Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:

    «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

    Цель:

    ·        Сформировать  представления о различных средствах и способах познания окружающего мира.

    ·        Показать какую роль играет зрение и обоняние в жизни человека и животных, т.е. определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

    ·         Дать сравнительную характеристику органов чувств человека и животного.

    ·        Помочь понять, почему мы называем  органы чувств нашими  добрыми помощниками.

    ·         Закрепить знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств.

    ·         Продолжать работу над развитием зрительного восприятия.

    ·         Развивать  умение анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека: веселый, улыбающийся, грустный, печальный, расстроенный.

    ·        Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

    Предварительная работа:

    1.     Беседы на тему: «Глаза - орган зрения».

    2.     Рассматривание строения глаза, носа на таблице.

    3.     Чтение и рассказывание о жизни различных животных, их приспособленности к окружающей среде.

    4.     Проведение опытов: «Опыт Мариотта»,определение реакции зрачков на различное освещение; различение запахов.

    5.     Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди исправный светофор», «Определи, что лишнее?», «Что художник нарисовал неправильно?».

    6.     Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики и упражнений по снятию напряжений глаз, по развитию зрительного восприятия и ориентира.

    7.     Чтение научной и художественной литературы.

     

     

    Ход занятия.

     

    -Сегодня я узнала, что в городе Веселых человечков случилась беда.      Вы хотите пойти на помощь веселым человечкам?

    -Но , чтобы попасть в этот город, надо открыть большой замок на городских воротах. Веселые человечки потеряли ключ, которым нужно открыть замок, поэтому в их город никто не может попасть, чтобы помочь им в беде.

    Дидактическая игра: «Подбери ключ к замку»

    Дети подбирают ключ  и открывают замок, открывают ворота бутафорского города. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, печальные, чем-то расстроенные. Спрашиваю о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми? Рассматриваем мимику человечков.

    - Оказывается у Веселых человечков случилась беда, они разучились пользоваться своими органами чувств. Как вы думаете, можем мы помочь им?

    -Какие органы чувств мы знаем? (глаза, нос, рот, уши, кожа).

    Загадывание загадок:

    «Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам  /глаза/».

    «Запах хлеба, запах меда, запах роз различать поможет  /нос/».

    «Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки, бывают слушки и неслушки, что же это?  /ушки/».

    «Чтоб попробовать компот, есть у человека   /рот/.»

    - А теперь давайте отправимся в путешествие по городу.

    Первая остановка у дома художника.

    Рассматриваем портрет художника, спрашиваю, кто этот человек по профессии? Затем рассматриваем его нарисованную картину, на ней художник хотел нарисовать лису, а получилось какое-то чудовище. Потому что у художника заболели глазки и он перестал  видеть.      

    - А зачем человеку глаза? /Для того, чтобы видеть все окружающее. Глаза – это два маленьких шарика в двух углублениях лица./

    - А что еще нужно человеку, чтобы видеть?    /Свет/.

    -Да, если кто-то окажется в темноте, то глазки ничего не увидят.

    -А у животных и птиц есть глаза? /Да/.

    -У кого из птиц самое острое зрение? /У орла/. Он парит высоко от земли и из-за облаков высматривает добычу.

    -А какая птица лучше видит ночью?/Сова/. Она легко отыскивает себе пищу в темноте.

    - А какое животное совсем не видит?/Крот/. Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение. У него очень хорошо развиты слух и обоняние.

    Эксперимент:  С закрытыми глазами пытаемся ходить по комнате. Какие ощущения вы испытываете, когда закрыты глаза? /Ничего не видно куда надо идти/.

    Стихотворение: «Ребятишкам про глаза»   Н. Орлова.

    Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас?

    На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза?

    Чтоб текла из них слеза. Ты закрой глаза ладошкой

    Посиди совсем немножко, сразу сделалось темно.

    Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно

    Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом,

    Править быстрым самолетом, все моря на белом свете,

    Переплыть мечтает Петя.

    Но для этого друзья кроме знанья и уменья

    Всем необходимо зренье!

    Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

    Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает «этот дом» специальная «дверца» под названием – веко. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек рассматривает все то, что находится перед глазами. Они движутся то вправо, то влево, вверх и вниз. Наши глаза могут болеть, если за ними не ухаживать, а чтобы они не болели и не уставали надо делать гимнастику для глаз.

    Смотрит вправо – никого, смотрит влево – никого

    Раз – два, раз – два, закружилась голова

    Глазки закрывали, глазки отдыхали

    Как откроем мы глаза, вверх посмотрим да-да-да

     Пальцами погладь глаза, отдыхать пришла пора.

    Это очень плохо потерять зрение, давайте поможем художнику восстановить  картину и научим его правильно ухаживать за своими глазками.

    Дидактическая игра: «Собери животное».

    Отправляемся дальше по городу.

    Вторая  остановка у домика девочки-садовода.

    Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, цветы, овощи. Но она потеряла обоняние и теперь не может наслаждаться их ароматами. Чтобы определить тот или иной предмет, надо его понюхать носом. Нос – важная часть тела .Носом мы дышим, он может чувствовать и различать разные запахи. Нос – это орган обоняния. Как же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если он имеет какой – то запах, его немедленно чувствуем.

