Проект «Оренбургский пуховый платок»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Азарова Наталья Ивановна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_orenburgskiy_puhovyy_platok.docx803.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7» п.Новоорск

Проект

«Оренбургский пуховый платок»

в разновозрастной группе общеразвивающей направленности

«Гномики»

                                 Picture background

Воспитатель:

Высшей категории Азарова Н.И

                                                       п.Новоорск,2024

Актуальность обоснования темы

«Народ, который не знает

своей культуры и истории –

презрен и легкомыслен»

Н. М. Карамзин

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.

Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребёнка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубов, Е. П. Арнаутова), осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятие детьми мира предметов (О. А. Артамонова) и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Мы живем в Оренбургском крае, который богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, у ребёнка формируется чувство гордости за свой край и людей, его прославляющих.

Цель проекта: воспитывать патриотические чувства у детей на основе традиций своего народа, формировать чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Дать первоначальные сведения из истории появления пуховых изделий.

2. Учить думать, анализировать и сравнивать то, что видят в окружающей жизни.

3. Развивать интерес детей к промыслам и истории родного края,

любознательность.

4. Формировать творческое воображение через поэзию, художественное слово, музыку.

5. Способствовать развитию личности в духе патриотизма.

6. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Тип проекта: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Проблема: недостаточное знание детей о народных промыслах родного края.

Условия реализации проекта:

• Ознакомление дошкольников с традициями родного края должно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей образовательной программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

• Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города и края, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

• Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

• Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, рисование).

• Знакомство детей с династиями пуховниц, жителями п. Новоорск.

• Создание такой развивающей в группе и ДОУ среды, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей пуха, мини-музей родного края, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

• Организация работы с родителями.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. История пуховых платков.

2. Знакомство с пуховязальным промыслом оренбургского края.

3. Как рождается узор.

4. Традиции и тепло души Оренбургских платков.

5. Всемирная известность.

План проведение проекта:

Первый блок

Тема: История пуховых платков

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.

Форма проведения: Дидактическая игра «Откуда пух пришел»,

Беседы: «История п.Новоорск», «Новоорские   пуховницы».

Просмотр кинофильма «Оренбургский пуховый платок».

Оформление стенда для родителей «Промыслы Зауралья».

слушание песни «Оренбургский пуховый платок». Просмотр мультфильма «Про оренбургскую козочку»

Результаты: Досуг «Богатство Оренбургского края».

          Второй блок

Тема: Знакомство с пуховязальным промыслом.

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Форма проведения: Экскурсия в мини-музеи детского сада «Оренбургский пух», «Моя малая родина». Сюжетно-ролевая игра «Мастерицы». Чтение «Оренбургский пух», «Оренбургский пуховый платок».

Результаты: Создание уголка предметов народного промысла. Выставка семейных реликвий.

Третий блок

Тема: Как рождается узор

Виды детской деятельности: Продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.

Форма проведения: занятие, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Нарисуй узор», «Художественная мастерская», слушание песни «Оренбургский пуховый платок».

Результаты: Создание детского альбома «Узоры Оренбургского платка».

Четвертый блок

Тема: Традиции и тепло души Оренбургских изделий

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, игровая.

 Форма проведения: Рассматривание иллюстраций пуховых изделий

Результаты: Познавательная беседа «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок»

Пятый блок

Тема: Оренбургский пуховый платок – символ Оренбуржья

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.

Форма проведения: Прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок», стихи о мастерицах.

Результаты: Демонстрация моделей пуховых изделий, проведение досуга «Оренбургский пуховый платок».

Приложение 1

Познавательная беседа с детьми шестого года жизни

 «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок»

Цель беседы: продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края.

Задачи:

     Дать детям представление о знаменитом промысле Оренбуржья;

Воспитывать уважительное отношение к различным видам труда, к художественному национальному наследию.

Оборудование: Пуховый платок, веретено, клубок пуховой пряжи, аудиозапись песни в исполнении Л. Зыкиной, тематическая папка "Промыслы родного Оренбуржья".

Ход беседы:

Мотивация: Слушание куплета песни "Оренбургский пуховый платок".

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, как называется наша область (Оренбургская).

Воспитатель: А какие слова из прозвучавшей песни вам знакомы? (платок, Оренбургский).

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что наша область считается хлебородной и не только этим промыслом знаменит наш край. Наша область славится ещё и тем, что по сей день является символом и визитной карточкой не только Южного Урала, но и всей России, так как славится вязаными платками из козьего пуха. Вязание платков из пуха оренбургских коз - это промысел, которому более 250 лет. В старину вязали платки только вручную, на спицах, а в настоящее время используют специальные машины. Но самыми ценными всё же остаются те, которые вяжут руками мастерицы.

Чтобы получился пух, необходимо счесать его с коз, затем пух промывают, сушат и отправляют к мастерицам-вязальщицам. Они выбирают из пуха ненужные волоски и делают нить для вязания, затем скатывают в клубки и начинают вязать (Показать веретено и клубок пуха)

Физкультминутка:

"В нашем краю леса высокие (руки над головой)

В нашем краю реки глубокие (приседание)

В нашем краю степи широкие (руки в стороны)

Горы большие (руки вверх через стороны)

А мы ребята - вот такие (указательный палец выставляют вперёд

Дидактическая игра: "Что лишнее?" (головные уборы, платки)

Воспитатель предлагает рассмотреть пуховый платок, обращает внимание на рисунок.

Продолжает: Оренбургский платок демонстрирует многообразие, красоту и загадочность, отличается высоким художественным качеством. Наши Оренбургские платки -это такое же чудо, как Гжельские сувениры или Вологодские кружева.

Работа за столом. Игра "Собери узор" (разрезные картинки)

Итог беседы. Просмотр иллюстраций тематической папки.

Приложение №2

                                     

С большим интересом прошла встреча

 в нашем детском саду с Новоорскими пуховницами

                                         

С детьми провели занятие и посмотрели фильм

 о Оренбургском пуховым платке.

                                         

                                             

        «Новоорская газета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Мой Оренбургский пуховый платок»

Детско-родительский проект«Мой Оренбургский пуховый платок»...

Проект "Оренбургский пуховый платок"

В г. Оренбурге есть  детский сад №88 "Пушинка". Наш коллектив в детском саду создал Музей"Оренбургский пуховый платок"для того чтобы знакомить с исторической ценностью нашей О...

Детско-родительский проект «Мой Оренбургский пуховый платок»

Проект необходим для расширения знаний детей о культуре и достопримечательностях родного края, его приобщение к истории родного края!...

Проект "Оренбургский пуховый платок"

Проект "Оренбургский пуховый платок"...

Проект "Мой Оренбургский пуховый платок"

Знакомство с промыслом оренбургского пухового платка....

Проект "Оренбургский пуховый платок"

Проект с детьми "Оренбургский пуховый платок"...

Проект: «Оренбургский пуховый платок», для детей 6-7 лет

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стран...