Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:

«Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Цель:

·        Сформировать  представления о различных средствах и способах познания окружающего мира.

·        Показать какую роль играет зрение и обоняние в жизни человека и животных, т.е. определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

·         Дать сравнительную характеристику органов чувств человека и животного.

·        Помочь понять, почему мы называем  органы чувств нашими  добрыми помощниками.

·         Закрепить знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств.

·         Продолжать работу над развитием зрительного восприятия.

·         Развивать  умение анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека: веселый, улыбающийся, грустный, печальный, расстроенный.

·        Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа:

1.     Беседы на тему: «Глаза - орган зрения».

2.     Рассматривание строения глаза, носа на таблице.

3.     Чтение и рассказывание о жизни различных животных, их приспособленности к окружающей среде.

4.     Проведение опытов: «Опыт Мариотта»,определение реакции зрачков на различное освещение; различение запахов.

5.     Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди исправный светофор», «Определи, что лишнее?», «Что художник нарисовал неправильно?».

6.     Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики и упражнений по снятию напряжений глаз, по развитию зрительного восприятия и ориентира.

7.     Чтение научной и художественной литературы.

 

 

Ход занятия.

 

-Сегодня я узнала, что в городе Веселых человечков случилась беда.      Вы хотите пойти на помощь веселым человечкам?

-Но , чтобы попасть в этот город, надо открыть большой замок на городских воротах. Веселые человечки потеряли ключ, которым нужно открыть замок, поэтому в их город никто не может попасть, чтобы помочь им в беде.

Дидактическая игра: «Подбери ключ к замку»

Дети подбирают ключ  и открывают замок, открывают ворота бутафорского города. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, печальные, чем-то расстроенные. Спрашиваю о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми? Рассматриваем мимику человечков.

- Оказывается у Веселых человечков случилась беда, они разучились пользоваться своими органами чувств. Как вы думаете, можем мы помочь им?

-Какие органы чувств мы знаем? (глаза, нос, рот, уши, кожа).

Загадывание загадок:

«Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам  /глаза/».

«Запах хлеба, запах меда, запах роз различать поможет  /нос/».

«Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки, бывают слушки и неслушки, что же это?  /ушки/».

«Чтоб попробовать компот, есть у человека   /рот/.»

- А теперь давайте отправимся в путешествие по городу.

Первая остановка у дома художника.

Рассматриваем портрет художника, спрашиваю, кто этот человек по профессии? Затем рассматриваем его нарисованную картину, на ней художник хотел нарисовать лису, а получилось какое-то чудовище. Потому что у художника заболели глазки и он перестал  видеть.      

- А зачем человеку глаза? /Для того, чтобы видеть все окружающее. Глаза – это два маленьких шарика в двух углублениях лица./

- А что еще нужно человеку, чтобы видеть?    /Свет/.

-Да, если кто-то окажется в темноте, то глазки ничего не увидят.

-А у животных и птиц есть глаза? /Да/.

-У кого из птиц самое острое зрение? /У орла/. Он парит высоко от земли и из-за облаков высматривает добычу.

-А какая птица лучше видит ночью?/Сова/. Она легко отыскивает себе пищу в темноте.

- А какое животное совсем не видит?/Крот/. Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение. У него очень хорошо развиты слух и обоняние.

Эксперимент:  С закрытыми глазами пытаемся ходить по комнате. Какие ощущения вы испытываете, когда закрыты глаза? /Ничего не видно куда надо идти/.

Стихотворение: «Ребятишкам про глаза»   Н. Орлова.

Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас?

На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза. Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко, сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно

Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом,

Править быстрым самолетом, все моря на белом свете,

Переплыть мечтает Петя.

Но для этого друзья кроме знанья и уменья

Всем необходимо зренье!

Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает «этот дом» специальная «дверца» под названием – веко. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек рассматривает все то, что находится перед глазами. Они движутся то вправо, то влево, вверх и вниз. Наши глаза могут болеть, если за ними не ухаживать, а чтобы они не болели и не уставали надо делать гимнастику для глаз.

Смотрит вправо – никого, смотрит влево – никого

Раз – два, раз – два, закружилась голова

Глазки закрывали, глазки отдыхали

Как откроем мы глаза, вверх посмотрим да-да-да

 Пальцами погладь глаза, отдыхать пришла пора.

Это очень плохо потерять зрение, давайте поможем художнику восстановить  картину и научим его правильно ухаживать за своими глазками.

Дидактическая игра: «Собери животное».

Отправляемся дальше по городу.

Вторая  остановка у домика девочки-садовода.

Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, цветы, овощи. Но она потеряла обоняние и теперь не может наслаждаться их ароматами. Чтобы определить тот или иной предмет, надо его понюхать носом. Нос – важная часть тела .Носом мы дышим, он может чувствовать и различать разные запахи. Нос – это орган обоняния. Как же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если он имеет какой – то запах, его немедленно чувствуем.

