Конспект занятия "Путешествие в мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Данный конспект расчитан на старших дошкольников.  Дети знакомятся с миром насекомых в игровой форме, выполняя  интересные задания. Насекомые играют важную роль в экологическом балансе природного сообщества. Дети узнают о необходимости существования этих маленьких жителей , об их пользе для людей, птиц,  природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Составила воспитатель

 высшей квалификационной

 категории Кузьминкина Н.В.

Оренбург, 2025 год

Актуальность:

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой   природы проявляются очень рано.

Ребенка нужно научить беречь и любить окружающий мир. Можно начать   эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.  Они привлекательны и удивительны, они малозаметны  из-за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. Мир насекомых очень разнообразен, он представлен множеством видов, у них интересен образ жизни, и они играют важнейшую роль в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный материал поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

К сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?». Данное занятие поможет  узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в мир насекомых»

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент.

2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации.

4.Приём поддержание интереса у детей: физминутка, чередование детской деятельности, видеоматериалы.

5.Приемы оценки и самооценки: поощрение.

3.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей  направленности для детей  5-6 лет

4.

Цель:

1. Создание условий для ознакомления детей с миром насекомых.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

  1. Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
  2. Формирование познавательного интереса к насекомым, их значении в экосистеме и жизни человека.

6.2

Развивающие:

  1. развивать мышление, коммуникативные навыки детей.
  2. развивать память, внимание, наблюдательность, умение делать выводы.
  3. развивать речевую активность детей .

6.3

Воспитательные:

  1. воспитывать  интерес  и бережное отношение к насекомым.

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Созданы условия для ознакомления детей  с миром насекомых.

Дети  познакомились с представителями мира насекомых, особенностями их жизни, строения, местами обитания.

Получены первоначальные знания о  необходимости  сохранении представителей данного вида и  их значении для экосистемы планеты.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Картинка луга на экране;  организация  полянки в группе,  письмо, цветок с заданиями; паутина с насекомыми;  карточки с изображением  насекомых, демонстрирующее их строение; картонки с контуром насекомых для проявления маслом, кисточки, баночки с маслом; игра «Лабиринт»- чем питаются насекомые;     картинки  для определения мест обитания;  картинки насекомых; картинки с изображением пользы  насекомых для человека и природы;   материал для дыхательной игры «Танцующие паучки»; аудиозапись звука насекомых; веселая песенка  для дыхательной  гимнастики.

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, наблюдения  в весенне-летний период   за насекомыми на прогулке, чтение произведений К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Приключения Карика и Вали»; просмотр мультфильмов , которых встречаются насекомые «Пчелка Майя»,  «Королевство Бенна и  Холли»; Рассматривание энциклопедий о насекомых

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Совместно с детьми осуществляется уход за комнатными растениями в группе. Дети обращают внимание на новую папку.

Дети: у нас какая-то новая папка. Мы можем ее посмотреть?

Воспитатель: да, конечно.

С детьми рассматривается интерактивная папка «Лесные этажи»

Воспитатель:  ребята,  что мы здесь с вами видим?

Дети : разные деревья, животные, птицы.

Дети описывают, что они видят)

Воспитатель:   это удивительные мир природы. А какие самые маленькие жители  мира природы?

Дети: насекомые.

Воспитатель: о птицах мы знаем с вами много, о животных (диких и домашних) тоже. А о насекомых мы много знаем?  

Дети: нет

Воспитатель:  Хотите узнать больше?

Дети: да.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: а где мы можем встретить  насекомых?

Дети: летом на лугу, на полянке, на водоеме, в лесу.

Воспитатели:  да, конечно.

Воспитатель:  а вы хотели бы сегодня отправиться в гости к насекомым?

Дети: да. Хотим.

 Воспитатель:. Мы немножко  поколдуем и отправимся в гости к насекомым.

Воспитатель: давайте возьмемся за руки, встанем  в круг:

Мы пойдём сначала вправо – раз, два, три (идут в правую сторону).
А потом пойдём налево – раз, два, три (идут в левую сторону).
А потом мы соберёмся – раз, два, три (сужают круг).
И тихонько разойдёмся – раз, два, три (расширяют круг).
А потом мы повернёмся – раз, два, три (поворачиваются вокруг себя).
И друг другу улыбнёмся –  (улыбаются друг другу).

На экране проектора  вид лесной поляны. В группе тоже оформлена полянка, на которой «растут» растения.

Воспитатель: вот мы и оказались на полянке. Но вы ничего не замечаете?

Дети: почему-то тихо. Мы не слышим  никаких звуков, и нет насекомых. Здесь лежит какое –то письмо.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: интересно. На письме написано: помогите!!! От насекомых.

Дети: кому-то нужна помощь! Давайте прочитаем и поможем!.

Воспитатель: я согласна. Воспитатель открывает письмо и читает:

Паук устроил карнавал
И насекомых он позвал.
На праздник все они спешили

И не заметили, как в сети угодили.
Прилипли к липкой нити лапки
И слезы по щекам бегут
На помощь, всех ребят зовут:

Заданья паука вы выполняйте

И скорее нас спасайте!

