Проект «Птицы - наши друзья!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Зима – тяжелое время для зимующих птиц,остающихся без корма. Побудить у детей стремление помогать пернатым в холодный период – одна из важных задач в системе экологического воспитания дошкольников. Создать условия для общения детей с окружающим миром природы в рамках детского сада возможно через совместное с родителями изготовление кормушек для птиц и установку их на участке, через наблюдение за поведением пернатых на кормушках и узнавание новых фактов из их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashi_druzya_sidorina_v.yu_.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Птицы – наши друзья»

Сидорина Вера Юрьевна, воспитатель МБОУ «Тарасковская СОШ»

дошкольное отделение п. Зендиково

Актуальность

В настоящее время будущее Земли активно обсуждается на различных экологических и научных форумах. Ученые серьезно обеспокоены экологической ситуацией, сложившейся на нашей планете, связанной с расширением мегаполисов, загрязнением окружающей среды выхлопными газами и различными химическими отходами. Изменение климата, как следствие глобального потепления, ведет к нарушению флоры и фауны, исчезновению некоторых видов растений, животных и птиц. В ситуации назревающей экологической катастрофы воспитание бережного отношения к природе становится чрезвычайно важной задачей каждого живущего на планете. Работу по формированию экологической культуры детей необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте.

Проблема

Зима – тяжелое время для зимующих птиц, остающихся без корма. Побудить у детей стремление помогать пернатым в холодный период – одна из важных задач в системе экологического воспитания дошкольников. Создать условия для общения детей с окружающим миром природы в рамках детского сада возможно через совместное с родителями изготовление кормушек для птиц и установку их на участке, через наблюдение за поведением пернатых на кормушках и узнавание новых фактов из их жизни.

Цель проекта:

Создать условия для привлечения детей к практической природоохранной акции и углубления их знаний о зимующих птицах.

Задачи:

- познакомить детей с видами зимующих птиц, их образом жизни, связью с окружающей средой и ролью человека в жизни птиц;

- провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

- формировать познавательный интерес дошкольников к изучению особенностей жизни зимующих птиц;

- формировать умение детей получать информацию из разных источников (библиотека, газеты, журналы, интернет, помощь родителей);

- развивать коммуникативные навыки детей, творческое воображение, мышление и память;

- способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников;

 - совместно с родителями изготовить кормушки для подкормки птиц на участке;

- открыть «Птичью столовую»

- организовать регулярную подкормку птиц;

- участие в акции «Покормите птиц зимой!»

Сроки реализации проекта:

С 28 октября по 12 ноября 2024 года

Место проведения:

Подготовительная группа МБОУ «Тарасковская СОШ» дошкольное отделение п. Зендиково, участок для прогулок в дошкольном учреждении.

Участники проекта:

Дети, родители, педагоги

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-личностный, общественно-полезный

Вид проекта: краткосрочный.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- Выявление первоначальных представлений детей о зимующих птицах, особенностях их жизни и питания;

- сбор информации по теме проекта: художественная литература, методическая литература, посещение сайтов соответствующей тематики;

- подготовка материала для продуктивной деятельности;

- подбор наглядного материала (образцы фотографий, иллюстраций, репродукций картин, открыток, плакатов);

- подбор технических средств обучения: компьютерные презентации, задания для интерактивной доски;

- составление плана совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

2. Основной

Организация совместной деятельности с детьми:

- беседы с детьми «Зимующие птицы», «Как подкармливать птиц», «Правила поведения возле кормушек»;

- прослушивание голосов птиц;

- просмотр документальных фильмов о зимующих птицах нашего края;

- чтение художественной литературы (Бианки В. «Сова», Тургенев И. «Воробей», Бианки В. «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», Барков А. «Голоса леса», Поленов И. «Синичкины кладовки», Яшин А. «Покормите птиц зимой», загадки);

- составление рассказа о  птице ( на выбор детей);

Сюжетно-ролевые и дидактические игры:

сюжетно-ролевые игры: «Организуем столовую для птиц»; «Семья готовит кормушку для птиц»;

дидактические игры: «Накорми птиц», «Верю-не верю», «Какая птица?», «Кто как разговаривает?»;

игры со строительным материалом: «Кормушка для птиц», «Птичья столовая»;

Проигрывание ситуаций:

«Я подкармливаю зимующих птиц»;

Пальчиковые игры:

«Кормушка»;

Подвижные игры:

«Совушка», «Собачки и воробьи», «Перелет птиц».

