Конспект занятия "Путешествие в мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект расчитан на старших дошкольников. Дети знакомятся с миром насекомых в игровой форме, выполняя интересные задания. Насекомые играют важную роль в экологическом балансе природного сообщества. Дети узнают о необходимости существования этих маленьких жителей , об их пользе для людей, птиц, природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Составила воспитатель
высшей квалификационной
категории Кузьминкина Н.В.
Оренбург, 2025 год
Актуальность:
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляются очень рано.
Ребенка нужно научить беречь и любить окружающий мир. Можно начать эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. Мир насекомых очень разнообразен, он представлен множеством видов, у них интересен образ жизни, и они играют важнейшую роль в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный материал поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
К сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?». Данное занятие поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.
Организационная информация | ||||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||
2. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Познавательная Чтение художественной литературы Двигательная Познавательно-исследовательская | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в мир насекомых» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности | 1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент. 2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации. 4.Приём поддержание интереса у детей: физминутка, чередование детской деятельности, видеоматериалы. 5.Приемы оценки и самооценки: поощрение. | ||
3. | Возрастная группа: | Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет | ||
4. | Цель: | 1. Создание условий для ознакомления детей с миром насекомых. | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Образовательные:
| |||
6.2 | Развивающие:
| |||
6.3 | Воспитательные:
| |||
7. | Планируемые результаты: | |||
7.1 | Созданы условия для ознакомления детей с миром насекомых. Дети познакомились с представителями мира насекомых, особенностями их жизни, строения, местами обитания. Получены первоначальные знания о необходимости сохранении представителей данного вида и их значении для экосистемы планеты. | |||
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Картинка луга на экране; организация полянки в группе, письмо, цветок с заданиями; паутина с насекомыми; карточки с изображением насекомых, демонстрирующее их строение; картонки с контуром насекомых для проявления маслом, кисточки, баночки с маслом; игра «Лабиринт»- чем питаются насекомые; картинки для определения мест обитания; картинки насекомых; картинки с изображением пользы насекомых для человека и природы; материал для дыхательной игры «Танцующие паучки»; аудиозапись звука насекомых; веселая песенка для дыхательной гимнастики. | ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты | Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, наблюдения в весенне-летний период за насекомыми на прогулке, чтение произведений К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Приключения Карика и Вали»; просмотр мультфильмов , которых встречаются насекомые «Пчелка Майя», «Королевство Бенна и Холли»; Рассматривание энциклопедий о насекомых | ||
Конспект образовательной деятельности | ||||
I. | Вводная часть | Совместно с детьми осуществляется уход за комнатными растениями в группе. Дети обращают внимание на новую папку. Дети: у нас какая-то новая папка. Мы можем ее посмотреть? Воспитатель: да, конечно. С детьми рассматривается интерактивная папка «Лесные этажи» Воспитатель: ребята, что мы здесь с вами видим? Дети : разные деревья, животные, птицы. Дети описывают, что они видят) Воспитатель: это удивительные мир природы. А какие самые маленькие жители мира природы? Дети: насекомые. Воспитатель: о птицах мы знаем с вами много, о животных (диких и домашних) тоже. А о насекомых мы много знаем? Дети: нет Воспитатель: Хотите узнать больше? Дети: да. | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель: а где мы можем встретить насекомых? Дети: летом на лугу, на полянке, на водоеме, в лесу. Воспитатели: да, конечно. Воспитатель: а вы хотели бы сегодня отправиться в гости к насекомым? Дети: да. Хотим. Воспитатель:. Мы немножко поколдуем и отправимся в гости к насекомым. Воспитатель: давайте возьмемся за руки, встанем в круг: Мы пойдём сначала вправо – раз, два, три (идут в правую сторону). На экране проектора вид лесной поляны. В группе тоже оформлена полянка, на которой «растут» растения. Воспитатель: вот мы и оказались на полянке. Но вы ничего не замечаете? Дети: почему-то тихо. Мы не слышим никаких звуков, и нет насекомых. Здесь лежит какое –то письмо. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: интересно. На письме написано: помогите!!! От насекомых. Дети: кому-то нужна помощь! Давайте прочитаем и поможем!. Воспитатель: я согласна. Воспитатель открывает письмо и читает: Паук устроил карнавал И не заметили, как в сети угодили. Заданья паука вы выполняйте И скорее нас спасайте! Воспитатель открывает наборное полотно с нарисованной паутиной, на ней насекомые. Что же будем делать? Где найти задания паука? Дети: а может на цветке они есть? Воспитатель: давайте посмотрим. Воспитатель берет цветок и на оборотной стороне цветка, находит задания паучка. Дети: точно. Какие вы молодцы! | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Дети: мы готовы выполнить задания, чтобы освободить насекомых. Воспитатель: я с вами полностью согласна. Мы сегодня с вами будем выполнять задания и узнаем много нового про этот удивительный мир, будем внимательными, будем помогать друг другу. Согласны? Дети: хорошо. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: А вот и первое задание: надо узнать какие насекомые спешили на карнавал к пауку. Для этого вам надо пройти за столы и выполнить задание. Дети садятся за столы. На каждого ребенка приготовлены карточки для работы. Очертания насекомых заклеены чистым листом бумаги, стоят кисточки и емкости с маслом. Воспитатель: вам надо нанести масло с помощью кисточки и узнать насекомое, которое спряталось. Но ничего не говорите. Дети «закрашивают» верхний лист маслом и проявляется насекомое. Воспитатель: я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы будете поднимать руку , кто нашел такое насекомое. Всех жучков она милей Спинка алая у ней. А на ней кружочки, Черненькие точки. (Божья коровка) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок, Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка) Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион. Ловко прыгать может он. (Кузнечик) Насекомое — в почёте, Без всякого усилья Летаю над водой, Сверкают мои крылья Прозрачною слюдой. Тело тонкое, словно стрела, И большие, большие глаза. (Стрекоза) Он работник настоящий Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Всех насекомых отыскали. Сколько их? А каких насекомых вы еще знаете? Дети: насекомых : Дети называют других насекомых (муха, комар, шмель, оса, богомол, саранча и др.) Воспитатель прикрепляет картинки с насекомыми, чтобы были отчетливо видны сходства в их строении (шесть лапок, голова, туловище). Воспитатель: а вот и второе задание: ребята, посмотрите на картинки: чем похожи насекомые? Что есть общего у них? Дети: они похожи своим строением: у них шесть лапок, есть голова и туловище. Воспитатель: правильно. У многих насекомых еще есть крылышки. Они могут быть спрятаны под жесткими верхними крылышками. Воспитатель показывает картинку. Воспитатель: вот и второе задание мы выполнили. Воспитатель: переходим к третьему заданию: знаете ли вы, чем питаются насекомые? Дети: мы не знаем. Воспитатель: для этого, паучок приготовил нам задание «Лабиринт». Внимательно пройти по лабиринту и вы сможете узнать , чем питаются насекомые. Детям предлагаются картинки с заданиями «лабиринт»: на одном конце лабиринта картинка насекомого, на другом несколько картинок с предполагаемым питанием этого насекомого. Бабочка- питается нектаром , муравей - мелкой тлей и соком растений), божья коровка – тлей, стрекоза – мелкими личинками, пчела –пыльцой, саранча – растениями) Воспитатель: молодцы. Всех насекомых можно разделить на группы по способу питания : растительноядные, всеядные, хищников и паразитов. А куда бы вы отнесли ваших насекомых? Дети объясняют свой выбор. Воспитатель: вот, даже среди насекомых есть хищники и те, кто питается только растениями. Воспитатель: чем питаются насекомые мы узнали с вами. И выполнили еще одно задание паучка. Скоро все насекомые будут свободны. Дети: давайте скорее выполнять следующее задание, чтобы поскорее освободить насекомых. Воспитатель: следующее задание: надо поселить всех насекомых по своим местам обитания. Перед Вами картинки с изображением разных мест обитания насекомых, с их «домиками». Вам надо подобрать к темному силуэту то насекомое, которое обитает именно в этом месте. Детям предлагаются несколько картинок с местами обитания определенных насекомых. Дети подбирают картинки с изображением насекомых и объясняют место обитания того или иного насекомого. ( пчела – в улье, муравей – в муравейнике, кузнечики – в траве, жуки- на деревьях, стрекозы- у водоемов, паук- паутина) Воспитатель: видите, как много мест обитания насекомых. Дети: ура! Мы справились и с этим заданием. Воспитатель: Предлагаю немного нам отдохнуть. Отправимся на пруд к стрекозам. Утром стрекоза проснулась, (протирают кулачками глаза) Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, тянутся) Раз – росой она умылась, (протирают ладонями щеки) Два – изящно покружилась (кружатся на месте) Три- нагнулась и присела (приседают) На четыре – полетела (машут руками вверх, вниз) У реки остановилась, (легкий бег на месте) Над водою закружилась (приседают.) Мы