Воспитатель открывает наборное полотно с нарисованной паутиной, на ней насекомые.

Что же будем делать? Где найти задания паука?

Дети: а может на цветке они есть?

Воспитатель: давайте посмотрим.

Воспитатель берет цветок и на оборотной стороне цветка, находит задания  паучка.

Дети: точно. Какие вы молодцы!

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети:  мы готовы выполнить задания, чтобы освободить насекомых.

Воспитатель:  я  с вами полностью согласна. Мы сегодня  с вами будем выполнять задания и  узнаем много нового про этот удивительный мир, будем внимательными, будем помогать друг другу. Согласны?

Дети: хорошо.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 Воспитатель: А вот и первое задание: надо узнать какие насекомые спешили на карнавал к пауку. Для этого вам надо пройти за столы и выполнить задание.

Дети садятся за столы. На каждого ребенка приготовлены карточки для работы. Очертания насекомых заклеены чистым листом бумаги, стоят кисточки и емкости с маслом.

Воспитатель: вам надо  нанести масло с помощью кисточки и узнать насекомое, которое спряталось. Но  ничего не говорите.

 Дети «закрашивают» верхний лист маслом и проявляется насекомое.

Воспитатель:  я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы  будете поднимать руку , кто нашел такое насекомое.

Всех жучков она милей                                                                                        Спинка алая у ней.                                                                                                              А на ней кружочки,                                                                                             Черненькие точки.   (Божья коровка)

Она ярка, красива,                                                                                                     Изящна, легкокрыла,                                                                                                 Сама похожа на цветок,                                                                                                 Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка)  

Этот маленький скрипач                                                                                      Изумрудный носит плащ.                                                                                               Он и в спорте чемпион.                                                                                                 Ловко прыгать может он.   (Кузнечик)

Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Без всякого усилья                                                                                                    Летаю над водой,                                                                                                    Сверкают мои крылья                                                                                                Прозрачною слюдой.                                                                                                      Тело тонкое, словно стрела,                                                                                              И большие, большие глаза. (Стрекоза)

Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)

Воспитатель:  Молодцы!  Справились с заданием. Всех насекомых отыскали. Сколько их?  А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: насекомых :  Дети называют других насекомых (муха, комар, шмель, оса, богомол, саранча и др.)

Воспитатель прикрепляет  картинки с насекомыми, чтобы были отчетливо видны  сходства в их  строении (шесть лапок, голова, туловище).

Воспитатель: а вот и второе задание: ребята, посмотрите на картинки: чем похожи насекомые? Что есть общего  у них?

Дети: они похожи своим строением: у них шесть лапок, есть голова и туловище.

Воспитатель: правильно. У многих насекомых еще есть крылышки. Они могут быть спрятаны под  жесткими верхними крылышками.

Воспитатель показывает картинку.

Воспитатель: вот и второе задание мы выполнили.

Воспитатель:  переходим к третьему заданию:  знаете ли вы,  чем питаются насекомые?

Дети: мы не знаем.

Воспитатель: для этого, паучок приготовил нам задание  «Лабиринт». Внимательно пройти по лабиринту и вы сможете узнать , чем питаются насекомые.

Детям предлагаются картинки с заданиями «лабиринт»: на одном конце лабиринта картинка насекомого, на другом несколько картинок с предполагаемым питанием этого насекомого.

Бабочка- питается нектаром ,                                                                              муравей  - мелкой тлей и соком растений), божья коровка – тлей, стрекоза – мелкими личинками, пчела –пыльцой, саранча – растениями)

Воспитатель: молодцы.  Всех насекомых можно разделить  на группы  по способу  питания  : растительноядные, всеядные,  хищников и паразитов. А куда бы вы отнесли ваших насекомых?

Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: вот, даже среди насекомых есть хищники и те, кто питается только растениями.

Воспитатель:  чем питаются насекомые мы узнали с вами. И выполнили еще одно задание паучка. Скоро все насекомые будут свободны.

Дети: давайте скорее выполнять следующее задание, чтобы поскорее освободить насекомых.

Воспитатель:  следующее задание: надо поселить всех насекомых по своим местам обитания. Перед Вами картинки с изображением разных мест обитания насекомых, с их «домиками». Вам надо подобрать к темному силуэту то насекомое,  которое обитает именно в этом месте.

Детям предлагаются несколько картинок с местами обитания определенных насекомых.  Дети подбирают  картинки    с изображением насекомых и  объясняют место обитания того или иного насекомого. ( пчела – в улье, муравей – в муравейнике, кузнечики – в траве, жуки- на деревьях,  стрекозы- у водоемов, паук- паутина)

Воспитатель: видите, как много мест обитания насекомых.

Дети: ура! Мы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Предлагаю немного нам отдохнуть. Отправимся на пруд к стрекозам.