Наблюдение:

«Как птицы прилетают на кормушку»

3. Заключительный

- развешивание кормушек на участке и организация подкормки птиц.

- открытие «Птичьей столовой»

- участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»

Ожидаемый результат

Для детей:

- имеют представления о видах, названиях, среде обитания зимующих птиц средней полосы;

- знают особенности подкормки разных зимующих птиц;

- рассказывают о правилах поведения возле кормушки;

- отгадывают птиц по голосам;

- умеют работать в команде, прислушиваясь к мнению других и корректно доказывая свою точку зрения;

- умеют совместно с родителями изготавливать кормушки для птиц.

- участвуют  в акции «Покормите птиц зимой»

Для родителей:

- совместно с детьми изготавливают кормушки для птиц;

- предоставляют информационный материал, наглядный материал (информация о зимующих птицах, фотографии и иллюстрации зимующих птиц).

Для педагогов:

- пополнено портфолио методическими материалами по теме;

- организована проектная деятельность, обеспечивающая освоение детьми содержания данной темы.

Взаимодействие с родителями:

- совместная работа детей и родителей по изготовлению кормушки на участок для прогулки в дошкольном учреждении;

- подбор иллюстраций, картинок и фотографий зимующих птиц;

- подбор информации и составление совместно с детьми рассказа о зимующей птице;

- консультация «Как сделать кормушку».

Приложения

Консультация для родителей

«Как сделать кормушку»

Материалы для строительства

Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.

Для строительства кормушки хорошо подходит обычная березовая фанера толщиной от 3 до 6 мм. Запаситесь гвоздями и шурупами, проследите, чтобы они подходили к вашей фанере и рейкам, не были слишком мелкими (тогда они не будут удерживать материалы вместе) или крупными (фанера и рейки могут растрескаться). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Виды кормушек

Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день. Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц. Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Часть корма просто рассыпают на земле.

Все кормушки следует регулярно чистить во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции). Кормушки следует чинить перед началом зимы (в щели может застрять птичья лапка, да и мало ли что!).

В подносе для корма следует проделать дренажные отверстия, через которые будет стекать дождевая вода.

Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц.

Когда вывешивать кормушку

Кормушку можно вывесить в любое время, однако в разное время года к ней будет слетаться разное количество птиц, причем виды их также будут варьироваться. Одни птицы питаются зерном, другие – насекомыми, третьи – фруктами. Кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине октября. В это время к ним начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму.

Также вы подкармливаете мигрирующих птиц, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что вы регулярно наполняете ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Поскольку птицы за день облетают свой участок и заглядывают в несколько мест, где может находиться корм, они, безусловно, его найдут в другом месте, если ваша кормушка останется пустой.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Именно в это время надо следить за тем, чтобы они не оставались без корма. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.

Летом к обычному рациону птиц добавляют фрукты (нарезанные червивые яблоки), также сахарную воду. Избегайте выкладывать в кормушки испорченный корм. Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть она будет на расстоянии от окна, иначе птицы будут сталкиваться со стеклами. 97 миллионов птиц разбивается о стекла ежегодно. Часто они натыкаются на стекла с испугу. Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

Подкормка для птиц

Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.

Второй вид корма – белое просо. Небольшая часть кукурузных зерен также должна присутствовать по возможности в кормушке. Хорошим кормом будут семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков (лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины). Неплохо давать и орехи. Весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Избегайте старых семечек с дырками в кожуре, там завелись насекомые. Не рекомендуются прошлогодние семена сорняков: срок их годности всего несколько месяцев.

Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый "пирог для птиц". Его вывешивают в сетках из-под овощей. Вешайте его среди густых тонких ветвей в кустах, чтобы не добрались вороны и галки.

Предлагается следующее меню для птичьей столовой:

50 процентов семян подсолнечника;

35 процентов проса;

15 процентов зерен кукурузы.

Некоторые орнитологи предлагают 75 процентов корма составлять из семян подсолнечника. Наилучшее меню вы составите сами, наблюдая за пищевыми пристрастиями птиц, посещающими вашу кормушку.

На время гнездового периода неплохо поместить в кормушке кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам, пусть это будет скорлупа куриных яиц или куски штукатурки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

проект " Птицы- наши друзья!"

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...