    Опыт: «Определи по запаху»  (дети нюхают апельсин, лук, чеснок, лимон).

    Нос способен различать до 1000 запахов. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек и собак, лошадей обоняние так сильно, что они обычно узнают запах знакомого им человека до того, как он приблизится. А у диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.

    Стихотворение: «Зачем носик малышам?»   Ю.Прокопович.

    Есть прямые носики, есть носики-курносики

    Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос

    Жарким летом на лужайке, носик нюхает цветочки

    На полянке - земляничку, в грядке - спелую клубничку

    В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос

    Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье

    Где в буфете шоколадки или сок в бутылке сладкий

    Апельсины кто принес? Все понюхает мой нос.

    Носы бывают разные. Рассматриваем чудо – дерево на нем вместо яблок висят носы.

    Нос – хобот слона он им пользуется как рукой.

    Клюв пеликана – пользуется как мешок для хранения рыбы.

    Нос собаки – самый чуткий нос.

    Нос комара – прокусывает кожу.

    Нос утки – находит корм в воде.

    Самое главное значение носа – мы им дышим, вдыхаем воздух – кислород.

    Эксперимент: Закрываем нос рукой, дышать не можем, открываем рот. При простуде закладывает  нос, начинается сильный насморк и человек не чувствует  запахи.

     Поэтому надо делать массаж носа.

    «От крылечка до калитки, 3 часа ползли улитки,

    3 часа ползли подружки, на себе таща избушки»  /тереть нос с обеих сторон указательными пальцами/.

    Дыхательную гимнастику: «Морской воздух».

    Носик принюхался пахнет морским воздухом

    И увидели мы море, красивое большое

    Воздух мы морской вздохнем

    Дышим носом, а не ртом

    Плечи не поднимаем, животом помогаем.

    Теперь мы можем помочь девочке – садоводу.

    Дидактическая игра: «Собери цветок» /дети собирают из деталей цветы по цвету и форме/.

    На сегодняшнем занятии мы познакомились с двумя органами чувств: глазами и носом, т.е. зрением и обонянием, помогли Веселым человечкам.

    Шуточная игра: «Найди свой нос» / с закрытыми глазами достаем нос указательным пальцем/.

     

    Воспитатель МБДОУ №42                                                   Терещенко Л.А.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:

    «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

    Цель:

    • Сформировать  представления о различных средствах и способах познания окружающего мира.
    • Показать какую роль играет зрение и обоняние в жизни человека и животных, т.е. определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
    •  Дать сравнительную характеристику органов чувств человека и животного.
    • Помочь понять, почему мы называем  органы чувств нашими  добрыми помощниками.
    •  Закрепить знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств.
    •  Продолжать работу над развитием зрительного восприятия.
    •  Развивать  умение анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека: веселый, улыбающийся, грустный, печальный, расстроенный.
    • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

    Предварительная работа:

    1. Беседы на тему: «Глаза - орган зрения».
    2. Рассматривание строения глаза, носа на таблице.
    3. Чтение и рассказывание о жизни различных животных, их приспособленности к окружающей среде.
    4. Проведение опытов: «Опыт Мариотта»,определение реакции зрачков на различное освещение; различение запахов.
    5. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди исправный светофор», «Определи, что лишнее?», «Что художник нарисовал неправильно?».
    6. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики и упражнений по снятию напряжений глаз, по развитию зрительного восприятия и ориентира.
    7. Чтение научной и художественной литературы.

    Ход занятия.

    -Сегодня я узнала, что в городе Веселых человечков случилась беда.      Вы хотите пойти на помощь веселым человечкам?

    -Но , чтобы попасть в этот город, надо открыть большой замок на городских воротах. Веселые человечки потеряли ключ, которым нужно открыть замок, поэтому в их город никто не может попасть, чтобы помочь им в беде.

    Дидактическая игра: «Подбери ключ к замку»

    Дети подбирают ключ  и открывают замок, открывают ворота бутафорского города. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, печальные, чем-то расстроенные. Спрашиваю о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми? Рассматриваем мимику человечков.

    - Оказывается у Веселых человечков случилась беда, они разучились пользоваться своими органами чувств. Как вы думаете, можем мы помочь им?

    -Какие органы чувств мы знаем? (глаза, нос, рот, уши, кожа).

    Загадывание загадок:

    «Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам  /глаза/».

    «Запах хлеба, запах меда, запах роз различать поможет  /нос/».

    «Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки, бывают слушки и неслушки, что же это?  /ушки/».

    «Чтоб попробовать компот, есть у человека   /рот/.»

    - А теперь давайте отправимся в путешествие по городу.

    Первая остановка у дома художника.

    Рассматриваем портрет художника, спрашиваю, кто этот человек по профессии? Затем рассматриваем его нарисованную картину, на ней художник хотел нарисовать лису, а получилось какое-то чудовище. Потому что у художника заболели глазки и он перестал  видеть.      

    - А зачем человеку глаза? /Для того, чтобы видеть все окружающее. Глаза – это два маленьких шарика в двух углублениях лица./

    - А что еще нужно человеку, чтобы видеть?    /Свет/.