Опыт: «Определи по запаху»  (дети нюхают апельсин, лук, чеснок, лимон).

Нос способен различать до 1000 запахов. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек и собак, лошадей обоняние так сильно, что они обычно узнают запах знакомого им человека до того, как он приблизится. А у диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.

Стихотворение: «Зачем носик малышам?»   Ю.Прокопович.

Есть прямые носики, есть носики-курносики

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос

Жарким летом на лужайке, носик нюхает цветочки

На полянке - земляничку, в грядке - спелую клубничку

В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос

Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье

Где в буфете шоколадки или сок в бутылке сладкий

Апельсины кто принес? Все понюхает мой нос.

Носы бывают разные. Рассматриваем чудо – дерево на нем вместо яблок висят носы.

Нос – хобот слона он им пользуется как рукой.

Клюв пеликана – пользуется как мешок для хранения рыбы.

Нос собаки – самый чуткий нос.

Нос комара – прокусывает кожу.

Нос утки – находит корм в воде.

Самое главное значение носа – мы им дышим, вдыхаем воздух – кислород.

Эксперимент: Закрываем нос рукой, дышать не можем, открываем рот. При простуде закладывает  нос, начинается сильный насморк и человек не чувствует  запахи.

 Поэтому надо делать массаж носа.

«От крылечка до калитки, 3 часа ползли улитки,

3 часа ползли подружки, на себе таща избушки»  /тереть нос с обеих сторон указательными пальцами/.

Дыхательную гимнастику: «Морской воздух».

Носик принюхался пахнет морским воздухом

И увидели мы море, красивое большое

Воздух мы морской вздохнем

Дышим носом, а не ртом

Плечи не поднимаем, животом помогаем.

Теперь мы можем помочь девочке – садоводу.

Дидактическая игра: «Собери цветок» /дети собирают из деталей цветы по цвету и форме/.

На сегодняшнем занятии мы познакомились с двумя органами чувств: глазами и носом, т.е. зрением и обонянием, помогли Веселым человечкам.

Шуточная игра: «Найди свой нос» / с закрытыми глазами достаем нос указательным пальцем/.

 

Воспитатель МБДОУ №42                                                   Терещенко Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:

«Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Цель:

  • Сформировать  представления о различных средствах и способах познания окружающего мира.
  • Показать какую роль играет зрение и обоняние в жизни человека и животных, т.е. определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
  •  Дать сравнительную характеристику органов чувств человека и животного.
  • Помочь понять, почему мы называем  органы чувств нашими  добрыми помощниками.
  •  Закрепить знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств.
  •  Продолжать работу над развитием зрительного восприятия.
  •  Развивать  умение анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека: веселый, улыбающийся, грустный, печальный, расстроенный.
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа:

  1. Беседы на тему: «Глаза - орган зрения».
  2. Рассматривание строения глаза, носа на таблице.
  3. Чтение и рассказывание о жизни различных животных, их приспособленности к окружающей среде.
  4. Проведение опытов: «Опыт Мариотта»,определение реакции зрачков на различное освещение; различение запахов.
  5. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди исправный светофор», «Определи, что лишнее?», «Что художник нарисовал неправильно?».
  6. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики и упражнений по снятию напряжений глаз, по развитию зрительного восприятия и ориентира.
  7. Чтение научной и художественной литературы.

Ход занятия.

-Сегодня я узнала, что в городе Веселых человечков случилась беда.      Вы хотите пойти на помощь веселым человечкам?

-Но , чтобы попасть в этот город, надо открыть большой замок на городских воротах. Веселые человечки потеряли ключ, которым нужно открыть замок, поэтому в их город никто не может попасть, чтобы помочь им в беде.

Дидактическая игра: «Подбери ключ к замку»

Дети подбирают ключ  и открывают замок, открывают ворота бутафорского города. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, печальные, чем-то расстроенные. Спрашиваю о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми? Рассматриваем мимику человечков.

- Оказывается у Веселых человечков случилась беда, они разучились пользоваться своими органами чувств. Как вы думаете, можем мы помочь им?

-Какие органы чувств мы знаем? (глаза, нос, рот, уши, кожа).

Загадывание загадок:

«Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам  /глаза/».

«Запах хлеба, запах меда, запах роз различать поможет  /нос/».

«Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки, бывают слушки и неслушки, что же это?  /ушки/».

«Чтоб попробовать компот, есть у человека   /рот/.»

- А теперь давайте отправимся в путешествие по городу.

Первая остановка у дома художника.

Рассматриваем портрет художника, спрашиваю, кто этот человек по профессии? Затем рассматриваем его нарисованную картину, на ней художник хотел нарисовать лису, а получилось какое-то чудовище. Потому что у художника заболели глазки и он перестал  видеть.      

- А зачем человеку глаза? /Для того, чтобы видеть все окружающее. Глаза – это два маленьких шарика в двух углублениях лица./

- А что еще нужно человеку, чтобы видеть?    /Свет/.

