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы
и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
∙ Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
∙ Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
Работа с родителями)
∙ Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
∙ Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
- ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Конспект проекта в методический кабинет.
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
- Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
- Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
- Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
- Появилось уважение к труду взрослых.
- Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
- Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
- Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта.
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…). (см. Приложение 2)
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»). (см. Приложение 3)
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
∙ Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
∙ Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше).
Паспорт информационного проекта по теме:
«Маленькие помощники» для детей средней группы.
Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
- По содержанию: информационно практико-ориентированный,
познавательно - игровой.
- По числу участников проекта: групповой (15-20 человек).
- По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
- По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
- По профилю знаний: многопредметный.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта:
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,
книг и т. п.
8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.
Актуальность проблемы:
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
- Дети: получают и закрепляют на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым и безопасности.
- Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
- Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
- Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
- Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
- Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения.
Реализация проекта по этапам:
Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
- Распределение образовательной деятельности по дням и по времени.
Заключительный этап
- Конспект проекта в методический кабинет.
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
- Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
- Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
- Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
- Появилось уважение к труду взрослых.
- Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
- Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
- Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
Этапы подготовки и реализации проекта
Организационный этап
- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым родителем).
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
- Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
Продуктивный
- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги)
- Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше)
Презентативный
- Фотоотчёт «Маленькие помощники».
Итоговый
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта «Маленькие помощники».
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми по теме:
«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин "Когда не бывает скучно").
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
– Что увидели ребята, когда вошли в группу?
– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не скучно было?"
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
- показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
- формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
- рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
- воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и, если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход мероприятия:
- Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
- Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
- Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
- Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки о профессиях взрослых
Ты учишь буквы складывать, Считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И всё родное, русское любить. (воспитатель) | С малышами я вожусь, С ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни. С ними я хожу гулять, Их укладываю спать. И, конечно же, люблю Я профессию свою. (воспитатель) | Кто в дни болезней Всех полезней И лечит всех от всех Болезней? (доктор) 4. В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он… (артист) |
Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу (водитель) | Наведёт стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит всё. (фотограф) | Сегодня играла я Бабу – Ягу А завтра Снегурку Сыграть Я смогу. (актриса) |
С огнём бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? (пожарники) | Кто у постели больного сидит? И как лечится, он всем говорит; Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор) | Если вьётся пламя, Дым валит столбом, «Ноль – один» мы наберём, Его на помощь позовём. (пожарный) |
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.(маляр) | Мы учим детишек, Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (учитель) | Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой. (дворник) |
К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Не любит утром долго спать, Чуть свет встаёт… (шофёр) | На такси и самосвале, На пожарной и на скорой – Вы, конечно, их узнали – Трудятся весь день … (шофёр) | Завтра утром наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется… (пилот) |
Мы рано встаём, Ведь наша забота – Всех отвозить По утрам на работу. (шофёр) | Его приходу Каждый рад, Когда на кухне водопад. (водопроводчик) | Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Назови скорей, кто я? Ну, конечно же … (швея) |
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки обеды? (повар) | Он на мостике стоит И имеет грозный вид, Управляет кораблём. А бинокль всегда при нём. (капитан) | Средь облаков на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо люди жили в нём (строители) |
Ставя ловких две руки Каблуки на башмаки, И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (сапожник) | На работе день – деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (крановщик) | Он бревно отешет ловко, Рамы сделает, навес, У него смолой спецовка Как сосновый пахнет лес. (плотник) |
У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти, не краски, А гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивей! (парикмахер) | Он принёс нам телеграмму: «Приезжаю. Ждите. Мама.» Деду пенсию принёс, Хоть совсем не дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? (почтальон). | Складывает цифры, Цифры вычитает. Доходы и расходы В отчёте представляет. Здесь доход, а здесь расход. Ничего не пропадёт! (бухгалтер) |
. Мы защитники страны, Тренированы, сильны. Пограничники, танкисты, Моряки, артиллеристы, Службу мы несём везде: На земле и на воде. (военнослужащие) | Из просеянной муки Он печёт нам пироги, Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай-ка! (пекарь) | Он одет в комбинезон, Ловко красит рамы он. Побелил он потолок, Сделать нам ремонт помог. (маляр) |
Если наводнение Иль землетрясение, На помощь нам всегда придёт И нас от гибели спасёт. (спасатель) | У него серьёзный вид, За порядком он следит. Ясным днём, ночной порой Охраняет наш покой. (милиционер) | У него товаров горы – Огурцы и помидоры. Кабачки, капуста, мёд, Всё он людям продаёт. (продавец) |
Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (повар) | Он вылечит корь, И бронхит, и ангину, Пропишет пилюли и витамины. (врач) | Феном, щёткой и расчёской Ловко сделает причёску. (парикмахер) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...

Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:· Сформировать ...

Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...