    -Да, если кто-то окажется в темноте, то глазки ничего не увидят.

    -А у животных и птиц есть глаза? /Да/.

    -У кого из птиц самое острое зрение? /У орла/. Он парит высоко от земли и из-за облаков высматривает добычу.

    -А какая птица лучше видит ночью?/Сова/. Она легко отыскивает себе пищу в темноте.

    - А какое животное совсем не видит?/Крот/. Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение. У него очень хорошо развиты слух и обоняние.

    Эксперимент:  С закрытыми глазами пытаемся ходить по комнате. Какие ощущения вы испытываете, когда закрыты глаза? /Ничего не видно куда надо идти/.

    Стихотворение: «Ребятишкам про глаза»   Н. Орлова.

    Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас?

    На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза?

    Чтоб текла из них слеза. Ты закрой глаза ладошкой

    Посиди совсем немножко, сразу сделалось темно.

    Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно

    Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом,

    Править быстрым самолетом, все моря на белом свете,

    Переплыть мечтает Петя.

    Но для этого друзья кроме знанья и уменья

    Всем необходимо зренье!

    Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

    Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает «этот дом» специальная «дверца» под названием – веко. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек рассматривает все то, что находится перед глазами. Они движутся то вправо, то влево, вверх и вниз. Наши глаза могут болеть, если за ними не ухаживать, а чтобы они не болели и не уставали надо делать гимнастику для глаз.

    Смотрит вправо – никого, смотрит влево – никого

    Раз – два, раз – два, закружилась голова

    Глазки закрывали, глазки отдыхали

    Как откроем мы глаза, вверх посмотрим да-да-да

     Пальцами погладь глаза, отдыхать пришла пора.

    Это очень плохо потерять зрение, давайте поможем художнику восстановить  картину и научим его правильно ухаживать за своими глазками.

    Дидактическая игра: «Собери животное».

    Отправляемся дальше по городу.

    Вторая  остановка у домика девочки-садовода.

    Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, цветы, овощи. Но она потеряла обоняние и теперь не может наслаждаться их ароматами. Чтобы определить тот или иной предмет, надо его понюхать носом. Нос – важная часть тела .Носом мы дышим, он может чувствовать и различать разные запахи. Нос – это орган обоняния. Как же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если он имеет какой – то запах, его немедленно чувствуем.

    Опыт: «Определи по запаху»  (дети нюхают апельсин, лук, чеснок, лимон).

    Нос способен различать до 1000 запахов. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек и собак, лошадей обоняние так сильно, что они обычно узнают запах знакомого им человека до того, как он приблизится. А у диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.

    Стихотворение: «Зачем носик малышам?»   Ю.Прокопович.

    Есть прямые носики, есть носики-курносики

    Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос

    Жарким летом на лужайке, носик нюхает цветочки

    На полянке - земляничку, в грядке - спелую клубничку

    В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос

    Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье

    Где в буфете шоколадки или сок в бутылке сладкий

    Апельсины кто принес? Все понюхает мой нос.

    Носы бывают разные. Рассматриваем чудо – дерево на нем вместо яблок висят носы.

    Нос – хобот слона он им пользуется как рукой.

    Клюв пеликана – пользуется как мешок для хранения рыбы.

    Нос собаки – самый чуткий нос.

    Нос комара – прокусывает кожу.

    Нос утки – находит корм в воде.

    Самое главное значение носа – мы им дышим, вдыхаем воздух – кислород.

    Эксперимент: Закрываем нос рукой, дышать не можем, открываем рот. При простуде закладывает  нос, начинается сильный насморк и человек не чувствует  запахи.

     Поэтому надо делать массаж носа.

    «От крылечка до калитки, 3 часа ползли улитки,

    3 часа ползли подружки, на себе таща избушки»  /тереть нос с обеих сторон указательными пальцами/.

    Дыхательную гимнастику: «Морской воздух».

    Носик принюхался пахнет морским воздухом

    И увидели мы море, красивое большое

    Воздух мы морской вздохнем

    Дышим носом, а не ртом

    Плечи не поднимаем, животом помогаем.

    Теперь мы можем помочь девочке – садоводу.

    Дидактическая игра: «Собери цветок» /дети собирают из деталей цветы по цвету и форме/.

    На сегодняшнем занятии мы познакомились с двумя органами чувств: глазами и носом, т.е. зрением и обонянием, помогли Веселым человечкам.

    Шуточная игра: «Найди свой нос» / с закрытыми глазами достаем нос указательным пальцем/.

    Воспитатель МБДОУ №42                                                Терещенко Л.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...

    Конспект НОД для детей старшего возраста по теме «Добрый помощник - магнит».

    Тема: «Добрый помощник - магнит».Образовательные:Продолжать формировать представление о свойствах магнита – умение действовать через преграду(воду, картон).Активизировать в речи детей слова: «пр...

    Конспект коррекционного занятия для детей с ЗПР старшего возраста по теме «Лунтик на стройке»

       Уточнение и расширение запаса представлений о профессиях на стройке, инструментах....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...