Фольклор, как средство патриотического воспитания дошкольников (опыт работы)
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Молчанова Галина Вячеславовна

Ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon opyt_raboty_po_folkloru.pdf2.62 МБ
Файл tekst_k_slaydam_folklor.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Текст к слайдам

1 слайд

       Тема моего выступления: Фольклор, как средство патриотического воспитания дошкольников

2 слайд

 «Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Эти слова принадлежат Д. К. Ушинскому..                                                            

       Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться.

Подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле.

Сейчас к нам постепенно   возвращается    национальная    память,    и    мы

по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

       Для России, которая является многонациональной державой, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, так как на протяжении последних лет особенно заметно ее стирание  на фоне культур других национальностей.

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
       Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.
Поскольку    мы,    педагоги,  в  полной  мере  ответственны  за  воспитание

будущего поколения России, то должны сами быть носителями народной культуры, в доступной форме знакомить с ней детей, приобщать к национальным традициям и обычаям, для того, чтобы воспитать любовь к Родине, гордость за свой народ, уважение к предкам, чтобы вырастить достойного человека и гражданина своей страны.

       Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
       Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание).      Это народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-

прикладного искусства.
        Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

3 слайд

        Целью приобщения детей к народной культуре является  формирование у них

патриотических чувств и развития духовности.
       Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие задачи:

       Задачи:

- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формировать  духовно-нравственные и патриотические чувства на основе изучения культуры страны и родного края;

-  продолжать развивать у детей интерес и любовь к русской   национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм ;

- обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- формировать  у воспитанников чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создать условия для реализации основных направлений ФОП дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

4 слайд

        В своей работе использую игровые, словесные, наглядные, практические методы обучения.

5 – 6 слайд

       Начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

Мы можно сказать в начале своего пути.
       В группе создается соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране

- иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества,

-   образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию,
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.

7 слайд

       Трудолюбие -  одна из главных черт русского  характера

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного и патриотического развития.
       Тематическая неделя «Хлеб   - всему голова» позволила углубить знания детей о том, сколько труда наши предки вкладывали в выращивании хлеба и какую ценность хлеб имеет в нашей жизни.

8 слайд Народные традиции и обычаи

        Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим, прошлое поколение с будущим.

        Семья

        Семьи были большие. Жили вместе бабушки с дедушками, их дети и

внуки. В семье было несколько детей. Старшие дети помогали младшим и уважали взрослых.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом

9 слайд   

       Изучение семейного древа воспитывает в детях уважение к своим предкам, традициям семьи.

10-11 слайд   

        Дом – изба, старинная утварь, предметы старинного быта вызывают у детей неподдельный восторг.

Посещение Тейковского музея истории помогают детям представить жизнь наших предков более полно.

12 слайд речевое развитие

        В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

       Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц способствует:

       - созданию необходимых условий для знакомства со сказками;

       - развитию познавательных способностей ребенка;

любознательности, творческого воображения, памяти, фантазии;

       -  пробуждению интереса к сказкам;

        - воспитывает культуру речи, учит детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

        Дошкольники с удовольствием играют в  речевые игры «Один – много», «Ты расскажи, а мы угадаем», «Какой? Какая? Какое?»

Выполняют пальчиковые упражнения: «Матрешка», «Солнышко – Ведрышко»

13 слайд 

        Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. Былины отражают в своем содержании высокие нравственно - этические и общественные идеалы русского народа. Богатырь - это всегда воин-патриот. В образе богатыря воплощается мощь русского народа.

       Былинные богатыри – любимые герои детей, которым хочется подражать.

14 слайд 

       Русские народные промыслы

       В творческой мастерской дети знакомятся с видами декоративно -прикладного искусства. Рисуют и разукрашивают посуду под гжель, в т.ч. и с помощью пластилинографии.

15 слайд 

        Гжель

16-17 слайд

        Золотая хохлома очень нравится детям. Особенно деревянные ложки, с которыми нигде не пропадешь, ни за столом, ни на празднике.

18 слайд 

       Народные игрушки 

        Народная игрушка является замечательным культурным наследием, которое проверено детской любовью и детской игрой.

       Матрешка  символизирует соборность семьи.  Семья вместе, и душа на месте.

19 слайд 

        Дымковские игрушки – нарядные, яркие, с большой историей.

20 слайд 

        Дидактические игры: «Третий лишний», «Что изменилось», «Найди отличие», лото, лабиринты, пазлы, разрезные картинки помогают детям лучше запомнить народные художественные промыслы. Такие игры способствуют развитию внимания, наблюдательности, речи.

21 слайд 

       Народные подвижные игры: «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Гуси – лебеди», «Жмурки с колокольчиком» - народные  подвижные  игры, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность,

       Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.      

22 слайд 

        Последнее время дети с теплотой делают Рождественские открытки для участников СВО.

23-24 слайд 

       Масленица

       Масленица (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю и, начиная с четверга масленичной недели, все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

        Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

       В массовых праздниках, как «Масленица», дети принимают участие с удовольствием,  поют  заклички, зазывали весну, водят хороводы. Играют в русские народные игры «Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко», «Блины», «Золотые ворота», «Ручеек», «Шел козел по лесу»; лакомятся блинами.

25-26 слайд    Пасха

       Так же знакомим детей с традицией празднования Пасхи.

       На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли

сдобные хлеба (куличи, пасхи),

        Красили яйца (Крашенки), по Пасхальному обычаю яйца красят разными цветами или наносят на них различные рисунки. Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни.

        С детьми расписываем деревянные яйца – писанки.  Праздник всегда сопровождается народными играми и забавами.

27 слайд

        День Петра и Февронии, праздник  семьи, любви и верности.

Исконно русский праздник, который способствует формированию и у детей и у родителей понимания ценности семьи.

 

28 слайд 

       Старинные русские народные  инструменты

       Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Знакомя детей с народными музыкальными инструментами, мы тем самым приобщаем их истории русского народа. учим любить и уважать свою родину.

29-30 слайд 

        Русский народный костюм

        Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России.

        Большую радость детям доставляет ряженье в русские костюмы.  

31 слайд 

        Русские матрешки, былинные богатыри , старинные музыкальные инструменты …

Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет…

32 слайд 

        Подводя итог, можно сказать, что фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формирует внутреннюю готовность к восприятию русской

народной культуры.       

        В результате проделанной работы дети многое узнали о истории своего народа, убедились, как важно ценить историю, гордиться своими предками, почитать и уважать старших. Стали правильно называть предметы быта старины, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла. Дети постоянные участники выступлений на мероприятиях в детском саду, поют и танцуют.

       Поэтому хочу продолжать знакомить детей с русскими традициями. Надеюсь, что представленный опыт работы окажется полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.

Формирование  системы знаний  у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

Опыт работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

Любовь докольника к своей Родине начинается  с отношений к своей семье , любви к своему дому, детскому саду, городу, стране. И  эти дидактические  игры решают задачи по патриотическому ...

Фольклор- как средство патриотического воспитания дошкольников

в статье говорится о том, как воспитать патриотические чувчтва дошкольника при помощи фольклора...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников ( опыт работы)

                     В дошкольном возрасте основным этапом формирования патриотических чувств следует считать  накопление ребенком...

Консультация для родителей "Фольклор-как средство патриотического воспитания дошкольников"

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Зак...

Доклад "Фольклор, как средство патриотического воспитания дошкольников"

Проблема патриотического воспитания детей в наши дни актуальна, как никогда. И события последних лет особенно остро показали ее значимость, ведь то, в каком обществе, в какой стране мы будем жить в бу...