немного с вами отдохнули. Продолжим наше приключение и, наконец, освободим всех насекомых. Воспитатель: а вот интересно, а может нам и не нужны насекомые? Они такие маленькие. Как вы думаете, а нужны ли нам насекомые? Может можно обойтись и без них? Дети: они помогают человеку, птицы кушают насекомых. Воспитатель: интересно. Дети: пчелы дают человеку мед, насекомые опыляют растения. Воспитатель: (показ картинок) божья коровка защищает растения от тли, она поедает их; есть насекомые, которые помогают очищать водоемы от грязи; есть такое насекомое –шелкопряд, который производит тоненькие нити – «шелк», и люди используют его для производство тканей. И можно много, много приводить примеров, какую роль играют насекомые в жизни людей, птиц, животных. Воспитатель: а вот, например, комар или саранча? Как вы считаете вредное или полезное насекомое? Дети: наверное, вредное. Воспитатель: любое насекомое для чего-то нужно. Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые края осенью? Дети: потому что холодно, им нечего кушать. Воспитатель: но мы же подкармливаем птиц зимой? Дело в том, что эти птицы питаются насекомыми, но с наступлением холодов куда деваются насекомые? Дети: они прячутся , засыпают. Воспитатель: правильно. У птиц нет больше пищи, поэтому они отправляются в теплые края, где насекомые не впадают в спячку. И есть питание. Дети: насекомые тоже нужны в природе. Воспитатель: смотрите, тут еще одно задание: «Третий лишний». Вам надо выбрать , какое насекомое лишнее на картинке и объяснить почему вы так думаете. дЛя выполнения этого задания я предлагаю вам присесть на стульчики, потому что задание мы увидим с вами на экране. На экране появляются картинки с изображением насекомых; 2 насекомых летают, одно насекомое ползает, или наоборот: двое насекомых ползающих, одно – летающее. Игра на закрепление способов передвижения насекомых. Дети по очереди отвечают и объясняют свой выбор. Воспитатель: ну вот мы и выполнили все задания. Давайте поможем всем насекомым выпутаться из паутины. Дети распутывают всех насекомых из паутины. Воспитатель: вы слышите? (включается запись звуков насекомых) Дети: да. Насекомые вернулись на полянку. Воспитатель: а куда спешили наши насекомые? Дети: на карнавал. Воспитатель: смотрите маленькие паучки спешат к нам, давайте вместе с ними поиграем. Выполняется дыхательная гимнастика «Танцующие паучки». Воспитатель: Посмотри на летний луг, Приглядись внимательно! Ты поймёшь, что жизнь вокруг Очень занимательна! Вроде нету никого, Хотя жизнь кипит, бурлит. Кто-то прячется в листве, И в ромашках, и в траве. Каждый занят своим делом, Важен он на свете белом! | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Узнавание нового материала про насекомых: их разнообразие, строение, места обитания, чем питаются; способ передвижения насекомых, роль в природе, человека | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дидактические игры «Третий лишний», «Кто, где живет» «Чем питается насекомое?; рассматривание папки «Лесные этажи», «Животные леса» | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: как вы думаете мы справились с заданием? Дети: да. Мы освободили всех насекомых. Воспитатель: ребята мы выполнили с вами задания и узнали много нового про насекомых. Что мы с вами узнали уже про насекомых? Дети: о строении насекомых, чем они питаются, что бывают хищные насекомые, травоядные, всеядные; где живут насекомые. Воспитатель: как вы думаете , нужны нам насекомые? Или мы можем обойтись без них? Дети: если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||
4.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Отгадывание загадок. Создание альбома: «Мир насекомых».. Вид деятельности: чтение, художественно – творческая, игровая, двигательная. | ||
4.2 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".
Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых». Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект совместной деятельности "Мир насекомых"
Данная деятельность проводится в сентябре месяце. "Мир насекомых" - это второе занятие согласно перспективному плану по развитию фонематического восприятия у детей 5 - 6 лет. Может использоваться в ка...

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия "Насекомые"
Расширение знаний о насекомых,осуществление релаксации отдельных групп мышц....
Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Насекомые"
Цель: Познакомить с экосистемой «Луг».Задачи: Сформировать представления о роли насекомых в жизни растений.Продолжать формировать у детей ручную умелость и творческое воображение. Воспитыват...

Конспект беседы с детьми: "Насекомые- польза и вред"
Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми...

План-Конспект НОД "В мире насекомых"
Интегрированное занятие, посвящённое формированию бережного отношения к насекомым, любви к природе....

Конспект занятия по теме: «Насекомые»
Конспект по теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....