-Да, если кто-то окажется в темноте, то глазки ничего не увидят.

-А у животных и птиц есть глаза? /Да/.

-У кого из птиц самое острое зрение? /У орла/. Он парит высоко от земли и из-за облаков высматривает добычу.

-А какая птица лучше видит ночью?/Сова/. Она легко отыскивает себе пищу в темноте.

- А какое животное совсем не видит?/Крот/. Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение. У него очень хорошо развиты слух и обоняние.

Эксперимент:  С закрытыми глазами пытаемся ходить по комнате. Какие ощущения вы испытываете, когда закрыты глаза? /Ничего не видно куда надо идти/.

Стихотворение: «Ребятишкам про глаза»   Н. Орлова.

Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас?

На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза. Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко, сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно

Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом,

Править быстрым самолетом, все моря на белом свете,

Переплыть мечтает Петя.

Но для этого друзья кроме знанья и уменья

Всем необходимо зренье!

Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает «этот дом» специальная «дверца» под названием – веко. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек рассматривает все то, что находится перед глазами. Они движутся то вправо, то влево, вверх и вниз. Наши глаза могут болеть, если за ними не ухаживать, а чтобы они не болели и не уставали надо делать гимнастику для глаз.

Смотрит вправо – никого, смотрит влево – никого

Раз – два, раз – два, закружилась голова

Глазки закрывали, глазки отдыхали

Как откроем мы глаза, вверх посмотрим да-да-да

 Пальцами погладь глаза, отдыхать пришла пора.

Это очень плохо потерять зрение, давайте поможем художнику восстановить  картину и научим его правильно ухаживать за своими глазками.

Дидактическая игра: «Собери животное».

Отправляемся дальше по городу.

Вторая  остановка у домика девочки-садовода.

Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, цветы, овощи. Но она потеряла обоняние и теперь не может наслаждаться их ароматами. Чтобы определить тот или иной предмет, надо его понюхать носом. Нос – важная часть тела .Носом мы дышим, он может чувствовать и различать разные запахи. Нос – это орган обоняния. Как же нос чувствует запахи? Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если он имеет какой – то запах, его немедленно чувствуем.

Опыт: «Определи по запаху»  (дети нюхают апельсин, лук, чеснок, лимон).

Нос способен различать до 1000 запахов. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек и собак, лошадей обоняние так сильно, что они обычно узнают запах знакомого им человека до того, как он приблизится. А у диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.

Стихотворение: «Зачем носик малышам?»   Ю.Прокопович.

Есть прямые носики, есть носики-курносики

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос

Жарким летом на лужайке, носик нюхает цветочки

На полянке - земляничку, в грядке - спелую клубничку

В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос

Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье

Где в буфете шоколадки или сок в бутылке сладкий

Апельсины кто принес? Все понюхает мой нос.

Носы бывают разные. Рассматриваем чудо – дерево на нем вместо яблок висят носы.

Нос – хобот слона он им пользуется как рукой.

Клюв пеликана – пользуется как мешок для хранения рыбы.

Нос собаки – самый чуткий нос.

Нос комара – прокусывает кожу.

Нос утки – находит корм в воде.

Самое главное значение носа – мы им дышим, вдыхаем воздух – кислород.

Эксперимент: Закрываем нос рукой, дышать не можем, открываем рот. При простуде закладывает  нос, начинается сильный насморк и человек не чувствует  запахи.

 Поэтому надо делать массаж носа.

«От крылечка до калитки, 3 часа ползли улитки,

3 часа ползли подружки, на себе таща избушки»  /тереть нос с обеих сторон указательными пальцами/.

Дыхательную гимнастику: «Морской воздух».

Носик принюхался пахнет морским воздухом

И увидели мы море, красивое большое

Воздух мы морской вздохнем

Дышим носом, а не ртом

Плечи не поднимаем, животом помогаем.

Теперь мы можем помочь девочке – садоводу.

Дидактическая игра: «Собери цветок» /дети собирают из деталей цветы по цвету и форме/.

На сегодняшнем занятии мы познакомились с двумя органами чувств: глазами и носом, т.е. зрением и обонянием, помогли Веселым человечкам.

Шуточная игра: «Найди свой нос» / с закрытыми глазами достаем нос указательным пальцем/.

Воспитатель МБДОУ №42                                                Терещенко Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...

Конспект НОД для детей старшего возраста по теме «Добрый помощник - магнит».

Тема: «Добрый помощник - магнит».Образовательные:Продолжать формировать представление о свойствах магнита – умение действовать через преграду(воду, картон).Активизировать в речи детей слова: «пр...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ»

laquo;Все профессии важны, все профессии нужны»Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи. Образовательные: продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и...

Интегрированное занятие для детей старшего возраста на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель. Расширение представлений детей о труде взрослых, о значении их труда для общества....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Учить детей составлять описат...

Конспект занятия по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое здоровье?»

Конспект занятия по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое здоровье?»...