Утром стрекоза проснулась, (протирают кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, тянутся)

Раз – росой она умылась, (протирают ладонями щеки)

Два – изящно покружилась (кружатся на месте)

Три- нагнулась и присела (приседают)

На четыре – полетела (машут руками вверх, вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою закружилась (приседают.)

Мы немного с вами отдохнули. Продолжим наше приключение   и, наконец, освободим всех насекомых.

Воспитатель:  а вот интересно, а может нам и не нужны насекомые? Они такие маленькие. Как вы думаете, а нужны ли нам насекомые? Может можно обойтись и без них?

Дети:  они помогают человеку, птицы кушают насекомых.

Воспитатель:   интересно.

Дети: пчелы дают человеку мед,  насекомые опыляют растения. Воспитатель:  (показ картинок) божья коровка защищает растения от тли, она поедает их; есть насекомые, которые помогают очищать водоемы от грязи; есть такое насекомое –шелкопряд, который  производит тоненькие нити – «шелк», и люди используют его для производство тканей. И можно много, много приводить примеров, какую роль играют насекомые в жизни людей, птиц, животных.

Воспитатель: а вот, например, комар или саранча? Как вы считаете вредное или полезное насекомое?

Дети:  наверное, вредное.

Воспитатель: любое насекомое для чего-то нужно. Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые края осенью?

Дети: потому что холодно, им нечего кушать.

Воспитатель: но мы же подкармливаем птиц зимой? Дело в том, что эти птицы питаются насекомыми, но с наступлением  холодов куда деваются насекомые?

Дети: они прячутся , засыпают.

Воспитатель: правильно. У птиц нет больше пищи, поэтому они отправляются в теплые края, где насекомые не впадают в спячку. И есть питание.

Дети: насекомые тоже нужны в природе.

Воспитатель:  смотрите, тут еще одно задание: «Третий лишний». Вам надо выбрать , какое насекомое лишнее на картинке и объяснить почему вы так думаете.  дЛя выполнения этого задания я предлагаю вам присесть на стульчики, потому что задание мы увидим с вами на экране.

На экране появляются  картинки с изображением насекомых; 2 насекомых летают, одно насекомое ползает, или наоборот: двое насекомых ползающих, одно – летающее. Игра на закрепление способов передвижения насекомых. Дети по очереди отвечают   и объясняют свой выбор.

Воспитатель:  ну вот мы и выполнили все задания. Давайте поможем всем насекомым  выпутаться из паутины.

Дети распутывают всех насекомых из паутины.

Воспитатель:  вы слышите? (включается запись звуков насекомых)

 Дети: да. Насекомые вернулись на полянку.

Воспитатель:  а куда спешили наши насекомые?

Дети: на карнавал.

 Воспитатель: смотрите маленькие паучки спешат к нам, давайте вместе с ними поиграем.

Выполняется дыхательная гимнастика «Танцующие паучки».

Воспитатель: Посмотри на летний луг, Приглядись внимательно! Ты поймёшь, что жизнь вокруг Очень занимательна! Вроде нету никого, Хотя жизнь кипит, бурлит. Кто-то прячется в листве, И в ромашках, и в траве. Каждый занят своим делом, Важен он на свете белом!

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Узнавание нового материала про насекомых: их  разнообразие, строение, места обитания, чем питаются;  способ передвижения насекомых, роль в природе, человека

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дидактические игры «Третий лишний», «Кто, где живет» «Чем питается насекомое?;  рассматривание папки «Лесные этажи»,  «Животные леса»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель:  как вы думаете мы справились с заданием?

Дети: да. Мы освободили всех насекомых.

 Воспитатель:  ребята мы выполнили с вами задания и узнали много нового про насекомых.  Что мы с вами узнали уже про насекомых?                Дети: о строении насекомых, чем они питаются, что бывают хищные насекомые, травоядные, всеядные; где живут насекомые.                                   Воспитатель: как вы думаете , нужны нам насекомые? Или мы можем обойтись без них?                                                                                                          Дети: если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Отгадывание загадок. Создание альбома: «Мир насекомых».. Вид деятельности: чтение, художественно – творческая, игровая,  двигательная.

4.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект совместной деятельности "Мир насекомых"

Данная деятельность проводится в сентябре месяце. "Мир насекомых" - это второе занятие согласно перспективному плану по развитию фонематического восприятия у детей 5 - 6 лет. Может использоваться в ка...

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия "Насекомые"

Расширение знаний о насекомых,осуществление релаксации отдельных групп мышц....

Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Насекомые"

Цель: Познакомить с экосистемой «Луг».Задачи: Сформировать представления о роли насекомых в жизни растений.Продолжать формировать у детей ручную умелость и творческое воображение. Воспитыват...

Конспект беседы с детьми: "Насекомые- польза и вред"

Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми...

План-Конспект НОД "В мире насекомых"

Интегрированное занятие, посвящённое формированию бережного отношения к насекомым, любви к природе....

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Конспект по  теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....